Московский метрополитен является одним из самых крупных в мире. Имея в себе более двухсот станций и протяженность 350 км, он ежедневно, подобно гигантскому организму, пропускает через себя миллионы жителей мегаполиса. Помимо прочего, московское метро является одним из самых красивых, чистых и глубоких в мире.
Проект самого первого метро в Москве
Идея заложить метрополитен засела в умах высших слоев общества еще во времена Российской Империи. Уже тогда были попытки спроектировать такую сеть дорог. И случись это именно в те далекие годы. Если бы идея воплотилась, Московское метро, на сегодняшний день, было бы не только одним из самых больших, но имело бы более продолжительную историю.
В 1875 году инженер Титов начал агитировать и распространять среди высших чинов Москвы идею о создании железнодорожного тоннеля, соединяющего Курский вокзал с Марьиной рощей. Проложить его планировалось через Лубянскую и Трубную площади.
Первое метро в Москве могло быть создано в 1902 году, когда проектировщик транссибирской железной дороги Евгений Кнорре вместе со своим коллегой Петром Белинским решили выразить свои амбиции в виде попытки убедить чиновников высокого ранга создать сеть «городских железных дорог большой скорости внеуличного движения».
Но в том же году проект был отклонен в силу, по мнению чиновников, множества недоработок. Большую роль тогда в инфраструктуре города играла разветвленная трамвайная сеть, которая приносила городу немалый доход. Создание метро было тогда нерентабельным.
Строительство московского метрополитена при советской власти
Третья попытка реализации столь крупного проекта была предпринята в 1923 году. Загруженность инфраструктуры Москвы, на тот момент, была просто колоссальна, требовалось найти решение, которое помогло бы справиться с этой проблемой. А потому городская администрация была вынуждена обратиться к зарубежным инженерам, которые должны были составить план строительства первого метро в Москве. И когда проект, состоящий из 86 станций и длиной туннелей общей протяженностью 80 км, был готов, то у государства не хватило денег на его реализацию.
Первая линия метро в Москве
Ранее возникла идея создать метрополитен, который смог был разгрузить инфраструктуру столицы. Задача стояла непростая - создавать туннель на большой глубине, не имея при этом в своем государстве специалистов в этой области и необходимого оборудования. Проект создания первого метро в Москве был выдвинут 10 октября 1931 года. Глубинный способ заложения станций был выбран для сохранения первозданного облика Москвы. Для строительства первой линии метро было принято решение нанять инженеров из-за рубежа.
Строительство было завершено в рекордные сроки - через несколько лет. 15 мая 1935 первые поезда метро Москвы начали перевозку пассажиров. Метрополитен играл также первостепенную роль в годы Великой Отечественной войны, он служил бомбоубежищем для жителей города, а за всю войну его деятельность была прекращена всего лишь один раз на один день. Это было связано с напряженной ситуацией на фронте, когда город готовился оказывать сопротивление войскам третьего рейха.
Архитектурные особенности московского метро - первые этапы строительства
Станции-дебютанты имеют одну особенность, помимо выполнения своих изначальных функций перевозок пассажиров. Первое метро в Москве отличалось особой пышностью и помпезностью. Каждая из них была уникальна, все они были сделаны в стиле соц. реализма. На тот момент государство ориентировалось на чрезмерную роскошь в архитектурном плане. Это аргументировалось тем, что государство делает все во имя народа. Делает это качественно и неприлично роскошно, чего не могут позволить себе капиталистические страны. За символ Московского метрополитена, красную букву "М", был ответственный советский архитектор Илья Таранов.
За период правления И.В. Сталина было открыто еще несколько станций метро, также отличающихся особой пышностью.
Всего за первые двадцать лет было проложено около 45 км подземных железнодорожных путей, а также создано порядка 35 станций.
Упрощения стиля строения
После смерти И.В. Сталина курс архитектурной планировки был изменен на более аскетичный. Подобное решение о том, чтобы «устранить излишества в проектировании и строительстве» было принято государством в 1955 году. До этого периода станции строились по индивидуальным проектам и имели исключительно структуру глубокого заложения. После были созданы типовые проекты, по которым они должны были строиться, а также некоторые из них имели тип неглубокого заложения. Это было сделано с целью экономии средств.
Стремление к дешевизне и простоте не прошли даром. Станция, ныне носящая название "Воробьевы горы", имела множество ошибок и недочетов после строительства, из-за чего со временем пришла в негодность.
Всего в период 60-х годов было создано 33,5 км линий метро и построена 21 станция.