Социальное государство представляет собой политическую систему, в рамках которой происходит перераспределение материальных благ по принципу справедливости. Цель такой модели – достижение достойного качества жизни для каждого гражданина, сглаживание социального неравенства и помощь нуждающимся.
Происхождение концепции социального государства
Впервые понятие было предложено Лоренцем фон Штейном, немецким философом, экономистом, правоведом, в 1850 г. Именно он сформулировал основные положения концепции социального государства. В них автор отразил новаторские для того времени взгляды о средствах и возможностях государственной политики.
В концепции социального государства фон Штейна содержалось несколько принципиальных моментов, которые легли в основу нового понимания функций и задач власти. автор отмечал, что в рамках социального государства должно поддерживаться абсолютное равенство прав для всех классов и отдельных частных самоопределяющихся личностей. Власть должна способствовать общественному и социальному прогрессу населения, поскольку развитие одного обеспечивает развитие другого.
Назначение социального государства в концепции выражается, таким образом, в уравнивании прав всех граждан. Лоренц фон Штейн исключает возможность использования государства как арены, на которой постоянно идет борьба между классами. Автор отдает приоритет модели личность-государство вместо общепринятой государство-общество. Ключевой целью при этом он ставит социально-экономический прогресс.
Развитие концепции
В конце XIX в. впервые стали реализовываться первые принципы концепции социального государства. Основные проявления выражались в борьбе правительства с бедностью, деятельности по улучшению положения рабочих. Первой страной, принявшей социальные законы, стала Германия. Здесь были утверждены нормативные акты, предусматривающие страхование по болезни, пенсии по старости и пр. Так зародился так называемый прусский социализм.
Свое развитие концепция социального государства получила в США. Толчком для этого явились преобразования президента В. Вильсона. Он призвал перестать считать государство только "ночным сторожем", выполнявшим единственную задачу – охрану собственности. Вместо этого Вильсон предложил свою концепцию социального государства. Основные достижения в сфере повышения качества жизни граждан должны стать результатом активной деятельности власти. ключевые направления государственной политики были отражены в "Новом курсе" Рузвельта. Это была программа выхода Америки из кризиса.
Концепция социального государства после Второй мировой снова стала интересовать европейских ученых. Вместе с тем ее положения значительно трансформировались под влиянием существовавших тогда условий. Идеалом в Европе того периода считалась концепция либерального социального государства. Она может реализовываться при условии прихода к власти социал-демократов, национализации энергетики, транспорта, здравоохранения, добывающей и тяжелой промышленности. В послевоенные годы в экономике преобладало кейнсианство.
Современная концепция социального государства успешно реализована в скандинавских странах – Новой Зеландии, Канаде, Финляндии, Нидерландах. Она получила название "шведской модели".
Специфика теории
Развитие концепции социального государства обуславливается политическими преобразованиями. По сути, власть осознанно принимает на себя обязательства сохранить политическую и социальную стабильность. Из этого можно сделать вывод, что база концепции социального государства – правовое общество. Как говорит сам Л. фон Штейн, правовое государство в своем классическом варианте опиралось главным образом на принципы личной свободы, формального равенства и невмешательства власти в общественные дела. Это, однако, привело к фактическому глубокому неравенству, классовой борьбе, кризисному состоянию. Это обусловило необходимость выработки новой социальной концепции. Правовому государству нужно было перейти в качественно новое состояние для выполнения новых задач и функций.
Становление теории в России
В 1993 г. в РФ была принята новая Конституция. Она стала базой для концепции социального государства. Теоретические наработки, разумеется, существовали и ранее. Но именно в 90-е годы они были официально приняты властью и закреплены законодательно. При их разработке были учтены основные концепции моделей социального государства, существовавшие в довоенный и послевоенный периоды, а также успешный опыт скандинавских стран.
Основы государственной политики в социально-экономической сфере отражены в ст. 7 Конституции. В норме говорится, что РФ является социальным государством, функционирование которого направлено на формирование условий, обеспечивающих достойное качество жизни и свободное развитие каждого человека.
Предпосылки
Что же подтолкнуло ученых на разработку концепции социального государства и социального обеспечения?
Конец ХХ – начало XXI вв. было периодом нестабильности. В течение 20 лет происходило сложное, бессистемное и противоречивое становление государства с огромными потерями. Несмотря на очевидную взаимосвязь, взаимообусловленность социальной и экономической политики, первая реализовывалась исключительно по остаточному принципу.
Сегодня, по мере укрепления отечественной экономики, формируются условия для целенаправленной активной деятельности власти. Необходимость в создании новой концепции социального государства в Российской Федерации обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, население страны выступает за реализацию активной госполитики, отвечающей принципам и сути социального государства, политическим установкам главы страны В. В. Путина по вопросам обеспечения надлежащего уровня жизни граждан и преодоления бедности.
Эта потребность, в свою очередь, вызвана внешними факторами. Речь, в частности, о необходимости гармонизации, сближения отечественного законодательства и социально-экономической практики с опытом и нормативными системами стран СНГЮ ЕврАзЭС, европейскими странами-участницами международных договоров.
Особенности разработки
Созданием концепции социального государства в Российской Федерации занималась группа ученых и практиков. Разработка велась на базе Академии труда и социальных отношений.
Созданная специалистами РФ концепция социального государства обсуждалась на экспертном Совете МПА ЕврАзЭС. Программа была одобрена участниками конференции, организованной в Академии по решению оргкомитета в 2004 г.
В концепции социального государства РФ учтены предложения и замечания Минфина, Минкультуры, Минтруда, Минэкономразвития, Минздрава, МИД, Минприроды, Минобрнауки, ФСС, ПФР, ФОМС, а также участников тематических конференций и круглых столов.
Что такое "социальное государство"?
В концепции, принятой научным сообществом, говорится следующее. Социальное государство представляет собой демократическое правовое государство, провозглашающее человека высшей ценностью и создающее условия для обеспечения свободного развития, достойной жизни и самореализации трудового (творческого) потенциала каждой личности.
Достойной жизнью считается такой уровень материальной обеспеченности человека, который соответствует стандартам современного общества. В рамках концепции социального государства индивиду гарантируется доступ к культурным ценностям, защита прав, личная безопасность. Свободным развитием признается умственное, физическое, нравственное совершенствование человека.
Социальное государство считается наиболее целесообразным способом соединения властных начал и основ свободы для обеспечения личного и общественного благополучия, социальной справедливости, солидарности при распределении продуктов труда. Последние два элемента являются неотъемлемыми звеньями концепции социального государства.
Ключевые принципы
Концепция социального государства в России основывается на:
- Экономической свободе человека, его праве на свободный выбор вида деятельности, в т. ч. в сфере предпринимательства.
- Доверии к регулирующей функции рынка, экономических методах управления им.
- Развитии и достижении экономической эффективности рыночного хозяйства.
- Социальной справедливости и солидарности в обществе. Они обеспечиваются посредством налогового перераспределения доходов и другими способами.
- Гендерном равенстве женщин и мужчин.
- Обеспечении участия всех граждан в государственном и общественном управлении, участии работников в делах предприятия, развитии института социального партнерства.
- Соблюдении свобод и прав человека.
- Проведении активной социальной политики.
- Обеспечении стандартов надлежащего уровня жизни для большинства людей.
- Адресной поддержке самых уязвимых слоев населения.
- Программе ликвидации или значительного сокращения числа бедных.
- Гарантиях формирования благоприятных условий для обеспечения реального участия населения разработке и экспертизе решений представителей власти всех уровней.
- Системе социальной ответственности.
- Гарантиях укрепления семьи, нравственного, культурного, духовного развития граждан, в первую очередь, молодежи.
Приоритеты
На современном этапе реализации концепции социального государства установлены следующие направления деятельности органов власти:
- Разработка и осуществление демографической политики. Она направлена на ослабление и ликвидацию тенденций сокращения населения, реализацию мер по снижению смертности (в особенности детской и лиц трудоспособного возраста) и увеличению продолжительности жизни граждан.
- Создание социально-справедливой, рациональной, эффективной системы распределения вновь созданной стоимости между трудовыми ресурсами, капиталом и государством, обеспечение повышения реального заработка и доходов людей, а на основе этого – повышение качества их жизни. установление гарантий в области оплаты труда. Реализация указанных задач осуществляется с помощью трудового законодательства, тарифной автономии, позволяющей профсоюзам и работникам добиваться справедливости при урегулировании трудовых споров.
- Сохранение и увеличение количества объектов жилфонда, повышение их комфортабельности, развитие системы ЖКХ, связи и транспорта за счет бюджетного обеспечения и средства населения, создание достойных условий жизни в населенных пунктах.
- Разработка и реализация программы ликвидации бедности, создание системы защиты граждан от социальных рисков, преобразование института пенсионного, медицинского страхования, соцзащита малообеспеченных семей, инвалидов, других нуждающихся категорий граждан.
- Обеспечение всем гражданам страны возможности работать на условиях продуктивной, полной занятости по выбранному добровольно направлению деятельности; защита трудовых интересов и прав работников.
- Обеспечение здоровья населения, достойного качества жизни при условии сохранения экосистем, поддержания их жизнеобеспечивающих функций, экологической безопасности государства.
- Повышение качества и роли общего и профессионального образования, обеспечение господдержки педагогической системы, учреждений культуры, сохранения национальной самобытности народов, населяющих страну. Для этого необходимо выработать стратегию развития науки, создания новых технологий, их модернизации.
Сфера обслуживания
В концепции социального государства ей отводится особое место. Развитие отраслей социального обеспечения и обслуживания населения имеет важнейшее значение при реализации задач, поставленных перед государством. Оно достигается за счет расширения действующей в стране сети учреждений и предприятий, повышения качества их работы, предоставляемых услуг, установления доступной стоимости для всех слоев населения, в т. ч. граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Молодежная политика
В концепции социального государства закреплено несколько задач, которые стоят перед властью сегодня. В качестве одной из них выступает реализация эффективной молодежной политики. Она должна быть направлена на формирование новых условий для получения образования, работы, жилья, государственных гарантий, на воспитание молодого поколения в лучших традициях нашего общества, на основе общепризнанных ценностей. Необходимо обеспечить приобщение молодых людей к исконно русской культуре, развитие их гражданской позиции, трудовой активности, вовлечение их в занятия спортом, туризмом, физкультурой.
Молодежная политика государств должна быть направлена на социализацию молодого поколения, привлечение его к управлению государственными делами.
Система социального партнерства
Она выступает в качестве важнейшего инструмента устранения противоречий между интересами капитала и труда. Социальное партнерство представляет собой процесс участия власти в урегулировании трудовых и других экономических отношений, связанных с ними, на равноответственной и равноправной основе с другими участниками – работниками (в лице профсоюзов в том числе) и работодателями. Эта система взаимодействия позволяет, с одной стороны, ограничить стихийность рынка, а с другой, - препятствует развитию административно-командных методов управления.
Социальная ответственность властных органов
Для эффективной реализации концепции необходимо установление конкретной ответственности для каждой структуры госуправления, всего общества, а также отдельного гражданина.
Госорганы (региональные и федеральные), а также институты местного самоуправления:
- Отвечают за реализацию социальных программ, разрабатываемых ими.
- Обеспечивают эффективность образования, науки, культуры, здравоохранения и прочих социальных отраслей.
- Осуществляют контроль над соблюдением государственных соц. стандартов, расходованием средств бюджета, предназначенных для удовлетворения социальных нужд населения.
- Реализуют прочие социальные функции, закрепленные в законодательстве, соглашениях, договорах между социальными партнерами.
Распределение ответственности между разными уровнями власти и структурами территориального самоуправления производится строго в соответствии с действующими нормами права.
Предприниматели как социальные партнеры
Социальная ответственность представителей бизнеса состоит в:
- Обеспечении производства качественных товаров, борьбе с фальсифицированной, контрафактной продукцией, поддельными лекарственными средствами, продуктами питания, причиняющими здоровью населения серьезный ущерб.
- Своевременной выплате зарплаты, создании условий для постоянного воспроизводства рабочих ресурсов.
- Обеспечении охраны труда и безопасности производства.
- Поддержании надлежащего уровня занятости населения, участии в программах по переквалификации кадров в случае ликвидации предприятий.
- Софинансировании программ профподготовки и повышения квалификации работников.
- Своевременном, полном перечислении страховых платежей в фонды.
- Адресной поддержке нуждающихся граждан.
- Совершенствовании, софинансировании развития объектов социально-культурной сферы.
- Социальной поддержке работников (предоставление ссуд, кредитов, пособий и пр.).
- Благотворительной деятельности.
Социальная ответственность представителей бизнеса проявляется в финансовой поддержке социальной сферы. Наряду с государством предприниматели вносят и свой вклад в развитие инфраструктуры.
Социальная ответственность личности
Она включает в себя ответственность перед обществом и своими близкими. Первая выражается, в первую очередь, в соблюдении законодательства и прочих норм, исполнении налоговых обязательств. Ответственность перед близкими, прежде всего перед семьей, состоит в посильном обеспечении надлежащего материального достатка, формировании благоприятной психологической атмосферы, нравственном воспитании несовершеннолетних.
Финансирование в социальном государстве
Одним из ключевых условий эффективной реализации государственной социальной политики выступает надлежащее ее финансовое обеспечение. Поставленные цели будут достигнуты в запланированные сроки только при ответственном отношении к трудовой деятельности, наличии социально-ориентированной экономической модели.
Для реализации поставленных задач разрабатываются и внедряются механизмы создания источников финансовых ресурсов. Ими являются средства бюджетов и внебюджетных фондов, поступления от граждан, безвозмездная материальная помощь работодателей.
Ценовая, бюджетная, налоговая политика, проводимая государством, кредитно-денежное регулирование должны быть направлены на решение ключевой проблемы российского общества – повышение благосостояния населения.
Правовое обеспечение
Оно признается еще одним важным инструментом, обеспечивающим функционирование социального государства – современного типа правового государства, соединяющего в себе начала власти и свободы для обеспечения благополучия общества и каждого его члена. Каждый гражданин должен получить гарантированные Конституцией свободы и права, высокий уровень защиты своих интересов.
Нюансы
Необходимо понимать, что социальное государство не рассматривается как раз и навсегда созданный тип государственного устройства. Под влиянием разных факторов оно изменяется в той же степени, в какой трансформируется общество и развивается экономика. Самая сложная при этом задача – обеспечить постоянный баланс между рыночной моделью и устранением социального неравенства, возникающего в ней.
Основная проблема состоит в определении пределов вмешательства власти в социально-экономическую жизнь. Ведь государство, с одной стороны, не должно тормозить развитие народно-хозяйственного комплекса, а с другой, - должно правовыми механизмами обеспечить реализацию интересов и прав каждого гражданина.
Направления социальной политики
Среди ключевых особенностей социально ориентированного государства необходимо выделить участие общественных групп, в т. ч. политических партий, движений, фондов, РПЦ и прочих конфессий в создании и функционировании российского общества. Важнейшая роль в управлении общественной, государственной, производственной жизнью при этом отводится профсоюзам.
Функционирование государства на принципах, изложенных выше, обеспечивается с помощью инструментов социальной политики. Она, в свою очередь, реализуется в сферах:
- охрана и оплата труда;
- безработица, занятость, рынок труда;
- регулирование доходов населения и потребления товаров массового производства;
- пенсионное обеспечение;
- предоставление адресной помощи;
- социальное обслуживание и страхование;
- образование, профподготовка, переподготовка, повышение квалификации;
- создание и повышение востребованности кадровых ресурсов;
- культура;
- наука;
- здравоохранение;
- спорт, туризм;
- поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, молодежи;
- обеспечение экологической безопасности, защита от техногенных и природных катастроф;
- охрана социальных прав граждан всех категорий.
Заключение
При реализации социальной политики государство должно учитывать все направления. При этом необходимо выделять самые приоритетные проблемы в зависимости от складывающейся ситуации в обществе.
Социальная политика на региональном, федеральном уровне в большей степени обладает нормативно-задающим, рамочным характером – разрабатываются и утверждаются соответствующие указы, постановления, законы. Реальное же воплощение социальной политики осуществляется на местном, районном, городском и корпоративном уровнях.
Одним из важнейших инструментов государственной политики выступает социальная защита. Она направлена на предотвращение различных неблагоприятных ситуаций или смягчение их последствий. Социальная защита предупреждает возможные нарушения интересов, прав, свобод личности от произвола административных органов и служащих, преступных посягательств на здоровье, жизнь, имущество, достоинство, честь и пр.
Повышение уровня защищенности населения обеспечивается за счет разработки и внедрения системы государственной социальной стандартизации. В ее рамках внедряются нормативы и нормы разного уровня (оптимальные, рациональные, минимальные). Большая их часть отражает обязательства государства перед гражданами разных категорий и групп. Соответственно, их реализация должна финансироваться бюджетными средствами.