Лоренц фон Штейн (18 ноября 1815 - 23 сентября 1890) был немецким экономистом, социологом и ученым из государственного управления из Эккернферде. Будучи советником периода Мэйдзи в Японии, его либеральные политические взгляды влияли на формулировку Конституции Империи Японии. Он был назван «интеллектуальным отцом государства всеобщего благосостояния». Эта статья посвящена не только биографии Лоренца фон Штейна, но и его основным идеям, главной из которых справедливо считается социальное государство. О нем будет сказано отдельно.
Происхождение и ранние годы
Лоренц фон Штейн родился в приморском городке Борби в Эккернферде, в Шлезвиг-Гольштейне, в семье Васмера Якоба Лоренца. Он изучал философию и юриспруденцию в университетах Киля и Йены в 1835–1839 гг., а также в Парижском университете в 1841–1842 гг. Между 1846 и 1851 годами Штейн был доцентом в университете Киля, а также был членом парламента Франкфурта в 1848 году. Его защита независимости своего родного Шлезвига, в то время являвшегося частью Дании, привела к его увольнению в 1852 году.
Начало карьеры
В 1848 году Лоренц фон Штейн опубликовал книгу под названием «Социалистические и коммунистические движения после третьей французской революции» (1848), в которой он ввел термин «общественное движение» в научные дискуссии, фактически изобразив таким образом политические движения, борющиеся за социальные права, понимаемые как благосостояние прав.
Эта тема была повторена в 1850 году, когда Штейн опубликовал книгу под названием «История французских общественных движений с 1789 года по настоящее время» (1850). Для Лоренца фон Штейна социальное движение в основном понималось, как движение от общества к государству, созданное неравенством в экономике, что делает пролетариат частью политики посредством представительства. Книга была переведена на английский язык Кете Менгельберг, опубликована издательством Bedminster Press в 1964 году (Кахман, 1966)
Университетская карьера
С 1855 года до своей отставки в 1885 году Лоренц фон Штейн был профессором политической экономии в Венском университете. Его работы того периода считаются основой международной науки государственного управления. Он также повлиял на практику государственных финансов.
В 1882 году премьер-министр Японии Ито Хиробуми возглавил делегацию в Европе для изучения западных правительственных систем. Сначала делегация отправилась в Берлин, где их инструктировал Рудольф фон Гнейст, а затем в Вену, где Штейн читал лекции в Венском университете. Как и в случае с Гнейстом, послание Штейна японской делегации заключалось в том, что следует избегать всеобщего избирательного права и партийной политики. Штейн считал, что государство выше общества, цель государства состояла в том, чтобы осуществить социальную реформу, которая была осуществлена от монархии до простых людей.
Учение об управлении Лоренца фон Штейна
Штейн наиболее известен тем, что он применял гегелевскую диалектику в области государственного управления и национальной экономики, чтобы улучшить систематизацию этих наук, но он не пренебрег историческими аспектами.
Лоренц фон Штейн, основоположник концепции социального государства, проанализировал классовое состояние своего времени и сравнил его с государством всеобщего благосостояния. Он изложил экономическую интерпретацию истории, которая включала концепции пролетариата и классовой борьбы, но он отверг революционную процедуру. Несмотря на сходство его идей с идеями марксизма, степень влияния Штейна на Карла Маркса остается неопределенной. Тем не менее Маркс показывает рассеянными замечаниями фон Штейна, что он знал о своей весьма влиятельной книге 1842 года о коммунистической мысли во Франции. Например, в «Немецкой идеологии» (1845–46) упоминается Штейн, но только как автор своей книги 1842 года. Хотя фон Штейн в некоторых случаях упоминает Маркса, обратное влияние кажется менее вероятным.
Смерть
Штейн умер в своем доме в Хадерсдорф-Вайдлингау в Пензингском районе Вены. Он был похоронен на протестантском кладбище Мацляйнсдорф. В этом районе ему установлен небольшой памятник.
Лоренц фон Штейн: социальное государство
Государство всеобщего благосостояния (социальное государство) является формой правления, при которой государство защищает и продвигает экономическое и социальное благополучие граждан на основе принципов равных возможностей, справедливого распределения богатства и общественной ответственности за граждан, неспособных воспользоваться минимальные условия для хорошей жизни. Социолог Т. Х. Маршалл охарактеризовал современное государство всеобщего благосостояния как отличительную комбинацию демократии, благосостояния и капитализма.
История
Первое государство всеобщего благосостояния берет свое начало в законодательстве, принятом Отто фон Бисмарком в 1880-х годах, чтобы расширить привилегии юнкеров как стратегию, направленную на то, чтобы обычные немцы стали более лояльными к трону против модернистских движений классического либерализма и социализма.
Как тип смешанной экономики, государство всеобщего благосостояния финансирует государственные учреждения здравоохранения и образования наряду с прямыми выплатами отдельным гражданам.
Современное применение идей Штейна
Современные государства всеобщего благосостояния включают Германию и Францию, Бельгию и Нидерланды, а также страны Северной Европы, в которых используется система, известная как скандинавская модель. Различные реализации государства всеобщего благосостояния делятся на три категории: (i) социал-демократическая, (ii) консервативная и (iii) либеральная.
Современные программы социального обеспечения в основном отличаются от более ранних форм облегчения бедности своим универсальным и всеобъемлющим характером. Институт социального страхования в Германии при Бисмарке был ярким примером. Некоторые схемы были основаны главным образом на развитии автономного взаимного предоставления льгот. Другие были основаны на государственном обеспечении.
В весьма влиятельном эссе «Гражданство и социальный класс» (1949) британский социолог Т.Г. Маршалл назвал современные государства всеобщего благосостояния отличительной комбинацией демократии, благосостояния и капитализма, утверждая, что гражданство должно включать доступ как к социальным, так и к политическим и гражданским правам. Примерами таких государств являются Германия, все страны Северной Европы, Нидерланды, Франция, Уругвай, Новая Зеландия и Великобритания в 1930-х годах. С тех пор термин «государство всеобщего благосостояния» применяется только к странам, в которых социальные права сопровождаются гражданскими и политическими правами.
Древние предшественники Штейна
Император Индии Ашока выдвинул свою идею государства всеобщего благосостояния в III веке до нашей эры. Он представлял свою дхарму (религию или путь) как не просто набор громких фраз. Он сознательно пытался принять это как вопрос государственной политики. Он объявил, что «все люди - мои дети» и «что бы я ни делал, я стремлюсь только погасить долг, который я должен всем живым существам». Это был совершенно новый идеал царствования. Ашока отказался от войны и завоеваний с помощью насилия и запретил убийство многих животных. Поскольку он хотел покорить мир любовью и верой, он отправил много миссий для пропаганды Дхармы.
Миссии были отправлены в такие места, как Египет, Греция и Шри-Ланка. Распространение Дхармы включало много мер благосостояния людей, центры обращения с людьми и животными, основанные внутри и за пределами империи. Были разбиты тенистые рощи, колодцы, сады и дома отдыха. Ашока также запретил бесполезные жертвы и некоторые формы собраний, которые привели к расточительству, недисциплинированности и суевериям. Для осуществления этой политики он нанял новый штат офицеров под названием Dharmamahamattas. Часть обязанностей этой группы состояла в том, чтобы видеть, что к людям различных сект относились справедливо. Их особенно просили заботиться о благополучии заключенных.
Что говорит об этом (кратко) теория социального государства Лоренца фон Штейна? Понятия благосостояния и пенсии были введены в раннем исламском праве, как формы закята (благотворительности), одного из пяти столпов ислама, при Рашидунском халифате в VII веке. Эта практика продолжалась хорошо в эру Аббасидов Халифата. Налоги (в том числе Закят и Джизья), собранные в сокровищнице исламского правительства, использовались для обеспечения доходов нуждающихся, в том числе, бедных, престарелых, сирот, вдов и инвалидов. По словам исламского юриста Аль-Газали, правительство также должно было накапливать запасы продовольствия в каждом регионе на случай стихийного бедствия или голода. Таким образом, Халифат можно считать первым в мире крупным государством всеобщего благосостояния.
Мнение историков
Концепция социального государства Лоренца фон Штейна многократно анализировалась историками. Историк Роберт Пэкстон отмечает, что на европейском континенте положения государства всеобщего благосостояния были первоначально приняты консерваторами в конце девятнадцатого века и фашистами в двадцатом, чтобы отвлечь рабочих от профсоюзов и социализма, им противостояли левые и радикалы. Он напоминает, что германское государство всеобщего благосостояния было создано в 1880-х годах канцлером Бисмарком, который только что закрыл 45 газет и принял законы, запрещающие Социалистическую партию Германии и другие собрания профсоюзных деятелей и социалистов.
Аналогичная версия была создана Граф Эдуард фон Тааффе в Австро-Венгерской империи несколько лет спустя. Законодательство о помощи рабочему классу в Австрии возникло от католических консерваторов. Они обратились к социальной реформе, используя швейцарские и немецкие модели и вмешиваясь в государственные экономические вопросы. Они изучили Закон о швейцарских фабриках 1877 года, который ограничивал рабочее время для всех и давал пособия по беременности и родам, а также немецкие законы, что страховали рабочих от производственных рисков, присущих рабочему месту. Это упоминается и в книгах по теории социального государства Лоренца фон Штейна.