Освещение торгового зала: виды, порядок монтажа, нормы

Освещение торговых помещений – один из ключевых компонентов в формировании благоприятного образа магазина. Правильно организованный свет выгодно концентрирует внимание на витринах, стимулируя клиентов совершать покупки и просто создавая приятную атмосферу. Но для этого еще на этапе проектирования освещения торгового зала должна учитываться широкая группа факторов и нюансов.

Искусственное и естественное освещение

Начать стоит с базового разделения подходов к организации освещения. Естественный свет предполагает создание условий для допуска в зал солнечных лучей, а искусственный формируется техническими устройствами и обеспечивает основной объем излучения. При всех преимуществах второй концепции, естественное освещение торгового зала является обязательным и классифицируется на верхнее, боковое и комбинированное. В проектном решении целевая площадка должна быть поделена на участки с боковым освещением – это зоны, примыкающие к стенам с оконными проемами. Расчет коэффициентов естественного света должен производиться без учета затеняющих объектов, в качестве которых может выступать мебель, оборудование, растения и т. д.

Освещение торгового центра

Что касается искусственного света, то его создают посредством электрических (преимущественно) светильников. Согласно общим правилам, разрядные источники такого типа должны подбираться с учетом комфортности для глаз, энергоэффективности и функциональности. Желательно, чтобы искусственное освещение в торговых залах также было разделенным с точки зрения функциональности. Об этом и пойдет речь ниже.

Общее освещение

Ошибочно считается, что основной свет должен создавать некий фон подсветки, уже в рамках которого организуется направленное освещение. На самом деле приборы с такой функцией должны выполнять сразу несколько задач, обеспечивая комфортные условия для пребывания в помещении сотрудников с посетителями и выделяя конкретные зоны с товарными выкладками или витринами.

В основном общий свет организуется за счет потолочных приборов, распределенных по всей площади. Именно разные конфигурации размещения светильников дают возможность создавать необходимые функциональные и декоративные акценты. Другое дело, что направленность и точечная подсветка для общего освещения торгового зала является второстепенной задачей.

Также стоит подчеркнуть, что в рамках одного зала могут находиться зоны с разным назначением, поэтому возможна и настенная установка в отдельных точках. К примеру, кассовые терминалы могут освещаться и регулируемыми приборами на специальных стойках. Часто используются и подвесные устройства, которые можно настраивать по высоте для удобства.

Экспозиционное освещение

Тот самый направленный свет, без которого не обходятся современные универмаги, супермаркеты и бутики. Суть данной разновидности освещения заключается в точечном выделении конкретного участка или предмета для привлечения внимания. Реализуется эта задача разными способами. Если ставка делается на максимальную оптимизацию размеров светильников, то организуется светодиодное освещение. В торговых залах часто применяют встраиваемые компактные приборы на диодных кристаллах, которые внешне почти не видны, однако по мощности излучения они не уступают стандартным галогенным и люминесцентным лампам. И напротив, массивные корпуса подвесных прожекторов смогут выполнить и функцию точечной подсветки, и выступить элементом дизайнерского оформления зала.

Освещение торгового зала прожекторами

Отдельно стоит поговорить и о местах размещения приборов, излучающих экспозиционный свет. Выше говорилось о потолочных вариантах установки, но также допускается и даже приветствуется нижнее (напольное) и настенное освещение такого типа. Чем разнообразнее направленность подачи света и чем он контрастнее, тем привлекательнее выкладки с товаром. Впрочем, и перенасыщать светильниками помещение тоже не стоит, так как излишний контраст с яркими потоками фотонов может утомлять посетителей. Альтернативным решением станет мягкое и деликатное освещение в торговых залах, устроенное на стеллажах и полках. В данном случае речь идет о совсем миниатюрных приборах с небольшой площадью охвата, но с выраженными световыми акцентами.

Особенности освещения в разных магазинах

Получить максимально выгодную подсветку без учета специфики реализуемой продукции невозможно, поэтому в каждом случае делаются индивидуальные акценты. Вот некоторые рекомендации по освещению торговых помещений разного назначения:

  • Продуктовые магазины. Важно соблюсти баланс между подачей направленного и общего света отдельных зон магазина, выдерживая равномерность. Акцент делается на ровный заливающий свет.
  • Магазины электроники и бытовой техники. Металлические корпуса выгодно сочетаются с холодным освещением, а для брендовых отделов лучше делать ставку на акцентированные потоки. В отделах с электроникой часто используют закарнизную цветовую подсветку, выделяя продукцию разных сегментов или ценовых уровней.
  • Автосалоны. Шоу-румы располагают большими площадями, требуя применения мощных прожекторов и потолочных люминесцентных светильников. Освещение торгового зала в данном случае ориентируется на эстетичность и функциональность одновременно.
  • Строительные магазины. Также речь идет о больших площадях, где может размещаться оборудование и массивные конструкции. Подача света должна быть обильной, ровной и высокой для полного охвата пространства с хорошим обзором.
Освещение автомобильного шоу-рума

Виды ламп для освещения торговых помещений

Используются практически все традиционные виды ламп, но в первую очередь – галогенные, люминесцентные и энергосберегающие. Исключение составляют лишь устройства с нитями накаливания из-за непрактичности, низкого рабочего ресурса и скромных мощностных показателей. Однако такие лампы по-прежнему считаются оптимальными с точки зрения комфортного восприятия глазом, поэтому полностью исключать и такой вариант не стоит.

В целом же основная конкуренция происходит между люминесцентными и галогенными устройствами. Если дело касается общего освещения торгового зала, то светильники первой группы будут наилучшим решением по цене и эксплуатационным характеристикам. Галогенные и современные металлогалогенные чаще используют в акцентированной подсветке. То есть целесообразно организовывать комбинированные системы.

Далее обращается внимание на рабочие качества ламп, главным из которых будет яркость. Соотношение акцентирующего и общего освещения в комплексе должно формировать достаточный уровень насыщенности, не превышающий 3200 люкс. И то, это значение касается лишь больших площадей более 2 тыс. м2. В проходных участках яркость должна составлять 200-250 люкс, а перед витринами и в акцентирующей подсветке – от 400 до 1000 люкс. Что касается теплоты, то многое зависит от направленности самого магазина, поскольку это цветность является и стилистическим штрихом. Но для комфортного восприятия глазом оптимальный диапазон варьируется от 2700 до 3200 К.

Светодиодное освещение торгового зала

Светодиодное освещение торгового зала

Высокотехнологичные LED-светильники сегодня активно применяются в общественных помещениях. Их использование оправдывает себя как в плане конструкционного устройства, о чем уже говорилось применительно к организации точечной подсветки, так и в характеристиках функциональности и энергоэффективности.

Для светодиодных приборов практически нет ограничений в отношении реализации конструкционного форм-фактора. Диоды размещаются и в мелких встраиваемых светильниках, и в крупных панелях освещения, которые буквально заливают фотонами огромные пространства. При этом, в отличие от люминесцентных потолочных моделей, LED-освещение для торговых залов обходится дешевле по расходам на электроэнергию при том же рабочем эффекте. Другое дело, что сами светодиоды стоят порой в несколько раз дороже.

Что еще важно, производители данной разновидности источников освещения все охотнее сегментируют их по категориям применения. Появляются узкоспециализированные модели для конкретных задач – вплоть до освещения определенной группы товара, если говорить о применении в торговых залах. Плотное совмещение LED-приборов с товарами избавлено и от рисков воспламенения, что тоже важно. Благодаря низкой степени тепловыделения такие устройства безопасны для легковоспламеняемой продукции и в этой характеристике им нет альтернативы на сегодняшний день.

Нормы проектирования искусственного освещения в торговых залах

В ходе разработки проекта производится детальный анализ по нескольким параметрам организации системы освещения в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95. В частности, определяется схема расположения световых приборов, их эксплуатационные характеристики, материалы изготовления корпусов, размеры и т. д.

К основным нормам проектирования искусственного освещения в торговых залах относятся следующие:

  • Коэффициент излучения от системы общего освещения должен составлять не меньше 70 %.
  • В выборе ламп следует ориентироваться на разрядные экономичные устройства, рабочая отдача которых составляет не меньше 55 лм/Вт.
  • В помещениях, где планируется обеспечивать цилиндрическую освещенность, коэффициент отражения должен составлять не меньше 40-50 % в зависимости от положения поверхности (стены или потолка).
  • В зале должны быть установлены приборы для аварийного и эвакуационного освещения.
Потолочное освещение торгового зала

Прокладка электропроводки

Для энергоснабжения торгового центра должна быть организована выделенная трасса проводки. От нее уже к техническому помещению объекта ведется питающий кабель. Далее устанавливается распределительный щит, включающий следующие элементы:

  • Дифференциальные автоматические выключатели.
  • Коммутационная аппаратура для защиты от короткого замыкания.
  • Шины для заземления электроприемников.
  • Устройства аварийного отключения.
  • Приборы учета электроэнергии.

От щита в соответствии с нормами освещения торговых залов монтируется система заземления типа TN-C-S, при которой обеспечивается глухое заземление нейтрали снабжающего трансформатора. Прокладка по контурам, ведущим к точкам расположения светильников, осуществляется с помощью кабеля ВВГнг. Вести линию можно закрыто (например, в подпотолочной нише) или открыто, но в гофрированной трубке из ПВХ. Фиксация кабелей выполняется посредством пластиковых клипс – это решение эстетически более привлекательно и к тому позволяет удобно выполнять монтаж нескольких параллельных линий.

Установка несущей конструкции для светильников

Точечное освещение торгового зала

Чтобы не портить внешний вид интерьера торгового зала, для светильников предварительно монтируется специальная база – шинопровод. Такие конструкции позволяют удобно фиксировать корпуса светильников разного назначения, среди которых и трековые системы. Основу данного элемента представляет металлический профиль. Его крепят анкерами или саморезами к стенам или потолку, а некоторые модификации можно подвешивать на специальных несущих рамах. Внутренняя часть шинопровода имеет встроенные медные проводники с материалами изоляции и коннекторами, к которым выполняется подключение. Монтаж системы освещения торгового зала с шинопроводом реализуется в следующей последовательности:

  • Производится разметка точек установки.
  • Крайние отверстия крепежа должны находиться не менее чем в 10 см от кромки конструкции. Промежутки между крепежом составляют не менее 80 см, а светильники располагаются с минимальным отступом друг от друга в 20 см.
  • К точкам освещения подводится подготовленная проводка от щитка.
  • Выполняется подключение шинопровода к сети по вводной линии питания через коннекторы.
  • В разъемы шинопровода устанавливаются приборы освещения.

Установка точечных светильников

Акцентированное освещение торгового зала

Для маскировочного или малозаметного освещения используются потолочные светодиодные приборы. В принципе реализация такого монтажа возможна только в случаях, если конструкция потолка имеет свободную тыльную нишу и декоративная панель может подвергаться резке. Например, это относится к гипсокартонным потолкам, в которых предварительно формируются отверстия с диаметром, соответствующим корпусу светильника. Точечное освещение торгового зала магазина в потолке возможно и в случаях применения конструкций типа армстронг. В них можно интегрировать и панельные светодиодные приборы. Размещение одиночных LED-приборов для направленного света может быть выполнено, если в таком потолке технологически предусмотрены соответствующие отверстия. В обоих вариантах через подготовленный проем выпускаются питающие провода от щитка. На них крепятся клеммные колодки, с которыми будет соединена светодиодная лампа. На завершающем этапе остается лишь разместить в отверстии корпус прибора с распорками или другими зажимными приспособлениями, которые будут удерживать светильник в подпотолочной нише.

Заключение

Освещение торгового зала

Особенностью устройства освещения для магазинов является многофункциональность оборудования. Важно, чтобы система отвечала жестким требованиям по безопасности, функциональности, эргономики и дизайнерской привлекательности. В этом смысле многое будет зависеть от выбранных светильников для освещения торговых залов и примыкающих зон. И современный ассортимент светотехники вполне позволяет решать такие задачи, оставаясь при этом и в умеренных рамках энергопотребления. Все большее внимание владельцы торговых центров уделяют светодиодным решениям, но и более привычные лампы сохраняют востребованность благодаря отдельным характеристикам, оценивать которые следует на основе конкретных требований к системе освещения.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.