Гигиенические требования: описание, классификация, виды

К любой сфере деятельности человека законодательство предъявляет определенные гигиенические требования. Например, в условиях реализации образовательных программ применяется один СанПиН (санитарно-эпидемиологические правила и нормы), а к производству одежды и обуви – другой. Данная статья посвящена детальному описанию системы гигиенических требований, установленных Главным санитарным врачом РФ.

Роль санитарно-гигиенических норм

Большую часть своей жизни дети проводят в общеобразовательных учреждениях. Для обеспечения комфортного и эффективного учебного процесса в них должны быть обеспечены безопасные санитарно-гигиенические условия.

Для полноценного физиологического и психологического развития каждого ребенка имеет значение образовательная среда. Под данным понятием следует понимать комплекс элементов, обеспечивающих жизнедеятельность общеобразовательного учреждения, включая технические и материальные ресурсы, построение учебного процесса, организацию школьного питания, медицинского обслуживания и пр.

Гигиенические требования, которые предъявляются к функционированию учебно-воспитательных заведений, установлены государственными стандартами. СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентирует не только принципы материально-технического оснащения школы, но и определяет условия для выполнения основных образовательных программ. В первую очередь внимание уделяется архитектурно-планировочным решениям здания, инженерным системам и освещению, составляющим микроклимата, а также обустройству водоснабжения и канализации.

К другой категории санитарных норм относятся правила расстановки учебных мест, рекомендации по выбору мебели, учебно-методических изданий, школьных портфелей и сменной обуви. В помещении, где осуществляется учебный процесс, действуют санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером и другими средствами обучения.

Администрация образовательного учреждения является ответственной за соблюдение правил организации питания и медицинского обеспечения, выполнение иных требований санэпидстанции, обязательных для нормального роста и развития школьников в безопасной и комфортной среде.

Где должно находиться школьное здание

Помещения заведений общеобразовательного типа рекомендуется размещать удаленно от проезжей части со стабильным движением транспорта на расстоянии не менее 170 м. Оптимальной территорией для размещения учреждения общеобразовательного типа, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10, является внутриквартальный участок микрорайона.

система гигиенических требований

Указанным документом установлен рекомендуемый радиус обслуживания населения. Для учреждений, размещенных в жилых городских массивах, этот показатель составляет 750 м. К учебным заведениям с повышенной нагрузкой (лицеи и гимназии) данное требование не применяется. В сельской местности самая отдаленная точка обслуживания школы может находиться на расстоянии 4 км. При этом для школьников, которые проживают на расстоянии более 1 км, местная администрация обязана позаботиться и организовать транспортное обслуживание.

К школьному зданию не разрешается пристраивать гаражи и парковки, а площадки, оборудованные мусорными контейнерами, должны находиться не ближе чем 20 м. При строительстве и зонировании помещения необходимо учитывать ориентацию окон. Например, согласно санитарным нормам, учебные кабинетов младших классов могут иметь выход на любые стороны горизонта, кроме северной.

Общие требования к помещению образовательного учреждения

Первое, на что следует обратить внимание – это вместимость. В городских школах она не должна превышать 1 000 учеников, в сельских – 500. При этом в каждом классе рекомендуемая наполняемость составляет 25 человек. Гигиенические требования к помещению предполагают зонирование на классы и кабинеты исходя из расчета не менее 2,5 м2 на одного ученика. Главными принципами структуры школьного здания являются:

  • обеспечение максимального разделения школьного контингента на возрастные группы;
  • разделение помещения на несколько блоков и разграничение учебных кабинетов и классов от общешкольных пространств (фойе, спортивный и актовый залы, столовая, административно-хозяйственный сектор);
  • близость учебных классов к санитарным узлам и рекреационным помещениям;
  • возможность изоляции отдельных групп в случае возникновения очага инфекционных заболеваний.

Система гигиенических требований нацелена на обеспечение организации регулярной уборки и дезинфекции помещений. Школьные стены должны быть гладкими. В качестве отделочных материалов допускается использование безопасных и водостойких покрытий. Гигиеническими требованиями СанПиН даются рекомендации по выбору цвета краски для стен. Например, для кабинетов, которые выходят на северо-восточную или северо-западную стороны, желательно использовать отделочные материалы теплых тонов (бежевый, бледно-розовый, бледно-желтый), а для южных аудиторий – краску холодных оттенков (бледно-голубой, бледно-зеленый). Стены спортзала рекомендуется окрашивать в светлые тона.

система гигиенических требований нацелена на

Гигиенические требования касаются и напольного покрытия в учебном заведении. Полы не должны быть скользкими, иметь щели и дефекты. В качестве поверхностного материала для пола разрешено использовать дощатый или паркетный настил, синтетический линолеум. Места для санитарно-гигиенических процедур обязательно выстилают керамической или мозаичной плиткой.

Воздушно-тепловой режим

Гигиенические требования к микроклимату школьных помещений зависят от типа остекления, ориентации окон, количества отопительных приборов, наличия вентиляции. Оптимальная температура в классах должна находиться в пределах 21-22 °C, а в спортивном зале – на уровне 15-17 °C. Подходящий уровень относительной влажности воздуха в помещении составляет 40-60 %.

В качестве приборов отопления используются радиаторы или трубчатые нагревательные конструкции. Максимальная температура их поверхности – 80 °C. Чтобы не допустить ожоговых повреждений учеников, отопительные системы ограждают съемными решетками.

Помимо отопления не менее значимым является обустройство вытяжной вентиляции. Администрация школьного учреждения ответственна за проведение очистки вентиляционного канала не реже двух раз в течение года. Для обеспечения естественной вентиляции окна здания оснащаются фрамугами и форточками, которые должны функционировать в любое время года. Система гигиенических требований по ФГОС предусматривает необходимость обязательного проветривания учебных классов и кабинетов во время перемен. Перед началом уроков и после занятий, при полном отсутствии учащихся, осуществляется сквозное проветривание, длительность которого зависит от погодных условий.

Какую воду можно пить в школе

Общеобразовательные заведения оборудуют системами водоснабжения для хозяйственно-питьевых и противопожарных целей. Одновременно с водоснабжением должна действовать центральная канализация, а при отсутствии таковой необходимо оборудовать местные очистные сооружения или биотуалеты.

В соответствии с гигиеническими требованиями вода для питья используется из центрального водопровода после обработки методом кипячения или фильтрации. При отсутствии централизованного водоснабжения для обеспечения питьевого режима используют бутилированную воду, качество и безопасность которой подтверждены соответствующими документами. При организации питьевого режима с бутилированной водой важно обеспечить достаточное количество чистой посуды для учащихся. Разрешается использовать стеклянные и фаянсовые чашки в столовой, а в классах и кабинетах – одноразовые пластиковые или бумажные стаканчики. Рядом с бутылью устанавливается напольный контейнер для сбора использованной посуды.

санитарно гигиенические требования при работе

Доступ учащихся к питьевой воде должен быть свободным и во время уроков, и во время перемен. В лаборантских, мастерских, подсобных помещениях, кабинетах физики, биологии и химии, медицинском кабинете, столовой и комнатах для гигиенических нужд к умывальным раковинам подводят обязательно холодную и горячую воду (не выше 60 °C).

Расстановка ученических парт в классе

Комплект, состоящий из стула и стола с наклонной поверхностью рабочей плоскости (с углом 7-17°), является основной ученической мебелью. Кабинеты, в которых проводятся учебные занятия, должны быть оборудованы мебелью, соответствующей возрастной группе и росту школьников. Если стол или стул слишком высок, рекомендуется использовать подставку для ног с возможностью ее регулировки по высоте.

В системе гигиенических требований имеют место и рекомендации по выбору учебных досок. Рабочая поверхность должна иметь высокоадгезивное покрытие для контакта с мелом, фломастером, легко очищаться влажной или сухой губкой. При выборе школьной доски, используемой для письма, необходимо обращать внимание на ее износостойкость, наличие антибликового покрытия.

Сам процесс расстановки мебели в учебном кабинете также должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. При работе в классе каждый учащийся должен иметь визуальный доступ к школьной доске. Исходя из этого действуют следующие правила:

  • минимальное расстояние между рядами парт – 60 см;
  • расстояние от учительского стола до учебной доски – не менее одного метра;
  • расстояние от первого стола в ряду до письменной доски не менее 240 см;
  • максимальная удаленность от учебной доски ученика, сидящего за последней партой – не более 860 см.

Гигиенические нормы организации рабочего места школьника

Рассаживание учеников осуществляется с учетом состояния здоровья каждого из них. Тех учащихся, которые часто болеют, необходимо отсадить подальше от наружной стены. Детей с нарушением слуха и зрения усаживают за первые столы в рядах.

Рабочее место необходимо организовывать таким образом, чтобы оно могло обеспечить удобное рабочее положение тела, при котором:

  • голова держится прямо (допускается легкий наклон вперед);
  • корпус наклонен вперед, но при этом учащийся не опирается грудью на край парты;
  • руки согнуты в локтях, опора на них отсутствует;
  • ноги согнуты под прямым углом и опираются на пол (подставку);
  • расстояние от глаз до рабочей поверхности письменного стола равняется длине предплечья и кисти.

Учебный процесс по нормам ФГОС

Гигиенические требования нацелены на исключение излишней нагрузки на организм учащихся различных возрастов. Начинать учебный день рекомендуется не ранее восьми часов утра. Причем, в начале недели учебный день должен быть облегченным, начинаться с небольшой разминки для повышения работоспособности учеников во время занятий.

система гигиенических требований в фгос

В соответствии с системой гигиенических требований в ФГОС, учебную нагрузку во время урока преподавателю следует планировать по единому принципу, который применяется для учеников начальной, средней и старшей школы. Нагрузка должна нарастать постепенно, достигая пика в середине занятия и спадая к концу урока, оптимальная длительность которого составляет 45 минут. Во время урока необходимо делать небольшие паузы.

Данным требованиям соответствует такой план, который условно разделяет занятие на вводную, основную и заключительную части. Первые 5-10 минут отводятся на обсуждение организационных моментов. На основную часть, предназначенную для изложения нового материала, затрачивается 25-30 минут. С целью заключительного тестирования и отработки усвоенной темы проводится небольшой опрос, затем выдается домашнее задание.

Учитывая, что система гигиенических требований в ФГОС нацелена на максимальную продуктивность учебного процесса, учитель должен использовать несколько обучающих форм во время урока (например, письмо, рассказ, викторина, выразительное чтение, рассмотрение прикладных пособий и др.). Этот метод позволит сохранить необходимый уровень концентрации внимания учащихся на протяжении всего занятия и избежать переутомления.

Книги, учебники, пособия

Основной целью введения гигиенических норм в отношении оформления учебных изданий является обеспечение удобочитаемости с целью поддержания здоровья органов зрения и профилактики офтальмологических заболеваний у школьников. При составлении СанПиН учитывались данные анализа современных учебных изданий. Гигиенические нормативы шрифтового и художественного оформления классифицированы по таким критериям, как зрительная опасность, вид учебного пособия и возрастная группа учащихся.

Общими требованиями к школьным книгам являются:

  • обложка – она может быть мягкой или жесткой;
  • способы скрепления блока – не допускается использование методов, приводящих к ухудшению условий чтения (книги, прошитые проволокой, склеенные бесшвейным креплением);
  • корешковые поля на развороте книги – не менее 2,6 см;
  • печать – может быть выполнена только черной краской с интервалом оптических плотностей не менее 0,7 без нечетких штрихов символов;
  • не более двух цветов краски для выделения текста.

Работа с компьютером

Электронно-вычислительные машины для учебных занятий могут быть установлены только в кабинетах информатики. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, компьютер устанавливается на одно рабочее место. На каждого ученика полагается не менее 6 м2 при использовании мониторов старого типа (устроенных с электронно-лучевой трубкой) и 4,5 м2, если подключены современные жидкокристаллические экраны. При подготовке к функционированию кабинета информатики пристальное внимание уделяется оборудованию защитного заземления, в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

санитарно гигиенические требования при работе с компьютером

Расстановка рабочих мест предполагает обеспечение безвредного воздействия электромагнитных полей. Учащиеся должны сидеть за компьютерами таким образом, чтобы преподаватель имел возможность свободно подойти к каждому рабочему месту. В школьных кабинетах информатики используются только стационарные компьютеры. Эксплуатация ноутбуков, принадлежащих учащимся, недопустима.

Санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером предполагают ограничение непрерывной продолжительности работы при условии фиксации взгляда непосредственно на экране монитора не более чем на 20-25 минут. Данный норматив разработан для учащихся старших классов.

Удобочитаемость текстов на экране монитора является не менее важным гигиеническим требованием к компьютеру, которое может быть выполнено за счет:

  • увеличения размера шрифта в сравнении с традиционными книжными изданиями;
  • регулировки яркостных показателей;
  • цветового сочетания фона экрана и символов.

При соблюдении санитарно-гигиенических норм при работе за персональным компьютером риск перенапряжения зрительной системы в течение урока отсутствует.

По каким критериям выбирать школьный ранец

В первую очередь необходимо обратить внимание на вес пустого портфеля – он не должен быть более 700 г. Предпочтение следует отдавать каркасным школьным ранцам, устойчивая форма которых предусмотрена конструкцией. Спинка портфеля должна быть полужесткой или оснащенной массажным профилем.

Чтобы плечевые ремни не врезались в кожу ребенка, их ширина должна быть не менее 40 мм. Причем сам материал, из которого они изготовлены, может быть эластичным и мягким на ощупь. Более практичным вариантом являются ранцы с жесткими плечевыми ремнями, однако их использовать можно лишь при наличии специальных смягчающих накладок.

гигиенические требования фгос нацелены на

Основную часть школьных сумок обычно изготавливают из прочного и практичного материала, обладающего водоотталкивающими свойствами. Ранец должен быть удобен для регулярной чистки или стирки. Предпочтение желательно отдавать ярким и красочным рюкзакам, имеющим сертификаты качества.

Максимальный вес школьного портфеля, рекомендуемый санитарно-гигиеническими нормами для учеников старших классов, находится в пределах 3,7-4,2 кг. Взвешивание рюкзака проводят вместе с учебными комплектами (тетрадями, книгами, пособиями) и канцелярскими принадлежностями в течение одной недели в каждой четверти.

Сменная обувь для учеников

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к организации учебного процесса в стенах школьного помещения учащиеся должны находиться в чистой сменной обуви. Она подбирается по форме и размеру стопы. При выборе размера желательно учитывать небольшой припуск в носочной части обуви, рассчитанный на постепенный рост и увеличение длины стопы за счет нагрузки при ходьбе. Оптимальный припуск составляет 5-7 мм. В случае его отсутствия пальцы ребенка будут находиться в согнутом положении, что может привести к нарушению кровоснабжения носочной части стопы.

Слишком свободная обувь также может принести вред, вызвав потертости и мозоли. Сменная обувь должна быть удобной, иметь плотный задник для прочного удержания пятки и недопущения ее отклонения. Подходящий температурно-влажностный режим внутри обуви должен обеспечиваться не за счет открытого носка, что недопустимо для сменных туфель, а за счет конструкции модели.

система гигиенических требований в фгос нацелена на

Нормы питания в образовательном учреждении

Для учеников младшего и среднего школьного возраста предусмотрена организация питания в школьной столовой. В большинстве учебных заведений также разрешена реализация буфетной продукции и готовых блюд.

Питание предполагает двухразовый прием пищи. Для учащихся в первую смену организовываются завтраки (11:00-12:00) и обеды (14:30-15:30). Если учебный процесс проходит во вторую смену, дети получают обед и полдник (16:00-16:30). Для детей, которые учатся в учреждениях с круглосуточным пребыванием, обеспечивается пятиразовое питание.

При закупке продуктов, формировании повседневных меню учитывается возраст и состояние здоровья детей. Рацион учащихся должен быть сбалансированным, основанным на принципах функционального питания. Блюда в школьной столовой должны благотворно воздействовать на организм, способствовать полноценному росту и развитию, содержать витамины, минералы, пробиотики и другие незаменимые пищевые компоненты. Повторение в меню одних и тех же блюд на протяжении двух дней подряд не допускается.

В ходе приготовления кулинарных изделий для детей не используется уксус, горчица, майонез, острые специи. В качестве приправ разрешено добавлять корень петрушки, сельдерея, укроп, корицу, ванилин. Блюда, которые готовят для учащихся, не должны содержать химических добавок (консервантов, красителей и ароматизаторов).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.