Каждый ребенок является личностью с момента появления на свет. Он развивается, учится, отстаивает собственное мнение. Но его эмоциональное и психическое состояние неразрывно связано с атмосферой в семье. Ребенок и родители выстраивают свои отношения на протяжении всей жизни. И порой взрослым, которым сложно понять, что происходит с детьми, приходится обращаться к психологам.
Любая диагностическая работа с детьми начинается с анализа внутрисемейных отношений. Ребенок не всегда может объективно оценить обстановку в семье и собственное в ней место. Поэтому психологи пользуются различными методиками, в том числе и хорошо зарекомендовавшей себя проективной методикой «Три дерева».
Автор методики
Методика «Три дерева» была разработана швейцарским психологом Корбозом, но немецкий психотерапевт Эдда Клессманн изменила процедуру проведения теста. Изначально психолог наблюдал за тем, как ребенок рисовал деревья, которые ассоциировал с родителями и собой – папино дерево, мамино и свое. Но методика «Три дерева» Э. Клессманн предполагает, что ребенок сначала рисует деревья, а только потом соотносит их с людьми. По ее мнению, дети склонны приукрашивать родительский образ. Поэтому рисунок не отражает полной картины отношений ребенка и родителей. Свои исследования и работы Клессманн базировала на принципе символ-драмы. Она использовала работу с воображением, чтобы сделать наглядными бессознательные желания, фантазии, конфликты ребенка.
Цель диагностики
Без понимания специфики семейных отношений, места ребенка в семье, невозможно сделать выводы о причинах его психоэмоционального состояния и оказать необходимую помощь. Методика позволяет достаточно просто получить информативные результаты, определить возможные конфликты и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений в семье. Цель методики «Три дерева» - ответить на важные для психолога вопросы о возможной самостоятельности ребенка, его идентичности и роли в семье, об эмоциях, которые доминируют в его жизни. Этот тест широко применяется для диагностики детей в приемных семьях и детских домах с учетом травмированной психики.
Характеристика методики
Психологи отмечают простоту рисункового теста. Его можно проводить с детьми с 4 лет при условии, что ребенок может рисовать и знает понятие «дерево». Методика «Три дерева» предполагает анализ рисунка, предварительную беседу с ребенком, обсуждение нарисованного и работу с самим рисунком. Препятствием для использования методики может стать нарушение цветовосприятия у ребенка, так как выбор цвета для рисования не менее важен, чем количество или вид деревьев. Проведение теста у маленьких детей затруднено не только вследствие того, что они не умеют изображать деревья, но и порой не знают их названий или не могут ответить на вопросы психолога. Важно понимать также, что проведение диагностики с помощью этой или других методик возможно, лишь если психолог сумеет расположить к себе ребенка и создать комфортные условия.
Инструкция к тесту
Тест можно проводить в присутствии родителей при условии, что они не будут пристально наблюдать за ребенком или вмешиваться. В предварительной беседе с ребенком психолог задает несколько детальных вопросов о семье. Поправлять или подсказывать, как, впрочем, предлагать альтернативные варианты, нельзя – на этом этапе уже делаются определенные выводы об отношениях в семье.
Инструкции в методике «Три дерева» должны быть четкими и ясными. Затем психолог дает задание ребенку нарисовать на горизонтальном белом альбомном листе три дерева. Важно удостовериться, что ребенок понял инструкции. В процессе рисования дети увлекаются, и психолог, по необходимости, может поговорить с родителями, не давая пока никаких оценок и не комментируя результаты предварительной беседы. Методика «Три дерева» хороша еще тем, что занимает достаточно большой промежуток времени, чтобы иметь возможность понаблюдать за ребенком, его позой и выражением лица. Эта информация может многое сказать специалисту. После окончания рисования психолог должен похвалить ребенка, чтобы поддержать положительную эмоциональную связь.
Работа с рисунком начинается, когда испытатель просит назвать каждое дерево (береза, дуб или конфетное дерево) и подписать подходящим по цвету карандашом. У детей, которые еще писать не умеют, нужно попросить разрешения подписать рисунок. В этом случае важен выбранный цвет карандаша и данное разрешение, которое отражает значимость ребенка и его мнения и уважения к нему со стороны взрослого.
После называния каждого дерева психолог спрашивает, какое из них больше всего нравится, и просит разрешения подписать рисунок. Затем следуют простые вопросы о деревьях: какое из них самое большое, маленькое, старое, молодое и самое красивое. Вопросы подобраны и выстроены так, чтобы ребенок постепенно подходил к самому важному – ассоциации семьи и рисунка. Все ответы психолог, получив разрешение ребенка, подписывает на рисунке выбранными карандашами.
Затем ребенку предлагается представить себя садовником и решить, что можно сделать для каждого дерева, чтобы ему стало лучше. Если необходимо, даются варианты ответов – добавить удобрения, пересадить, дать больше тепла, поставить забор. Обязательно предложить вариант, что дерево не нуждается ни в чем. Все ответы также фиксируются на рисунке.
Перед следующим этапом важно провести дополнительное задание, чтобы подготовить ребенка к работе с ассоциациями. Можно попросить рассказать о любимых фруктах и расположить их по порядку по степени удовольствия или нечто подобное.
На последнем этапе тестирования ребенку предлагается соотнести деревья с членами семьи. Подписывается рисунок по уже знакомой схеме выбранным ребенком цветом и после его разрешения. Важно не подсказывать и не оценивать работу ребенка, иначе результаты не будут информативными.
Проведение теста среди дошкольников и младших школьников
Специфика проведения диагностики по методике «Три дерева» для дошкольников и младших школьников заключается в том, что дети столь юного возраста не всегда обладают нужными навыками и знаниями. Поэтому важно выстраивать общение так, чтобы ребенок максимально точно понимал вопросы и инструкции. Тестирование можно проводить в школе или детском саду. Знакомая обстановка способствует спокойствию и максимальной открытости ребенка. Кабинет психолога не всегда обеспечивает такую возможность. Дома же, несмотря на максимально комфортную обстановку, условия для диагностики недостаточно чисты, так как ребенок может часто отвлекаться на знакомые вещи, звонки телефона или стук в дверь. Практика показывает, что дома родители чувствуют себя вправе вмешиваться в ход исследования, что, разумеется, не помогает получить результат, необходимый для дальнейшей работы.
Проведение теста среди подростков
Подростки, особенно имеющие проблемы психоэмоционального состояния, неохотно идут на сотрудничество с психологом. Здесь важно представить диагностику не как простой рисунок, а как способ выразить себя. На тест с подростком придется выделить большее количество времени. Не имея сложностей с рисованием, подростки часто не мотивированы на тщательное исполнение задания, считают его глупым и неинтересным. Задача психолога – убедить в обратном и сделать соответствующие выводы.
Результаты тестирования
Самый ответственный момент в диагностике – получение и интерпретация результатов. Свои наблюдения психолог должен фиксировать на протяжении всего тестирования. Результатом считается не только рисунок, но и поведение, ответы ребенка во время предварительной беседы, поза и выбор цветов во время рисования, ответы на вопросы после рисования, расположение, количество, цвет и вид деревьев, действия с деревьями и ассоциации с родственниками. Учитывается каждая мелочь для последующей интерпретации:
- Выполнил ли ребенок инструкции в полном объеме.
- Охотно ли рисовал.
- Часто ли прибегал к эмоциональной помощи родителя или психолога (искал взглядом одобрения, задавал вопросы).
- Расслабленной ли была поза.
Эти и другие мелочи должны быть зафиксированы и обработаны. Результат методики «Три дерева» - это как общее понимание ситуации, сложившейся в семье, так и возможные варианты выхода из скрытых конфликтов.
Интерпретация результатов проективного теста
Интерпретация методики «Три дерева» предполагает, что исследователь имеет представления о физиогномике, соотношениях цвета и психологических характеристик, семейной психологии. При анализе результатов принимают во внимание количество, расположение и вид деревьев, основной цветовой фон изображения, цвет отдельных элементов, цвета надписи, ответы на вопросы. В первоначальной интерпретации до рассматривания композиции психолог обращает внимание на самого ребенка.
Пример тестирования
В детском саду воспитатель обращает внимание психолога на то, что пятилетний мальчик неохотно идет домой с мамой, но радостно бежит к папе. При этом на первый взгляд мама обращается с сыном более ласково и терпеливо. Психолог заручается согласием родителей на проведение теста и приглашает мальчика в свой кабинет. Ребенок легко отвечает на вопросы о родителях, называет полные имена и места работы, описывает квартиру, но не может назвать любимые семейные занятия. На вопросы о том, что любят мама и папа, ребенок не отвечает и испытывает явный дискомфорт. Рисовать соглашается с радостью, посвящает занятию все свое внимание. Психолог фиксирует результаты наблюдения и делает вывод, что с ребенком мало проводят время совместно в играх и развлечениях. При этом, учитывая его подготовленность, умение правильно держать карандаши и вести линии, обучающих занятий достаточно много. Мальчик быстро заканчивает рисунок, называет деревья (все они соответствуют реально существующим) и может подписать. Вопросы не вызывают затруднений, но ассоциации с родственниками проводятся с трудом. Ребенок сомневается, можно ли считать маму деревом, и в итоге выбирает сестру, а маму рисует рядом в виде человека. Для психолога понятно, что мама играет в семье особенную роль, она отдалена от ребенка, возможно, всегда действует по правилам.
Рассмотрение композиции
Выбор числа деревьев для методики не случаен. Несмотря на то что прямой инструкции ассоциировать рисунок с семьей ребенок не получает, он интуитивно рисует себя и окружающих его людей. Поэтому три дерева – это, как правило, мама, папа, я. Если деревьев меньше, значит, ребенок подсознательно вычеркивает кого-то из членов семьи. Тревожным сигналом становится вычеркивание в первую очередь себя на стадии распределения деревьев между родственниками. Первым часто рисуется дерево того, кто несет в семье большую ответственность. Самым большим оказывается дерево самого авторитетного члена. «Детские» деревья самые маленькие и самые молодые. Психолог должен обратить внимание на все – кривизну и цвет ствола, ширину веток, наличие дупла. Плодовые деревья для ребенка означают доброту члена семьи. Хвойные могут нести в себе смысл отдаления определенного родственника. Фантазийные, выдуманные деревья отражают хорошую работу воображения, но вместе с тем могут быть тревожным знаком о неприятии ребенка окружающего мира.
Положительно трактуется рисунок, на котором деревья одного вида, расположены на устойчивой почве близко друг к другу. Ребенок подсознательно изображает крепкую дружную семью.
Толкование оттенков рисунка
При анализе выбора цвета и оттенков для рисунка важно понимать не только символ, который заложен в каждом цвете, но и смысл, который в него закладывает сам ребенок. Каждый оттенок имеет как положительную, так и отрицательную характеристику, и эту характеристику можно выявить только после беседы с ребенком. Проективная методика «Три дерева» особенно полезна, так как в рисунке ребенок отражает не свой опыт или знания, а внутренние ощущения и эмоции. Например, нарисовано большое красное дерево. Красный цвет означает одновременно любовь, страсть, вдохновение и агрессию, ненависть, опасность. В одном случае ребенок назвал красное дерево самым красивым, а позже ассоциировал его с мамой. В другом тесте ребенок решил, что большое красное дерево следует пересадить, потому что оно закрывает солнце другим деревьям, а позже ассоциировал его с папой. Из беседы становится понятно, что трактовать однозначно выбор цвета нельзя.
Анализ беседы и поведения
Беседа является самой важной частью тестирования. Для более точной интерпретации результатов психолог может спросить, почему ребенок выбрал именно этот цвет или именно это дерево. Каким цветом можно изобразить радость? Почему это дерево нужно пересадить? В процессе ребенок, увлекаясь, все больше и точнее раскрывает картину семейной обстановки. Его поза, положение рук и выражение лица, когда он говорит о каждом дереве (родственники), показательны и также должны быть интерпретированы. Если одно из деревьев изображено больным или упавшим, нужно обязательно спросить, когда это произошло. Это важно для понимания длительности конфликта или отчуждения. Не все дети могут объяснить, почему они нарисовали то или иное, поэтому задача психолога задать наводящие вопросы, не всегда связанные с рисунком, чтобы помочь составить ассоциативную цепочку. Роль садовника, которую берет на себя ребенок, самая показательная часть беседы. Она отражает желание ребенка что-то изменить во внутрисемейных отношениях. При этом если ребенок считает, что дереву ничего не нужно, это может означать, что он не чувствует себя в силах что-то изменить. Все эти детали выясняет психолог во время беседы.
Важные моменты проведения диагностики
Подготовка к тесту «Три дерева» достаточно проста. Нужен лист бумаги и карандаши разных цветов. При этом следует учитывать, что дети обладают хорошим воображением и иногда хотят выбрать оттенки основных цветов – розовый, голубой, сиреневый. Заменять серый цвет простым карандашом нельзя, как нельзя и заменять карандаши фломастерами или ручками. Дело в том, что рисование карандашами требует определенного положения кисти и нажима. Наклон штриховки, интенсивность цвета, ширина движений – все это показатели состояния ребенка. Ни фломастеры, ни ручки не дают полной картины. Обязательно следует учитывать не только возраст тестируемого, но и его рост. Посадить подростка за стол небольшой высоты будет ошибкой, так как создаст дискомфорт и помешает проведению диагностики. И наоборот, маленький ребенок за большим столом может чувствовать себя более значимым.
Важно расположить ребенка к себе, наладить контакт и поддерживать эмоциональную связь. Во время выполнения задания многие дети обращаются за поддержкой, задают вопросы. Специалист должен понимать, что его задача лишь поддержать, а не подсказать или поправить. В вопросах также не допустимы подсказки или вопросы с альтернативной концовкой или-или. Никаких оценок во время беседы или рисования делать нельзя. Анализ и интерпретация результатов происходит после окончания тестирования.
Проведение теста для взрослых
Тест «Три дерева» для взрослых может дать интересные результаты. Взрослым сложнее отдаться на волю воображения, и они стараются угадать, что имел в виду специалист. Но именно это может стать показателем, насколько человек зависим от чужого мнения, насколько свободен в выражении себя. Изображение семьи чаще всего включает в себя мужа, жену и ребенка. Такой тест помогает понять не только специалисту, но и самому тестируемому, какую роль он играет в семье. Выбор цвета чаще всего обусловлен логикой и опытом, поэтому показателем становится интенсивность и штриховка. Методика «Три дерева» помогает не столько психологу, сколько самому взрослому понять, какие возможные конфликты существуют в семье, и подсказать варианты выхода.