В 1925 году на территории села Абашево в Чувашии были обнаружены древние захоронения, датируемые второй половиной III - началом II тысячелетия до н. э. Добытые в результате археологических раскопок артефакты позволили ученым сделать вывод о некогда существовавшей в этом регионе уникальной культуре бронзового века.
Локализация памятников древней культуры
В ходе дальнейших исследований археологические объекты, относящиеся к абашевской культуре (такое название она получила по месту своего открытия), были обнаружены на обширной территории, включающей в себя, кроме Чувашии, отдельные районы Башкортостана, республики Марий Эл, а также Липецкой и Воронежской областей. В настоящее время работы по более детальной локализации мест ее распространения продолжаются.
На указанной выше территории до нашего времени встречаются древние памятники-курганы, представляющие собой массовые захоронения представителей некогда живших там племен. Наиболее крупный из них был обнаружен на западной границе региона, в местности, носящей название Михайлова гора и расположенной в бассейне Верхней Оки. В ходе раскопок, проведенных в 1939 году группой московских и ленинградских ученых во главе с профессором Петром Николаевичем Третьяковым, были обнаружены редкие образцы керамики и различных украшений, выполненных из бронзы.
Исследования, прерванные войной
В следующем году местом проведения работ стало Верхнее Поволжье. Там у Плещеева озера, находящегося вблизи старинного русского города Переславля-Залесского, основанного еще в 1152 году, были обнаружены три памятника-кургана, подарившие ученым уникальные археологические находки. Именно они позволили составить наиболее полное представление о культуре народов, живших там в период бронзового века. Начало Великой Отечественной войны заставило ученых прервать свои изыскания.
В послевоенные годы работу, начатую П. Н. Третьяковым и его сотрудниками, продолжил другой известный археолог – Константин Владимирович Сальников. В 1948 году возглавляемая им экспедиция произвела раскопки на Южном Урале, в бассейне реки Малый Кизил. Обнаруженные артефакты позволили ученым поставить точку в спорах, касающихся распространения абашевской культуры на эту территорию.
Переход от кочевого образа жизни к оседлому
С большой долей условности абашевскую культуру бронзового века делят на три периода, каждый из которых характерен своими особенностями хозяйственного устройства племен и территорий их заселения. Так, если на раннем этапе, относящемся ко второй половине III тысячелетия до н. э., абашевцы занимались преимущественно скотоводством и лишь в отдельных районах - земледелием, то в течение последующих веков они повсеместно освоили ремесла, главным из которых стало изготовление бронзовых орудий труда. Это коренным образом изменило весь ход дальнейшей истории края.
Занимаясь на раннем этапе своего существования разведением мелкого и крупного рогатого скота, абашевские племена были вынуждены вести кочевой образ жизни и постоянно мигрировать в поисках новых пастбищ. Лишь в более поздний период в связи с развитием свиноводства появились долговременные поселения, следы которых обнаружены в западных районах республики Марий Эл, в Воронежской области и на Южном Урале. Жилища в них представляли собой несколько углубленные в землю постройки, сделанные из природного камня и покрытые сверху камышом. При этом крыши имели как двускатную, так и четырехскатную конструкцию.
Начало использования лошадей
Характерно, что разведением лошадей абашевцы занялись сравнительно поздно – на рубеже III и II тысячелетия до н. э., о чем свидетельствуют результаты раскопок, производившихся в нижнем течении реки Воронеж. Со всей очевидностью установлено, что к этому занятию их побудила необходимость отражать набеги агрессивных соседей, значительно раньше их освоивших верховую езду и вследствие этого имевших военное превосходство. Кроме того, во время миграций лошади стали хорошим транспортным средством, заменив собой использовавшийся в этих целях крупный рогатый скот.
Дальнейшее развитие ремесел
По мнению большинства исследователей, именно коневодство, открывшее перед абашевскими народами новые хозяйственные возможности и в значительной степени повысившее их обороноспособность, дало толчок к формированию этой своеобразной культурно-исторической общности. Послужило оно стимулом и для развития разного рода ремесел.
Об этом свидетельствуют, в частности, многие находки, сделанные во время раскопок в Верхнем Подонье на рубеже 50-60-х годов. К ним относятся уникальные дисковидные псалии – детали узды, предназначенные для ее соединения с поводьями. Этот элемент, предназначенный для управления лошадьми, встречался и ранее, но данные экземпляры характерны тем, что выполнены на высоком художественном уровне и, кроме своего прямого назначения, явно использовались как декоративное украшение. Кроме того, изготовлены они были из слоновой кости, что позволит строить различные предположения о контактах абашевцев с иными народами.
Артефакты из Синташтинского могильника
Отмечается также, что именно достижениям абашевской культуры население евразийской степи и лесостепных районов обязано появлением колесничного транспорта, без которого их дальнейшее развитие было бы в значительной степени замедлено. Изготовление же колесниц, получивших в короткий срок широкое распространение, подтолкнуло развитие многих связанных с ним ремесел, особенно кожевенного и столярного дела.
Изделия, относящиеся к началу II тысячелетия до н. э., но выполненные на более высоком техническом уровне, были обнаружены в 1972 году на территории Зауралья при раскопках синташтинского могильника. Среди них оказались и хорошо сохранившиеся псалии, подобные тем, что упоминались выше, но претерпевшие за предшествующий период ряд конструктивных изменений.
Производство изделий из меди
Однако главные достижения народов − создателей абашевской культуры состоит в том, что они первыми приступили к масштабной разработке уральских месторождений меди. Известно, что история многих сохранившихся до настоящего времени рудников, таких как Никольский и Таш-Казган, уходит своими корнями в ту далекую эпоху. Из добытой в них руды и приуральского медистого песчаника древние жители края выплавляли медь, ставшую со временем основным материалом для изготовления орудий труда, боевого вооружения и украшений.
Любопытно отметить, что абашевскими мастерами были разработаны особые, не имевшие в то время аналогов конструкции серпов, ножей и мечей. В отдельную группу исследователи выделяют несколько типов созданных ими топоров, среди которых - вислообушные, плоские топоры-тесла и удлиненные с расширенной пятой. Каждый такой вид имел свое определенное назначение.
Кроме того, располагая достаточными запасами меди, древне-уральские ремесленники выпускали и разного рода оружие. Его хорошо сохранившиеся образцы были найдены еще в 1925 году во время раскопок, производившихся неподалеку от села Абашево (Чувашия). Все они имеют своеобразные особенности, присущие только изделиям мастеров этой неповторимой культуры. Созданные ими наконечники стрел и копий, удлиненные кинжалы и мечи, снабженные надежной защитой для руки воина, заняли сегодня места в экспозициях многих музеев страны.
Изделия древних гончаров
Своеобразным культурно-историческим явлением принято считать и абашевскую керамику, образцы которой были найдены практически в ходе всех производившихся раскопок. От изделий мастеров других народов, населявших в тот период евразийскую равнину и Зауралье, их отличают многие технологические особенности, использовавшиеся в процессе производства, а также декоративно-художественные, или, выражаясь современным языком, дизайнерские, особенности.
Как и медеплавильное производство, этот род деятельности, пережив века, превратился в мощную индустрию края. Характерно, что и само село Абашево, давшее название этой культуре, сегодня известно изделиями народных промыслов – стилизованными под старину керамическими свистульками, а также фигурками животных и различных сказочных персонажей.
Особенности погребальных обрядов
На позднем этапе существования абашевской культуры, когда большинство племен перешло к оседлому образу жизни, в их быту появилась весьма своеобразная форма погребальных обрядов, представлявшая собой создание своего рода общественных курганов. Для каждого умершего выкапывалась могила размером 1,4 × 0,8 метра, куда его опускали, предварительно выложив дно берестой и обмазав стены глиной. После этого жгли погребальные костры и, когда они догорали, еще не погасшие угли ссыпали на покойника, что должно было служить знаком его огненного очищения.
По окончании обряда погребальную камеру покрывали тонкими жердями и обкладывали дерном. Рядом по мере необходимости производились точно такие же захоронения, и когда могил набиралось большое количество, то над ними насыпался общий курган. Именно такие памятники умершим предкам и указывают в наше время места расположения древних поселений, и служат ориентиром для археологов.
Религия древних абашевцев
В тех же захоронениях археологами были найдены и артефакты, свидетельствующие о религиозных предпочтениях представителей абашевской археологической культуры. По ряду признаков можно судить о широком распространении среди них культа солнца и огня. В то же время исследователи обнаружили следы верований, весьма близких зороастризму – древнейшей религии, берущей начало от легендарного персидского пророка Заратустры, жившего во II тысячелетии до н. э. и проповедовавшего свободу нравственного выбора между добром и злом.