В нашей стране каждый человек, пожалуй, так или иначе сталкивался с понятием «ценности христианской жизни» в самых разных ситуациях. Кто-то разделяет их, кто-то категорически отвергает, но редко можно встретить однозначное понимание предмета, о котором идет разговор. В этой статье мы рассмотрим, что означает термин «христианские ценности», какими они бывают, и как это понятие изменяется в современном динамичном мире.
Что такое ценности?
Начнем с общего понятия. Это представления, которые разделяют и одобряют большинство людей конкретного общества, представления о добре, благородстве, справедливости и аналогичных категориях. Такие ценности являются идеалом и эталоном для большинства, к ним стремятся, им пытаются следовать. Общество само устанавливает и меняет их, и для каждой культуре свойственен свой набор значимых ценностей.
Соответственно, если ценности являются идеалом для людей, то главные христианские ценности – эталон и пример для всех, кто относит себя к любому из многочисленных христианских течений. Безусловно, вначале следует говорить о вечных идеях, так или иначе присущим любой разновидности христианства.
Здесь есть некоторые моменты, в которых ценность человеческая и ценность христианская различаются. Христианство определяет ценностное представление как некое абсолютное благо, которое имеет значение для всех людей, вне зависимости от того, к какой конфессии человек относит себя, если вообще относит.
Ценности христианской жизни
Из речей современных христианских авторитетных представителей (которые, безусловно, опираются на давнюю традицию) в первую очередь следует, что все важные идеи исходят от Бога. Он ниспосылает людям нравственные законы, знания о том, как можно избежать страхов, зла, болезней, как жить в гармонии со своим окружением и – самое важное – с семьей. Таким образом, именно от него исходит информация о единственно верном, по мнению христиан, образу жизни.
Для каждого христианина самой главной ценностью, конечно же, является Бог в его Триедином облике. Это подразумевает восприятие Бога как совершенного Духа. Второй является Библия – Слово Божье, которая в христианстве является самым авторитетным источником. По сути, каждое свое действие человек должен сверять с этим непререкаемым источником. Третья же ценность – это Святая Церковь, для каждого течения христианства она своя. Церковь в данном случае понимается не как храм или специальное место для молитвы, а как сообщество людей, объединившихся вместе для поддержки друг в друге веры в Иисуса Христа. В том числе, здесь также важны и таинства Церкви, такие как крещение, венчание, причастие и некоторые другие.
Если не разбираться в тонкостях различий разных направлений в христианстве – православии, католицизме, протестантизме в его различных видах, разного рода сект – то в целом можно сказать, что у каждого из них есть свое понимание Триединого Бога. Безусловно, оно совпадает хотя бы частично, и в основе своей является цельным, что не мешает одной конфессии полагать другую еретическим заблуждением, которую спасти и наставить на истинный путь очень сложно. Поэтому проще будет рассмотреть христианские нравственные ценности в контексте наиболее знакомого нам течения – православия.
История понятия
Казалось бы, происхождение идей должно иметь давние корни. На самом деле, понятие «христианские ценности» появилось только в 20 веке. В это время на Западе сформировалась аксиология – наука, исследующая важные ценностные идеи. Именно тогда появилась необходимость попытки более или менее четко сформулировать основные ценности христианской жизни.
Семейная жизнь
Особенное значение они имеют в процессе формирования христианской семьи. Сейчас любят говорить о разрушении традиционных семейных аксиологических представлений, которые, разумеется, понимаются как ценности православные и безусловные.
Христианская семья и ее ценности – это крайне важный в православии элемент. Здесь важную роль играет традиция, которая понимается как основа семейного уклада. Это сложившиеся и устоявшиеся формы поведения, обычаи, которые передаются от старшего поколения к младшему. В рамках этого понимания в христианской семье главой должен быть непременно муж, жена становится хранительницей домашнего очага, а дети должны беспрекословно слушаться родителей и почитать их. Ценности воспитания в христианской семьи ориентированы в первую очередь на духовную жизнь ребенка, поэтому параллельно со светским воспитанием детей обучают в воскресных школах и приучают к регулярному посещению церкви и соблюдению церковных обрядов.
Однако воспитание детей начинается не с этого, а с того, как выглядят отношения между родителями. Ребенок очень хорошо воспринимает все тонкости и приучается к ним с самого детства. В будущем именно отношения между матерью и отцом он будет считать нормой. В первую очередь речь идет о духовных отношениях и связях родителей. Поэтому важно относиться друг другу с уважением, любовью и пониманием – впрочем, это распространяется далеко не только на христианскую семью.
В семейной жизни ребенок осваивает не только нормы поведения, но и другие формы духовной культуры, поэтому в христианстве особенно важно взращивание соответствующих идей в детях.
Восемь вечных ценностей
Сравнительно недавно Русской Православной Церковью после многочисленных дискуссий на эту тему в политической и социальной среде был составлен список из восьми аксиологических представлений. Они соотносятся с вышеперечисленными христианскими ценностями отнюдь не напрямую. Рассмотрим подробнее этот список.
Справедливость
В списке РПЦ этот пункт подразумевает равноправие в первую очередь политическое. Чтобы справедливость была реализована, необходимо, чтобы суды были справедливыми, коррупция и бедность отсутствовали, всем были гарантированы социальные и политические свободы. Таким образом, человек должен занимать достойное место в обществе.
Такое понимание справедливости не коррелируется напрямую с ее христианским восприятием, которые явно не предполагает юридические аспекты. В каком-то смысле воплощенная мирская справедливость – зло для христианина.
Свобода
Опять-таки, это понятие больше правовое. Свобода – это свобода слова, предпринимательства, свобода выбора вероисповедания или, например, места жительства. Таким образом, свобода предполагает право на самостоятельность, самоопределение и независимость русских.
Такая свобода для христианина хороша, если она тесно связана с церковными догматами и способствует следованию христианским ценностям. Ведь в самом начале библейской истории, в момент грехопадения, решающую роль в судьбе людей сыграла злополучная свобода выбора. С тех пор люди не стали разумнее, и такой свободой зачастую пользуются совсем не во благо себе – по крайней мере, с христианской точки зрения. В таком понимании свобода в отсутствии Бога в обществе – такое же зло.
Солидарность
Солидарность здесь понимается как способность объединяться с другими людьми в тяжелых ситуациях, разделять с ними трудности. Такая сила соединения обеспечивает цельность и единство нации.
Безусловно, эта ценность в христианском понимании может существовать исключительно тогда, когда происходит объединение с единоверцами, а не с иноверцами, которые присутствуют в составе российского народа. Это противоречит словам Библии.
Соборность
Под соборностью подразумевается единение народа и власти в труде на благо страны и ее граждан. Это единство самых разных культурных сообществ, сочетающее в себе духовные и материальные ценности.
Для христиан единение может существовать только когда власть разделяет основные христианские ценности, в противном случае соборности и быть не может, поскольку христиане не обязаны выполнять требования власти, с их религией несовместимые.
Самоограничение
То есть жертвенность. Понятно, что это отказ от эгоистичного поведения, умение жертвовать собой на благо Родины и ближнего окружения, отказ от использования в своих целях людей и мира.
Казалось бы, ценность, наиболее близкая христианству, однако и здесь есть свои нюансы. Во всем необходимо сохранять меру, а к жертвенности наиболее применима рассудительность. К тому же с точки зрения христианства вовсе не нужно жертвовать собой ради еретиков или иноверцев.
Таким образом, самоограничение распространяется на ближних христиан, которые и составляют тело Церкви.
Патриотизм
Вера в свою страну, в Родину, готовность непрестанно трудиться ради ее блага, также слабо соотносится с христианскими ценностями, которые не предполагают привязки к конкретной нации. Данный пункт из списка также можно поставить под сомнение.
Благо человека
Здесь устанавливается приоритет развития человека, неуклонного соблюдения его прав, как духовное, так и материальное благополучие – все в совокупности.
Понятно, что в восприятии христианства никакие материальные ценности человека сделать счастливым не способны, скорее даже наоборот, они принесут ему много вреда. Поэтому устремление к любым благам, кроме христианских, духовных, не несет человеку ничего хорошего и всячески осуждается со стороны церкви.
Семейные ценности
И, наконец, последним пунктом в списке являются христианские ценности в жизни современной семьи – это любовь, забота о пожилых и юных членах семьи, верность.
Если это брак с православным человеком, то, конечно же, эти идеи работают. Поэтому, как и все другие, семейные ценности в христианстве воспринимаются через религиозную призму.
Таким образом, все восемь перечисленных идей, список которых составила РПЦ, вписываются в систему ценностей христианских с некоторыми, порой весьма значительными, ограничениями. Общечеловеческие аксиологические представлений из Всеобщей декларации прав человека совмещаются с христианскими постольку-поскольку, к сожалению. Из этого можно сделать еще один вывод: любая ценность может стать христианской, если таковой ее назовет авторитетная организация, такая как Русская Православная Церковь.
Отрицание христианства
Отрицание христианских ценностей связано с именем многих философов и ученых. Пожалуй, самым ярким примером будет Фридрих Ницше, который отрицал мораль как таковую, утверждая, что все моральные ценности мира относительны. Особенно ярко его идеи раскрыты в книге Ecce Homo.
Отрицание христианских ценностей также пропагандировали коммунисты, в частности, идеолог коммунизма Карл Маркс, который полагал, что эгоизм есть форма утверждения индивида, и он совершенно необходим.
Нельзя сказать, что последователи их идей – коммунисты и, к сожалению, нацисты – воплотили в жизнь нечто положительное, скорее – ровно наоборот. Поэтому идея ценностного релятивизма, видимо, хороша только в теории, но применить ее на практике, как показывает история, довольно трудно. Впрочем, с христианскими ценностями дело обстоит не лучше: в истории распространения христианства немало печальных и вовсе не мирных страниц.