Поэтическая дуэль Маяковского и Есенина: краткое содержание, отношения, сравнение

В окололитературных кругах уже много лет одним из волнующих умы вопросов остается вопрос о взаимоотношениях двух великих русских поэтов — Владимира Маяковского и Сергея Есенина. Людей будоражат дошедшие до наших времен слухи и сплетни о соперничестве между литераторами. Говорят даже, между ними случилась дуэль — правда, поэтического свойства, настолько они хотели доказать друг другу, что один лучше второго. Сегодня почитатели спорят о том, была ли в действительности эта дуэль? Попробуем разобраться в этом и мы.

Есенин и Маяковский: отношения

И Сергей Александрович, и Владимир Владимирович жили и творили в одно и то же время. А еще они похоже ушли из жизни — покончив с собой, с разницей в пять лет. Однако творчество их было абсолютно разным. Есенин — "свой парень", деревенский "озорной гуляка", много писавший про вольницу. Маяковский — футурист, мечтавший изменить литературу. Один — с простым, легким и всем понятным слогом, другой — новатор, изобретавший свои слова, так что не всем и не всегда сразу удавалось сообразить, что же именно поэт имеет в виду. Они были совсем разными, и поклонники у них были разные. Так было ли что делить двум поэтам? Могла ли в действительности случиться поэтическая дуэль Есенина и Маяковского? Была ли она? Прежде чем ответить на эти вопросы, коснемся реальных фактов о взаимоотношениях литераторов, а также о некоторых свойствах их характеров.

Сергей Есенин

Владимир Маяковский в своей статье о том, как писать стихи, называл коллегу "самовлюбленным". Вполне вероятно, что основания к этому у Сергея Александровича имелись: его стихи нравились людям, нравился он сам, его воспринимали, как уже было сказано выше, за "своего" — а потому было от чего загордиться и задрать нос.

Сергей Есенин

Именно возле Есенина стали кучковаться имажинисты (поэты, считавшие, что цель поэзии — создать образ; они много использовали метафоры и другие средства выразительности), выбравшие его своим центром, своим лидером. Это еще одна причина, по которой Есенин мог позволить себе быть "самовлюбленным". А еще поэт был вспыльчивым, не терпел шуток и превосходства над собой, в последние годы много пил — а выпив, непременно раздражался и стремился "выяснить отношения". Все знавшие Сергея Александровича характеризовали его как сложного человека. Мог ли этот сложный характер стать причиной неприязненных отношений с Маяковским и привести к поединку Есенина и Маяковского? Пожалуй, что мог. Но поговорим о самом Маяковском...

Владимир Маяковский

В той же самой статье о стихах (кстати, весьма занятной и необходимой к прочтению всеми, кто интересуется поэтом) Владимир Владимирович самокритично замечает, что у него "врожденная бестактность". Это значит, что литератор имел язык резкий и мог сначала сказать, а потом подумать. Подобные резкие высказывания задевают за живое многих чувствительных людей. А что Есенин был чувствительным к своей персоне, сомневаться не приходится.

Владимир Маяковский

А еще Маяковский не терпел быть вторым: полное, безоговорочное первенство — вот что ему было нужно. Однажды он даже боролся за титул короля поэтов, но проиграл Игорю Северянину, с чем смириться не смог. Знакомые отзывались о нем как о задире и нахале, вмешивавшемся в любые скандалы и склоки, человеке насмешливом и грубом. Однако интересен тот факт, что все черты эти были приобретенными: с их помощью великий поэт боролся с природной робостью и застенчивостью, мешавшими ему писать и общаться с людьми. Таким образом, и особенности характера Владимира Владимировича тоже легко могли стать причиной разногласий со своим коллегой и вызвать ту самую дуэль Есенина и Маяковского. Два гения, две взрывоопасные фигуры. Однако полно: случилась ли на самом деле поэтическая дуэль Есенина и Маяковского? Откуда вообще взялось это утверждение?

Откуда ноги растут?

Не так давно на телеэкраны нашей страны вышел сериал о кудрявом поэте, певце русской деревни. В этом фильме о поэтической дуэли Есенина и Маяковского и упомянуто. А поскольку кино — биографическое, то есть основано на реальных фактах из жизни Сергея Александровича, да если присовокупить к этому то, что известно о характерах поэтов, неудивительно, что многие сделали вывод: дуэль существовала на самом деле.

Есенин и имажинисты

Тем не менее нужно понимать: любое кино имеет элемент условности. И даже если оно основано на реальных событиях, это вовсе не означает, что все то, о чем говорится в ленте, имело место и в жизни. Это значит лишь то, что картина опирается на какие-то действительные факты, украшая их при этом долей литературного вымысла. И прежде чем кидаться искать текст дуэли Есенина и Маяковского, стоит лучше выяснить еще пару деталей: каковы были взаимоотношения имажинистов и футуристов — раз, а два — какой дух царил в литературных кругах начала двадцатого века?

Имажинисты и футуристы

Консерваторы и либералы — вот как можно охарактеризовать отношения двух литературных группировок. Консерваторами были, конечно, имажинисты, ратовавшие за мелодику и ясность, простоту и доступность, за романтику, в конце концов. Либералами являлись футуристы (от английского future — будущее, поэты, стремившиеся обновить литературу, в том числе и ее язык), приветствовавшие революцию как новое будущее — то есть то, к чему стремились они сами. Об установках, верованиях и надеждах футуристов неплохо сказано в уже не раз упоминавшейся здесь статье Владимира Маяковского.

Маяковский и футуристы

Ожидаемо и неудивительно, что две разножанровые группировки вступали в полемику. Ведь они, по сути, ратовали за полярно разное: одни — за сохранение давнишних литературных устоев и традиций, вторые — за новаторство и осовременивание. Имажинисты и футуристы обвиняли друг друга в убийстве поэзии. А поскольку Есенин и Маяковский были лидерами, неудивительно, что они участвовали в подобных столкновениях, и стычки между группировками не добавляли приязни личным отношениям. Сохранились сведения об одной из таких баталий, когда Маяковский в присущем ему стиле сравнил имажинистов и поэзию с детьми и матерью, заявив, что дети убили мать. Надо полагать, подобные словесные дуэли происходили постоянно. Кстати сказать, на них читали и стихи. Правда, исключительно имажинисты.

Атмосфера эпохи

В то время в воздухе витал дух соперничества. Соревновались все и вся: и представители разных жанров, и "согруппники". Нередки были случаи, когда, встретившись в каком-то кругу, в гостях, поэты садились за общий стол и поочередно читали стихи.

Кружок имажинистов

Это были своего рода поэтические дуэли, однако целью их являлось не победить оппонента, а продемонстрировать все неисчерпаемые возможности литературы. Такого рода могла быть и поэтическая дуэль Есенина и Маяковского.

Так была ли она?

Точно сказать, имела ли место поэтическая дуэль Есенина и Маяковского, невозможно. Вполне вероятно, что она могла произойти на таких встречах, как описанные выше. Однако надо полагать, что если бы подобное случилось, Маяковский непременно оставил бы воспоминание об этом — как уже неоднократно говорилось, в своей статье он довольно много места уделяет Сергею Есенину и встречам с ним, рассказывая, при каких обстоятельствах и как они общались.

Кружок футуристов

О столкновениях с Есениным как футуриста с имажинистом он упоминает. О поэтических дуэлях — нет. Будем верить фактам и останемся при мнении, что поэтическая дуэль Есенина и Маяковского — литературный вымысел.

Интересные факты

  1. Маяковский заявлял, что если бы даже его не читали совсем, он не изменил бы своего отношения к Есенину и его поэзии.
  2. При этом Маяковский хотел – и не скрывал этого – переманить Есенина в «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»). И, по собственному его признанию в уже упомянутой выше статье, с любопытством смотрел на переход Есенина от имажинистов к пролетарским писателям.
  3. У Маяковского есть стихотворение, посвященное смерти Есенина. О нем и истории его создания он также рассказывает в своей статье.
    Сергей Есенин и Владимир Маяковский
  4. Несмотря на различный подход к творчеству в целом и к литературе в частности, Есенина роднило с Маяковским желание утвердить свою неповторимость и уникальность, а также бунтарский дух.
  5. Последняя встреча с Есениным сильно потрясла Маяковского – как по его собственным воспоминаниям, так и по воспоминаниям его знакомых. Есенин был страшно пьян, едва держался на ногах, и Маяковский твердо решил «спасать» коллегу. Не успел – эта встреча произошла незадолго до самоубийства Сергея Александровича.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 3
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
-1
Интересно, в это фотографии есть безусловное сходство Есенина с Бредом Питтом)
Копировать ссылку
0
Хммм...... Думаю, политический антураж передан достоверно и два русских гения очень полно иллюстрируют своим творчеством символ Инь Янь: в каждом из них есть сила и преданность, страсть и ярость, любовь и свобода. Есенин, на мой взгляд самый пронзительный певец России, а Маяковский - эпохи. Они просто не могли пройти мимо друга друга, не впустив каждого в свое сердце. Они великие сыны и воины великой страны. Слава им во веки веков. Аминь
Копировать ссылку
Вероятно, я привел не вполне удачное сравнение.Я имел ввиду не столько диаду " мужское-женское", сколько "лиризм - реализм", воздужность балерины и поступь Урфина Джюса. Ведь иногда Маяковский был нежнейшим лириком, а Есенин, рычал как лев)
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.