Ответственное родительство: определение, особенности и принципы

В чем разница между ответственными и безответственными родителями? Варианты ответов на этот вопрос могут быть самыми разными. Для одних ответственность не выходит за рамки «накормлен, обут и сыт». Для других просто немыслимо не водить свое чадо практически во все самые полезные кружки, которые находятся в городе. Именно поэтому существует немало споров о том, что такое ответственное родительство и какие подходы к воспитанию своего чада должны применять взрослые.

папа с мамой целуют малыша

Ответ находится, как всегда, где-то посередине. Каждый ребенок является отдельной личностью, и его путь заключается в постепенном отдалении от мамы и папы. А основной задачей взрослых является обучение детей жить самостоятельно.

Кто такой ответственный родитель?

Существует множество определений и характеристик, указывающих на то, какие они, хорошие отцы и матери. В частности они должны быть ответственными. Знают об этом, разумеется, все. Однако понимание того, что же такое ответственное родительство, у большинства людей существует довольно размытое.

Каждый, кто воспитывает свое чадо, выстраивает собственную линию поведения. Основывается она, как правило, на личном опыте, а также на воспоминаниях о собственном детстве. Однако существуют и общие рекомендации психологов, предназначенные для пап и мам, которые стремятся к формированию ответственного родительства.

Что же означает данное понятие? Под ответственным родительством понимают высокую степень доверия, которую взрослые проявляют в отношениях с ребенком, и сбалансированность различных сторон воспитания. Это и их желание, а также способность поддерживать своего сына или дочь материально, что не должно наносить ущерба образованности подрастающего человека и формированию личностных качеств.

взрослый держит ребенка за руку

Стоит также понимать, что ответственное родительство не является тем или иным состоянием. Оно представляет собой процесс, а вернее совокупность процессов, которые протекают в разных направлениях.

Стоит понимать, что родитель ответственный – это вовсе не тот, кого можно назвать добрым. Последнее понятие характеризуют лишь эмоциональную сторону отношений с ребенком. Так, добрый родитель всегда расположен к своему сыну или дочери, в связи с чем может предоставлять ему большую самостоятельность. Но в некоторых случаях это расценивается как забвение многих, причем особенно важных сторон жизни ребенка.

Также невозможно провести параллели между ответственными и заботливыми родителями. Ведь если к ребенку проявляется повышенное внимание, при котором главное, чтобы он был здоров и не являлся «хуже других», мамы и папы зачастую недостаточно занимаются развитием духовной жизни своего чада и его характера.

Основные качества ответственных родителей

В ежедневном воспитании детей папы и мамы должны использовать следующие ключевые компоненты:

  1. Коммуникативный. Родителям необходимо регулярно общаться со своим чадом, находясь в курсе его предпочтений и интересов. Ответственные папы и мамы всегда готовы делить с ребенком его увлечения, влияя на них и корректируя при необходимости в разумных пределах.
  2. Эмоциональный. При контакте с ребенком родители должны сопереживать ему. Выслушивая важные для сына или дочери темы, мамам и папам необходимо выступать в роли помощников или советчиков. При эмоциональном взаимодействии должна наступить ответная реакция ребенка. Он непременно откроется родителю, поведав о своих переживаниях и обсудив с ним имеющиеся проблемы.
  3. Нормативный. Это элемент социально-ответственного родительства. Для чего он нужен? Для полноценной социализации растущего человека с одновременным усвоением им правил и норм, принятых в обществе. В данном направлении родитель должен стать для ребенка экспертом, ведь взрослый человек обладает необходимым опытом взаимодействия с различными социальными институтами, которого нет у его сына или дочери. Папы и мамы в этом случае должны стать примером для подражания.
  4. Охранительный. Одна из важнейших задач любого родителя состоит в сохранении и дальнейшем укреплении здоровья ребенка и его жизни. Это ответственная задача, учитывая тот момент, что забота о детях в стране, в частности, здравоохранение все в большей степени становятся платными.
  5. Экономический. Для родителей, принадлежащих к бедным и околобедным слоям, материальное обеспечение детей нередко становится проблемой, заслоняющей собой все остальные, ведь ребенок должен быть достойно одет и располагать карманными деньгами. В некоторых случаях мамы и папы стремятся оплатить обучение, которое в нашей стране все чаще организуется на платной основе.
  6. Духовный. В существующих условиях постоянной смены в обществе ценностных ориентиров важно привить ребенку умение осваивать базовые жизненные ценности, которые приоритетны для любого социума. Сюда входят семья и здоровье, жизнь и культура народа. Порой передача базовых ценностей становится самой сложной проблемой. Ведь на ребенка, даже еще находящегося в семье, оказывают влияние мощные информационно-ценностные потоки, которые далеко не всегда согласуются с наставлениями родителей. Сюда можно отнести воздействие телевизионной рекламы, Интернета, групп сверстников и прочих агентов социализации. Исходя из мирового опыта становится понятным, что воспроизводство всех базовых ценностей в любой стране можно сделать процессом управляемым. Однако произойдет это только в том случае, когда само общество будет заинтересовано в сохранении духовного наследия своего народа.

Достижение зрелости

Психологи подразумевают под ответственным родительством понятие, обладающее двумя измерениями. Первое из них предполагает достижение человеком зрелости, в том числе гражданской, духовной, психологической, эмоциональной и социальной.

папа с дочкой

Все это позволяет ему успешно адаптироваться в обществе и достичь определенного статуса. Только зрелый человек способен нести ответственность. Только в этом случае он способен в полной мере воспитывать свое чадо. А если зрелости человек пока не достиг? В таком случае он вряд ли станет ответственным в отношении своих детей. Только после того как о человеке можно будет сказать, что он созрел как личность, нет сомнений, что он обязательно найдет себе работу, обзаведется жильем, правильно выстроит отношение в семье и т.д. Под зрелостью мы понимаем и получение образования, ведь оно позволяет зарабатывать деньги и быть материально обеспеченным. В социальном плане зрелость помогает родителям создать все условия для рождения ребенка и его воспитания.

Основные функции

Существует и второе измерение ответственного родительства. Под ним психологи понимают выполнение мамами и папами определенных функций. Среди них есть базовые, связанные с удовлетворением материальных и физиологических потребностей детей. Это жилищные условия, одежда и питание.

бегущие дети

Тем не менее, по мнению психологов, создание хороших материальных условий, необходимых для рождения и воспитания сына или дочери, для ответственных родителей является условием необходимым, но не единственным. Дитя недостаточно просто кормить и одеть, предоставлять ему различные социально значимые блага. Мамам и папам необходимо находиться в психической реальности своего чада. А это возможно, только если проводить со своим ребенком время, разговаривать с ним и стараться разобраться в его проблемах. Другими словами, между психологическим, педагогическим и материальным воздействием на детей взрослые должны найти некую золотую середину.

Основные умения

Как стать ответственным родителем?

девочка рисует на щеке мамы

Для этого понадобится усвоение трех основных умений. Взрослым необходимо:

  • активно слушать своего малыша, понимая, что он хочет рассказать;
  • уметь выражать свои слова и чувства таким образом, чтобы они были доступны для понимания ребенка;
  • при разрешении конфликтных ситуаций пользоваться принципом «оба правы», то есть делать все возможное, чтобы результатом разговора остались довольны все его участники.

Основные принципы

Ответственное родительство базируется на следующих позициях:

  1. Позволять ребенку быть не таким как все. Подобный принцип предоставит ему шанс отрыть свой собственный потенциал и развить его, найдя жизненную цель.
  2. Разрешать детям совершать ошибки. Собственные промахи помогут им самосовершенствоваться и добиваться новых успехов.
  3. Не препятствовать ребенку в проявлении негативных чувств. Только таким образом он начнет управлять своими эмоциями, что позволит ему обрести уверенность и способность работать в команде.
  4. Позволять детям хотеть большего. Только в этом случае они начнут осознавать, что заслуживают этого, и одновременно научатся откладывать свои желания на потом. Ребенок должен уметь мечтать о большем, радуясь при этом тому, что у него есть.
  5. Разрешать сыну или дочери говорить «нет». В таком случае они будут развивать свою волю, определяя подлинное и позитивное чувство собственного «Я». Ребенок, получивший право говорить «нет», начинает глубже осознавать собственные мысли, чувства и желания. При этом у него появляется возможность проявить свой внутренний стержень, который в дальнейшем позволит смело идти по жизни.

Проблемы современной семьи

На сегодняшний день в обществе наблюдается довольно противоречивая ситуация. С одной стороны, оно начинает поворачивать свой взор на нужды и проблемы семьи, а с другой - наблюдается довольно низкий уровень компетентности взрослых в воспитании своих детей.

мама с двумя детьми

Многие мамы и папы отмечают, что никто и никогда не учил их формированию культуры семейной жизни и ответственного родительства. Воспитанием своих детей они занимаются на основе своего жизненного опыта. Порой мамы и папы используют путь проб и ошибок. Многие из них берут за образец свое собственное воспитание, которое не всегда было конструктивным и грамотным.

Педагогическое просвещение родителей

Учреждения образования не стоят в стороне от семейных проблем. При планировании работы с мамами и папами учеников они непременно намечают организацию Школы ответственного родительства. Педагогическое просвещение в этом случае необходимо по целому ряду причин. Среди них:

  • потребности современного общества, нуждающегося во взаимодействии социальных институтов и семьи, что позволит сформировать у подрастающего поколения ценностные ориентиры;
  • полученный инновационный отечественный и зарубежный опыт в вопросах воспитания поколения, которому предстоит жить в постоянно меняющемся мире;
  • открытость педагогического сообщества социуму, инновациям и прошлому опыту.

Принципы педагогического просвещения родителей

Рассматривая вопросы ответственного родительства на родительском собрании, учителю необходимо принимать во внимание следующее:

  1. Мамы и папы обладают первоочередными правами на воспитание своих детей. Именно они прежде всего должны заботиться об их благополучии, здоровье и развитии.
  2. Во время проведения мероприятий по ответственному родительству педагогу необходимо давать только достоверную информацию. При подготовке доклада учитель должен использовать специализированную медицинскую, психологическую, юридическую и другую литературу.
  3. При подготовке мероприятия по вопросам ответственного родительства информация, собранная учителем, должна иметь практикоориентированный характер. Это позволит родителям без проблем использовать ее в жизни.
  4. При проведении классного или общешкольного родительского собрания по ответственному родительству необходимо добиваться взаимного уважения и сотрудничества. Только при доверительных отношениях специалистов с мамами и папами учеников, а также при конструктивных поисках решения наболевших вопросов можно добиться устранения проблем в воспитании детей.

Основные задачи педагогического просвещения родителей

Для чего учреждению образования необходимо разрабатывать программу по ответственному родительству? Такая система позволит предоставить мамам и папам ориентационное поле, где они смогут получить оптимальные знания и условия, необходимые для нормального воспитания детей в условиях семьи. Помимо этого, проводимые по заранее разработанному плану мероприятия по ответственному родительству позволят оказывать консультативную помощь. Для многих мам и пап это станет важным подспорьем в преодолении психолого-педагогических и социокультурных проблем, которые непосредственно связаны с воспитанием детей. Мероприятия, входящие в план по ответственному родительству, позволят также наладить процесс определения взрослыми их целей. Это необходимо для достижения максимально эффективных результатов воспитания детей.

мама с сыном у компьютера

Помимо этого, среди основных задач программы ответственного родительства находятся вопросы:

  • повышения уровня психологического комфорта в каждой семье;
  • усиления мотивации родителей к воспитанию здоровых детей;
  • привития семейных ценностей;
  • обучения школьников навыкам и знаниям в области этики и психологии, которые в дальнейшем потребуются им для выполнения родительских функций.

Насколько эффективно будет внедрение программы, можно судить по отзывам родителей. Кроме того, критериями получения положительных результатов станут:

  1. Рост активности родителей в учебном процессе ребенка. Это должно выразиться в увеличении посещаемости школьных собраний. Также все большее число родителей должно выказать желание пройти обучение по рассматриваемой программе и участвовать в мероприятиях класса и образовательного учреждения.
  2. Рост общественной активности взрослых.
  3. Организация родителями свободного времени детей в форме планирования каникулярного времени ребенка и получения им дополнительного образования.

Стоит отметить, что в РФ принят «Закон об ответственном родительстве». Данный документ разработан республикой Саха (Якутия) и действует на ее территории.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.