Финансовой основой местных органов власти является региональный бюджет. Имущественные и денежные права, предоставляемые данным органам, позволяют составить, рассмотреть, утвердить и, конечно же, исполнить свой бюджет.
Региональный бюджет – это основной канал доведения до граждан конечного результата производства. Именно с помощью этого источника производится перераспределение общественного продукта между слоями населения и административно-территориальными единицами. Помимо перечисленного, с этого вида бюджета происходит финансирование таких значимых отраслей, как пищевая промышленность, коммунальное хозяйство и прочих бюджетных организаций. Это, своего рода, инструмент процесса повышения благосостояния граждан.
С экономической точки зрения региональный бюджет должен выполнять такие функции:
- формировать денежные фонды, участвующие в финансовом обеспечении функционирования местных органов власти;
- распределять эти фонды между ведущими отраслями хозяйства;
- контролировать финансово-хозяйственную деятельность подведомственных организаций, учреждений и предприятий.
Формирование регионального бюджета осуществляется соответствующими органами власти и состоит из выполнения определенных этапов, связанных с составлением его, утверждением и исполнением. Основными составляющими данного бюджета, как и любого другого, являются доходная и расходная части.
Основу доходной части составляют различные поступления в бюджет. В налоговых поступлениях наибольший удельный вес занимает земельный налог. Данный вид налога является экономическим инструментом в достижении высокой эффективности использования земли. Также земельный налог служит источником возмещения затратной части местного бюджета на обустройство и освоение новых территорий.
Региональный бюджет должен быть подкреплен фиксированными источниками доходов. Именно эти источники должны способствовать увеличению платежей, так как бюджетным расходам свойственна тенденция к постоянному увеличению. Поэтому в бюджете любого региона должна быть отведена важная роль регулирующим источникам, представляющим собой средства, поступающие из бюджетов высшего уровня.
В число регулирующих доходов входят:
- процентные отчисления от налоговых поступлений бюджетов высшего уровня;
- дотации и субвенции из вышестоящих бюджетов.
Роль регулирующих доходов заключается в обеспечении денежными ресурсами региональных органов власти, а также этот источник доходов служит повышению заинтересованности местных властей в сборе средств в бюджет высшего уровня.
Зачастую расходы регионального бюджета превышают доходы. В этом случае от дефицита бюджет могут спасти только дотации или субвенции из бюджета высшего уровня. Однако данные источники не имеют стимулирующих качеств и благоприятствуют развитию чувства иждивенчества у регионов.
Региональный бюджет не может существовать без своей расходной части, главным направлением которой является финансирование таких социально-культурных учреждений, как здравоохранение и народное образование, а также других бюджетных организаций. При этом структура бюджетов различных регионов разнится между собой. Если в областных, городских и краевых бюджетах расходы на социально-культурные мероприятия составляют почти половину всех расходов, то в поселковых, сельских и районных бюджетах – до 86%.
С ростом крупных городов и населенных пунктов увеличиваются расходы на одного жителя. А это один из важных показателей расходов региональных бюджетов. Также не следует забывать и о росте потребностей жителей небольших городов и поселков в части коммунального хозяйства.