Ученые степени и звания

В научной сфере и высших учебных заведениях существует квалификационная система, которая позволяет установить научную иерархию научно-педагогических кадров - ученые степени и звания. В нашей стране присуждение учёных степеней и званий доцента и профессора несколько отличается от других стран. Как правило, учёное звание «доцент» присваивают кандидатам наук, а «профессор» - докторам наук, хотя есть и исключения. В других странах ученые степени различаются весьма значимо по требованию к квалификации, названию, процедурам присуждения и утверждения.

В Англии, Соединённых Штатах Америки и части стран Европы существуют единые требования, и в каждой научной отрасли существует три степени: бакалавр, магистр, доктор философии.

В настоящий момент в Российской Федерации существует смешанная система – в ряде учебных заведений применяется уже новая система, где имеется бакалавриат (четыре года обучения), магистратура (6 лет обучения), а часть вузов сохранила старую систему, выпускающую дипломированных специалистов с пяти-, пяти с половиной или шестилетним обучением. А вместо единой высшей степени доктора наук (философии и других) применяется перешедшая в наследство от Советского Союза система, где имеется две ученые степени – кандидата и доктора наук, которые присуждаются соответствующими диссертационными советами и передаются на утверждение Высшей Аттестационной Комиссии.

Диссертационные советы создаются при вузах, НИИ или каких-либо иных научных организациях. Защита подготовленной кандидатской или докторской диссертации проходит, как правило, открыто на заседании диссертационного совета. Сейчас для того, чтобы защитить диссертацию на соискание доктора наук, надо обязательно иметь степень кандидата наук. В противном случае лица, не имеющие данной степени, по новому законодательству, не имеют права защищать диссертацию на соискание более высокой учёной степени.

При этом близость отраслей наук и/или специальностей, полученных последовательно раньше - высшего образования, и научных степеней практически никак не регламентируется, кроме отдельных случаев, оговорённых в законодательстве. Так, например, на практике признаётся вполне допустимым получение более высокой степени по специальности и/или отрасли, не близкой к имеющейся: например, кандидата социологических наук психологами, математиками, экономистами, доктора психологических наук кандидатами, например, философских, физико-математических или социологических наук и так далее.

Ученые степени были введены в Советском Союзе в 1934 году, что было фактически восстановлением ранее существовавших в России научных степеней. Самое большое количество кандидатов и докторов наук насчитывается в медицинских, физико-математических и технических науках.

Для того чтобы получить ученые степени, надо сначала написать и защитить диссертацию, а это довольно объемный научный труд, который может содержать от 150 до 500 страниц научного текста. Можно ли не писать диссертацию на много листов, но на вполне законных основаниях успешно защититься? Можно, хотя это будет не совсем просто. Диссертация на соискание степени доктора наук может быть выполнена в виде научного доклада, в котором должно быть представлено краткое изложение результатов исследований. Такой доклад должен быть подкреплен большим количеством ранее опубликованных научных работ, которые имеют серьёзное значение для науки. Кроме того, соискатель должен быть хорошо известен научной общественности своими исследованиями и открытиями в своей сфере деятельности.

Таким образом, мы рассмотрели, что представляют собой ученая степень, ученое звание.