Стремительное развитие новых информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и внедрение их на территории Российской Федерации за последние пять лет наложило неизгладимый отпечаток на изменение в лучшую сторону личности современного ребенка. Сильнейший поток информации, рекламы, использование новых технологий на телевидении, достаточное распространение компьютеров, электронных игрушек и игровых приставок – все это оказывает существенное влияние на восприятие ребенком окружающего мира, а также на его воспитание. Значительные изменения претерпели и особенности практической деятельности детей: меняются игры, увлечения и любимые герои. В нашей статье пойдет речь об основных моделях использования ИКТ в образовательном процессе. Помимо разновидностей, рассмотрим их характеристику и направления в применении.
Современные методики обучения
Сегодня школа является частью общества. Именно она позволяет получить отражение проблем, существующих во всей стране. Поэтому нужно научить каждого школьника за относительно небольшой период времени усваивать, преобразовывать, а также применять на практике внушительные массивы информации. Очень важна такая организация процесса обучения, в соответствии с которой он активно, увлеченно и с интересом будет работать на уроке, лицезреть плоды собственного труда, а главное – оценивать их.
Помочь педагогу в решении столь непростой задачи помогает сочетание традиционных методик и использование ИКТ в образовательном процессе. Применение компьютера на уроке делает процесс обучения строго дифференцированным, мобильным и индивидуальным. Инструмент сочетает в себе возможности видеомагнитофона, телевизора, калькулятора, а также книги. Компьютер представляет собой универсальную игрушку, способную имитировать иные всевозможные игры. Современный информационный механизм является равноправным партнером для ребенка, способным весьма тонко реагировать на его запросы и действия, чего школьнику временами так не хватает. Важно учитывать, что использование ИКТ в образовательном процессе в школе является привлекательным решением и для преподавателей. Компьютеры позволяют лучше оценить знания и способности ребенка, понять его. Они побуждают находить нетрадиционные, новые методы и формы обучения.
В этой статье мы постараемся осветить ключевые возможности использования ИКТ в образовательном процессе. Начнем, разумеется, с понятия информационных технологий.
Определение ИКТ
На практике информационные методы обучения принято трактовать как технологии, в соответствии с которыми применяются специальные информационные технические средства (например, ЭВМ, видео-, аудио- или кино-). Когда использование ИКТ в образовательном процессе стало обычной и в то же время популярной практикой, появилось понятие новых информационных технологий. В общем говоря, любой педагогический инструмент – это в первую очередь информационная технология, потому что база процесса обучения формируется посредством информации и ее преобразования. Самый удачный термин для технологий обучения с использованием компьютера – компьютерная технология. Под ним следует понимать процесс подготовки и последующей передачи сведений обучаемому, средством реализации чего служит компьютер.
Такая технология может быть исполнена в соответствии с одним из трех вариантов:
- Первый вариант – это "проникающая" технология. Использование ИКТ в образовательном процессе в школе предполагает компьютерное обучение по разделам, темам, а также по отдельным задачам дидактического плана.
- Второй вариант рассматривается как основной. В данном случае определяются самые значимые части из используемых в технологии.
- Третий вариант именуется монотехнологией. В соответствии с ней категория обучения, включая мониторинг и все разновидности диагностики, опирается на использование ИКТ технологий в образовательном процессе.
В комплекс образовательных инструментов ИКТ входят различные программно-технические средства, которые предназначены для решения определенных задач педагогического плана. Они наделены предметным содержанием и ориентированы на непрерывное взаимодействие с обучающимися.
Классификация образовательных средств ИКТ
Основные модели использования ИКТ в образовательном процессе можно классифицировать в соответствии с рядом параметров. Так, критерий решаемых педагогических задач предполагает существование:
- Средств, обеспечивающих базовую подготовку (системы контроля знаний, обучающие системы, электронные учебники).
- Средств практической подготовки (практикумы, задачники, виртуальные конструкторы, тренажеры, программы имитационного моделирования).
- Средств вспомогательного плана (энциклопедии, хрестоматии, словари, мультимедийные учебные занятия, развивающие компьютерные игры).
- Средств комплексного характера (дистанционные курсы для обучения).
Использование ИКТ в образовательно-воспитательном процессе подразумевает существование следующих категорий в зависимости от функционала:
- Информационно-обучающие инструменты (электронные библиотеки, электронные издания периодического выпуска, электронные издания, справочники, словари, информационные системы, обучающие компьютерные программы).
- Интерактивные инструменты (электронные телеконференции, электронная почта).
- Инструменты для поиска информации (каталоги или поисковые системы).
Классификация по типу информации
Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает классификацию по типу сведений на информационные и электронные ресурсы. Причем информация может быть:
- Текстовой (учебные пособия, учебники, задачники, словари, тесты, справочники, энциклопедии, числовые данные, периодические издания, учебные и программные методические материалы).
- Визуальной (всевозможные коллекции: фотографии, иллюстрации, портреты, видеофрагменты явлений и процессов, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; динамические, статистические и интерактивные модели: предметные виртуальные лаборатории, лабораторные практикумы; символьные объекты: диаграммы, схемы).
- Аудиоинформацией (звукозаписи музыкальных произведений, выступлений, звуков неживой и живой природы, а также синхронизированные аудиообъекты).
- Аудио- и видеоинформацией (сюда целесообразно отнести аудио- видеообъекты неживой и живой природы, а также предметные экскурсии).
- Комбинированной (учебники, первоисточники, учебные пособия, хрестоматии, энциклопедии, задачники, периодические издания, словари).
Рекомендации по использованию средств ИКТ в образовательном процессе
Подготовка урока с применением ИКТ предполагает, что преподаватель должен формировать план мероприятия в зависимости от его целей. Так, в процессе отбора учебного материала должны соблюдаться ключевые дидактические принципы: последовательности и систематичности, дифференцированного подхода, доступности, научности и так далее. При этом стоит помнить, что компьютер не может заменить педагога – он лишь дополняет его функционал.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ и в школьных учреждениях определяет следующие характеристики такого урока:
- Принцип адаптивности, иными словами, приспособление инструмента к индивидуальным чертам ребенка.
- Диалоговые особенности обучения.
- Управляемость, то есть учитель в любой момент может корректировать процесс обучения.
- Взаимодействие ребенка с компьютером может реализовываться в соответствии со всеми известными сегодня типами: субъект-объект, объект-субъект или субъект-субъект.
- Оптимальное сочетание групповой и индивидуальной деятельности.
- Поддержание у учащихся состояния психологического комфорта в процессе общения с компьютерами.
- Неограниченное обучение, другими словами, его содержание, приложения и интерпретации велики настолько, насколько это угодно.
Особенности метода
В процессе использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ и школ весьма актуальным является вопрос касательно соотношения компьютера и элементов иных технологий. Важно отметить, что компьютер может применяться на всех стадиях процесса обучения: при введении (объяснении) нового материала, повторении, закреплении, а также при контроле знаний. Компьютерные инструменты обучения определяются как интерактивные. У них есть способность откликаться на действия преподавателя и учащегося, вступать с ними в диалог. Именно в этом и заключается основная особенность метода компьютерного обучения. Современный компьютер реализует следующие функции:
- Источник учебных сведений для педагога.
- Наглядное пособие для учителя.
- Тренажер.
- Инструмент для диагностики и контроля.
- Средство для подготовки текстов и последующего их хранения.
- Графический редактор.
- Инструмент для подготовки выступлений.
- Вычислительная машина, отличающаяся большим арсеналом возможностей.
Преимущества
Использование ИКТ технологий в образовательном процессе в ДОУ и других образовательных учреждениях имеет ряд плюсов, в числе которых:
- Индивидуализация обучения.
- Рост объема исполненных на уроке заданий.
- Интенсификация самостоятельной деятельности учащихся.
- Возможность получения разного рода материалов посредством сети Интернет и использования специальных дисков. Необходимо иметь в виду, что мультимедиасистема электронного учебного пособия позволяет вносить в учебную программу звуки естественных процессов, дублировать текст голосом диктора, создавать необходимый музыкальный фон, включать любой видеофрагмент, оживлять мультипликацией географические процессы. Все это обеспечивает максимальную наглядность и, соответственно, интерес учащихся.
- Повышение мотивации и познавательной активности в усвоении знаний по причине разнообразия форм деятельности, а также возможности введения игрового момента. К примеру, «решишь примеры верно – откроется интересная картинка», «вставишь все буквы правильно – продвинешь сказочного героя ближе к цели». Компьютер дает преподавателю новые возможности. Он позволяет ему вместе с учащимися получать удовольствие от познавательного процесса, а также раздвигать стены школьного кабинета не только посредством силы воображения, но и с помощью новых технологий, которые позволяют погрузиться в предельно красочный мир. Такие занятия вызывают у ребят эмоциональный подъем. В результате даже отстающие ученики с охотой и искренним желанием работают за компьютером.
- Использование ИКТ в образовательном процессе ФГОС позволяет педагогу переложить долю своей работы на ПК. При этом процесс обучения превращается в более интересный, разнообразный, интенсивный. В частности, ускоряется запись теорем, определений и иных не менее важных составляющих материала, потому что преподавателю не приходится повторять текст по несколько раз – он просто-напросто выводит содержание урока на экран. Ученику, в свою очередь, не нужно ждать, пока педагог повторит необходимый ему фрагмент.
Дополнительные плюсы применения ИКТ
Использование ИКТ в образовательном процессе начальной школы или средних, а также высших учебных заведений предполагает наличие следующих преимуществ дополнительного характера:
- Методика обучения с применением ИКТ очень привлекательна для учителей: она позволяет за короткий промежуток времени получить объективную картину степени усвоения изучаемой информации в отношении всех учащихся, а также своевременно ее скорректировать. При этом в настоящее время существует возможность выбора уровня сложности задания для конкретного учащегося.
- Сразу после исполнения теста (когда эти сведения еще не потеряли своей актуальности) ученик получает объективный результат с определением и пояснением ошибок, что считается невозможным, к примеру, при устном опросе.
- Разобранные ниже варианты использования ИКТ в образовательном процессе так или иначе предполагают освоение дошкольниками и школьниками современных информационных технологий. На тех уроках, которые интегрированы с информатикой, учащиеся овладевают компьютерной грамотностью, а также учатся применять в работе с материалами школьных предметов один из самых мощных универсальных современных инструментов – компьютер. Именно с помощью его ученики решают уравнения, строят чертежи, графики, готовят всевозможные тексты, а также рисунки для своих выступлений и работ. Таким образом, сегодня учащиеся имеют возможность полноценно проявить творческие способности.
Проблемы и недостатки использования ИКТ
Как и любая другая категория, применение ИКТ имеет свои минусы. Среди них важно отметить следующие:
- Отсутствие компьютера дома у учителей и учащихся, ведь время на самостоятельную работу в компьютерном классе есть не во всех школах. Сегодня данная проблема теряет свою актуальность, ведь компьютеры имеются практически у всех.
- Недостаточное количество времени у преподавателя на подготовку к уроку, в процессе которого применяются компьютеры.
- Недостаточный уровень компьютерной грамотности педагога.
- Отсутствие взаимодействия с преподавателем информатики.
- Дефицит времени для исследования возможностей сети Интернет у учителя.
- Отсутствие демонстрационного центра.
- Возникновение сложностей в интеграции компьютера в поурочную структуру занятий.
- Нехватка на всех компьютерного времени.
- Отсутствие принципа деления класса на группы в случае работы за компьютерами и так далее.
Заключение. Варианты использования средств ИКТ
Итак, мы полноценным образом разобрали категорию применения ИКТ в процессе образования. В заключение следует отметить, что на сегодняшний день используются различные варианты информационно-коммуникационных технологий. Среди них важно обратить внимание на урок с мультимедийной поддержкой. В данном случае в классе устанавливается один компьютер. Преподаватель использует его как электронную доску, а ученики, например, при защите проектов. Помимо этого, урок может протекать с использованием нескольких компьютеров (как правило, в специально оборудованном классе). За ними работают все учащиеся одновременно или по очереди. Урок, интегрированный с информатикой, в любом случае проходит в компьютерном классе. Существует также самостоятельное изучение (иногда – дистанционное) посредством соответствующих обучающих систем. Сегодня в учреждениях образования, расположенных на территории Российской Федерации, оно становится все более популярным. Это говорит о том, что учебно-воспитательные структуры активно используют средства ИКТ в своей деятельности.