Писательство - дело сложное и, возможно, доступное не всем. Чувству слога, ритма, стиля вряд ли можно научиться, вряд ли его можно постичь. Это так называемый талант, особенность, которая дается человеку при рождении. Однако даже таланту грош цена без должного усердия и стремления. Он не может полностью заменить необходимости в усердной и кропотливой работе. Поэтому для развития навыков красивого письма уже давно были придуманы специальные упражнения для писателей.
Выстраивание сюжета по фотографии
Безусловно, особенности авторского стиля, красивый и притягательный слог, яркие метафоры, эпитеты, гиперболы и другие литературные тропы привлекают внимание читателя. Возможно, даже доставляют ему эстетическое удовольствие. Текст должен быть внешне приятен, литературные элементы представляются его необходимой составляющей, но самое важное в нем - это все-таки заложенный смысл и идея. Эффективным упражнением для писателей на воображение является создание сюжетов на основе случайно выбранной фотографии. Необходимо выбрать такую картину или фотоснимок, из которого можно выцепить интересную историю и описать ее.
Само упражнение следует начать с первичного оценивания изображения: понять, что происходит и с кем, в какой промежуток времени. Затем стоит подумать над тем, какие связи могут быть между действующими объектами и персонажами, что было до них и как события будут развиваться в будущем. Для того чтобы усложнить задачу, можно попробовать написать свой рассказ в разных жанрах: от драмы до комедии, от фэнтези до детектива.
Работа над персонажами
В литературном художественном произведении всех персонажей можно поделить на две большие категории: на глубоко проработанных и на плоских, простеньких. Если первые обычно находятся в центре событий и играют главные роли, то вторые нужны в основном для передачи некоторой идеи, мыслей, для продолжения или изменения сюжета. Второстепенные персонажи в любом случае считаются важными в рамках сюжетной канвы. Поэтому предлагается такое упражнение: создать некий лист, таблицу героев произведения. Нужно описать в паре предложений их внешние черты, особенности характера, возможные фразы, которые будут фигурировать в диалоге. Подумать, какую роль в произведении они могли бы сыграть, что ответить и сделать в определенной ситуации. Потом всех записанных персонажей можно будет постепенно включать в сюжет, наполнять ими сценарий, развивая его.
Сидя в ресторане или кафе, стоя на остановке или находясь в общественном транспорте, всегда стоит обращать внимание на окружающих людей, поскольку все это схваченное, запечатленное в памяти разнообразие поведения, типажей и речей сделает повествование более концентрированным и насыщенным. Описание персонажей следует проводить через их собственные действия. Даже из банальной прогулки, уборки, готовки, работы можно многое узнать о действующем лице, сделать свои выводы и сформировать впечатление о нем. Многое скажет и диалог между двумя персонажами. В качестве полезного упражнения для писателей можно делать небольшие зарисовки на пару сотен слов об обстановке, в которой находится персонаж и которая отражает его действия.
Работа над стилем
Она подразумевает под собой не столько выделение собственного авторского стиля (который приходит с опытом), сколько очищение литературного языка от загрязняющих его частей речи. Для этого существует любопытное упражнение, названное в честь Марка Твена - "По Твену". Сам писатель всегда выступал против чрезмерного использования прилагательных и наречий в тексте, поскольку считал, что они размывают и делают блеклым написанное. Стоит отметить, что подобную противоборствующую позицию по отношению к указанным частям речи занимали и другие писатели: Вольтер, Э. Хемингуэй, С. Кинг.
Сама суть упражнения проста и заключается в том, чтобы в течение нескольких недель, месяцев при написании художественных произведений не использовать прилагательные и наречия. Приоритетными частями речи в тексте должны стать существительное и глагол. Попрактиковавшись некоторое время, можно посмотреть на результат и оценить различие в своих работах. Данное упражнение для писателей можно сделать чуть проще, если, например, не хватает свободного времени для его выполнения. Достаточно взять свои старые труды и избавить их от загруженности прилагательными и наречиями.
Примеры простых и эффективных упражнений
Упражнений, направленных на развитие писательского таланта, существует более сотни. Многие из них кажутся на первый взгляд простыми, но на деле, являясь быстровыполнимыми, улучшают креативность.
- Рассказы и монологи. Наверное, многие слышали о таких странных упражнениях для начинающих писателей, как "рассказать о пустом стакане" или о каком-нибудь синем предмете. Эффективной тренировкой также является написание монологов от лица, например, ложки, попавшей в посудомойку, или от лица свежесрезанного цветка.
- Рассказы по ключевым словам. Развить креативное мышление можно через написание коротких рассказов, построенных на изначально заданных случайных словах. Они могут быть из абсолютно разных категорий: собака, шаттл, лед, колодец, командир. Чем экстравагантнее получится рассказ, тем лучше.
- Приведение причин. Как стать писателем? Прежде всего, нужно научиться отвечать на любые вопросы и давать необычные объяснения самым банальным вещам. Например, скажем, в качестве упражнения можно привести по 8 причин таким ситуациям и событиям, как: неожиданно распахнутая дверь дома, школьный учитель твердо намерен сменить профессию на геолога, человек оправдывает лжеца.
Общий вывод
Настоящий писатель неотделим не только от своего разнопланового опыта, но и от способности креативно мыслить и воображать. Талант, безусловно, играет важную роль в писательском деле, но настоящим творцом становится тот, кто упорен в своем деле. Как и для спортсменов, регулярное выполнение упражнений для писателей просто необходимо. Нужно все время работать над сюжетными моментами, над обликом и характером персонажей, над литературным и своим собственным авторским стилем. Не будет лишним время от времени писать короткие рассказы или сумбурные монологи. Все должно быть направлено на развитие стиля и неординарного мышления.