История Руси первой половины XIV века неразрывно связана с именами двух выдающихся личностей − ее светским правителем великим князем Иоанном I Калитой и митрополитом Киевским Феогностом, которого Константинопольский патриарх Исайя поставил во главе Московской митрополии.
Ставленник Константинопольского патриарха
О рождении и ранних годах жизни почтенного архипастыря документальных сведений не сохранилось. Известно лишь, что по своему происхождению он был грек, и еще в юности принял иноческий постриг, о чем можно судить не из биографических данных, которые весьма скупы, а из его собственных слов о том, что занимать высший церковный пост можно только пройдя во всей полноте длительный монашеский искус.
Наиболее ранние летописные сведения о нем относятся к 1328 году, и связаны они с переездом митрополита Феогноста в Москву, куда он был направлен Константинопольским патриархом Исайей. Известно, что в тот период Византия быстро приближалась к своему закату, и, уделяя особое внимание кадровой политике, предстоятель церкви, являвшийся одновременно и Вселенским патриархом, пытался остановить этот процесс.
Роль митрополита в возведении московских храмов
Прибыв в столицу Московского княжества и заняв кафедру прежнего главы Российской Церкви – святителя Петра, митрополит Феогност осуществлял свою деятельность в тесном сотрудничестве с правившим тогда Великим князем Иоанном I Калитой, проводившим масштабное храмовое строительство как на территории Кремля, так и за ее пределами. В связи с этим на митрополита была возложена обязанность вести контроль за соблюдением канонических требований, предъявляемым ко всем возводимым религиозным сооружениям, будь то кафедральный собор или скромная часовня.
В течении первых лет своей деятельности митрополиту Московскому Феогносту довелось освятить три белокаменных храма, вошедших в сокровищницу российского зодчества. Среди них были: собор Спаса на Бору, ставший ядром будущего Спасо-Преображенского монастыря, Архангельский собор, возведенный в благодарность Господу за избавление от голода, постигшего столицу в 1330 году, а также церковь Иоанна Лествичника, прославившаяся возведенной возле нее два века спустя знаменитой колокольней Ивана Великого.
Заботы о примирении враждующих князей
Оказавшись в гуще политической борьбы за централизацию Московского государства, переходившей порой в открытое военное противостояние между князьями, митрополит Феогност не мог не стать ее активным участником. Так, благодаря его вмешательству в 1329 году удалось заключить союз между Москвой и Псковом, жители которого пользовались самыми широкими правами внутреннего самоопределения. Это помогло избежать тогда ненужного кровопролития.
В 1331 году, благодаря приложенным им усилиям, был благополучно урегулирован конфликт с другим очагом демократии тех лет – Новгородом. Причиной смуты стало желание новгородцев иметь не только политическую, но и церковную независимость от Москвы. Однако на этот раз успеху митрополита во многом содействовало войско, высланное Великим князем под стены мятежного города и охладившее пыл его жителей.
Жертва ханской алчности
Как большинство крупных политических и религиозных деятелей, живших в период татаро-монгольского ига, митрополит Феогност был вынужден периодически посещать Орду. Такие путешествия были произведены им дважды, и оба раза они были сопряжены с тяжелыми душевными и физическими страданиями.
Злые языки донесли хану Джанибеку, будто глава российской церкви получает со своих епархий огромные доходы и, таким образом, располагает значительными средствами. Татарский правитель потребовал отдать ему часть богатств и подверг возражавшего архиерея тяжким истязаниям. Только изрядное самообладание позволило тогда Феогносту остаться в живых и не допустить опустошения церковной казны.
Архипастырские заботы почтенного митрополита
Несмотря на все треволнения суетного мира, основной сферой деятельности митрополита Феогноста всегда оставалось его архипастырское служение, направленное на централизацию и упорядочение церковной власти. В этом плане им была проведена большая работа по ликвидации самостоятельно учрежденных митрополий, таких как Литовская, Галицкая и ряд других.
По инициативе Феогноста был канонизирован и прославлен в лике святителей его предшественник на Московской кафедре – митрополит Петр, а также составлен выдающийся литературный памятник той эпохи – Сийское Евангелие, хранящееся сегодня в фондах библиотеки Академии наук России.
Конец земной жизни святителя
В 1353 году столица Московского княжества оказалась в центре страшного бедствия – эпидемии чумы, которая нередко посещала Древнюю Русь и уносила с собой множество жизней. В этот раз одной из ее жертв стал митрополит Феогност, смерть которого последовала 11 марта и стала невосполнимой утратой для возглавляемой им церкви.
Несколькими днями позже состоялось его погребение в алтаре Успенского собора Кремля, а почти столетие спустя, по свидетельству летописи, во время ремонта мощи были определены нетленными. Этот факт, а также чудеса, многократно явленные по молитвам на могиле праведника, стали поводом для канонизации митрополита Феогноста и прославления в лике святителей с ежегодным празднованием памяти 14 марта.