Развитие информационных систем неизбежно поглощает все сферы жизни человека. Достаточно давно уже говорят и необходимости прогресса в информатизации здравоохранения. Люди, не имеющие специального образования, не совсем понимают, для чего она нужна и какие проблемы поможет решить.
Цели информатизации сферы здравоохранения
Раньше получить ту или иную медицинскую информацию было достаточно сложно. Сегодня же врачебные и научные знания находятся во всеобщем доступе. Но, несмотря на это, преимущественная часть населения по-прежнему остается недовольной функционированием и устройством действующей системы здравоохранения. Цель информатизации в данном случае заключается в удовлетворении постоянно растущего спроса на медицинские услуги и качество их предоставления.
Решить целый ряд актуальных проблем в сфере здравоохранения можно только одним способом – путем эффективного взаимодействия врачей с населением. Создание общего информационного пространства играет в этом вопросе главную роль.
Приоритетной задачей информатизации здравоохранения на современном этапе является налаживание обратной связи с пациентом. Причиной острой необходимости внедрения инновационных технологий является массовый переход населения на домашнее лечение, предполагающее осуществление мониторинга самочувствия больного через интернет-канал и оказание лечебной помощи в амбулаторных или домашних условиях. Основной целью информатизации здравоохранения является, как несложно догадаться, создание механизма предоставления профильных услуг высокого качества посредством внедрения уникальных электронных разработок.
Кто отвечает за реализацию данной программы
Центральный институт организации и информатизации здравоохранения при Минздраве РФ, созданный в 1999 году, является ответственной организацией за выполнения стратегии о внедрении современных программ и телекоммуникационной инфраструктуры в данной сфере. Это учреждение, реализуя свою деятельность, занимается научной и образовательной работой, международным сотрудничеством в решении проблем, связанных с запуском и настройкой этого технически сложного процесса.
Задачами деятельности Центрального НИИ информатизации и организации здравоохранения являются:
- обоснование стратегии системы здравоохранения с научной точки зрения и подготовка практических рекомендаций;
- организационно-методологическое обеспечение процесса образования и запуска единой системы;
- проведение демографических, социальных и санитарно-гигиенических исследований проблем здоровья и воспроизводства населения в субъектах РФ;
- изучение мнения общественности о неудовлетворенности действующими программами медицинской помощи.
Кроме того, данное учреждение принимает непосредственное участие в разработке законопроектов и прочей документации для внесения рациональных изменений в законодательство о системе здравоохранения. Как правило, данные действия институт совершает по поручению Минздрава.
Информатизация здравоохранения предполагает также разработку и практическое внедрение комплексной программы мониторинга здоровья россиян. С этой целью институт поддерживает сотрудничество с отечественными и международными организациями ради выполнения общих научно-исследовательских работ и обмена опытом.
Что такое медицинская информация?
Институт организации и информатизации здравоохранения делает акцент на правильном восприятии данного термина. Под ним следует понимать уникальный вид ресурса, качественные критерии которого можно совершенствовать неопределенное количество раз. В широком смысле медицинская информация – это сведения о здоровье населения, системе здравоохранения, медицинских науках, социальной и биологической внешней среде.
Устаревшим, но все же действительным примером информатизации медицинской отрасли являются научно-медицинские библиотеки. Обратившись сюда, человек мог получить необходимые справочные сведения, публикации на ту или иную тему, фактографические и реферативные работы.
В чем плюсы и минусы информатизации онлайн
С появлением интернета скорость и эффективность распространения различных сведений вышла на новый уровень. Работа Центрального института информатизации и организации здравоохранения направлена в первую очередь на устранение недостатков электронных источников.
В сравнении с традиционными публикациями, информация, присутствующая на просторах Всемирной паутины, как правило, не проходит процедуру рецензирования, а это означает, что любой материал, написанный с ошибками, будет распространяться. В крупных и профессиональных издательствах действует строгая система проверки и рецензирования работ.
В то же время в контент, размещенный на вебсайтах, намного проще вносить правки: не нужно дожидаться очередного выпуска, чтобы указать на опечатки в ранее опубликованной статье. Огромным преимуществом электронных систем является легкая и доступная организация поиска. Причем касается это любой формы хранения информации – в веб-хранилище с закрытым доступом или на жестком диске компьютера.
В европейских странах и США институт информатизации здравоохранения был внедрен в работу врачей еще в начале 2000-х годов. В России задача разработки специализированных ресурсов в медицинских системах находится на стадии реализации. Несмотря на то что достичь поставленных целей на 100 % пока не удалось, первые позитивные результаты можно заметить по эффекту от проведенной компьютеризации медицины. Благодаря введению в рабочий процесс медперсонала информационных технологий, снизилась вероятность ошибок при оформлении записи на прием, составлении историй болезни, назначении лечения и т. д. Информатизация здравоохранения предполагает создание единого информационного пространства, объединяющего все медицинские системы.
Роль сети интернет в системе здравоохранения
В исследованиях Центрального НИИ информатизации здравоохранения особое внимание уделяется использованию сети интернет в медицинской науке и практике. Телекоммуникационные технологии позволяют каждому пользователю получать необходимые сведения в соответствии с содержанием отправленного запроса.
Основными источниками информации в интернете являются специализированные вебсайты, на которых публикуются обзорные работы с ознакомительной целью. Они могут содержать иллюстрации, справочные медицинские сведения. Информацией из Всемирной паутины пользуются не только пациенты, но и врачи. Сомневаясь в постановке диагноза, некоторые специалисты обращаются за помощью на медицинские порталы, как бы сверяя свои знания с опубликованным материалом. Таким образом информатизация здравоохранения косвенным образом влияет на корректность устанавливаемых диагнозов и выбор лечебной тактики для пациентов.
Изначально в интернете распространялась рекламная информация, касающаяся оказания медицинских услуг. Сегодня же благодаря сети можно, не выходя из дома:
- проводить финансовые операции, например, по оплате медицинской страховки;
- получать назначения врачей по результатам пройденного исследования (кстати, ответы анализов некоторые лаборатории присылают на электронную почту);
- приобретать лекарства и медоборудование с доставкой на дом;
- обрабатывать и хранить неограниченные объемы информации во внешних хранилищах.
Недостатки информатизации и вред для пациентов
Все дело в том, что с появлением и активным использованием материалов, опубликованных на различных ресурсах, изменилось соотношение в объеме знаний, имеющихся у медиков и пациентов. Раньше больные больше доверяли врачам и меньше задумывались об их компетентности. Сегодня же, предварительно получив представление о своей болезни из интернета, пациенты стараются принимать более активное участие в установлении диагноза, назначении лечения. Таким образом, авторитет доктора, который ранее считался непоколебимым, теперь нередко уступает медицинской информатизации.
Приоритетной задачей здравоохранения является не только повышение показателей работы лечебных учреждений, но и своевременное оказание информационной поддержки пациенту. Его право на свободный выбор обширной и всесторонней информации ограничивать нельзя, но при этом врач должен проводить разъяснительную работу, сообщая больному, например, о том, чем опасно применение того или иного альтернативного метода лечения, какие последствия могут быть в случае прием аналога, несоблюдения предписаний врача и т. д. Таким образом, обращаясь к веб-ресурсам сайтам, пациент должен помнить, что опубликованная информация не всегда достоверна, в лечении следует руководствоваться рекомендациями специалистов.
Вместе с тем нельзя сказать, что пассивная форма интернет-обучение совсем уж плоха. Исследования НИИ информатизации здравоохранения наводят на мысль о том, что начитанность пациентов позволяет врачу вести с ними диалог на более доступном уровне и оказывать влияние на клинический процесс. Иными словами, веб-пространство дает почти безграничные возможности для участия простых граждан в процессе собственного лечения, способствует повышению уровня их образованности и делает доступной медицинскую информационную помощь.
Еще один важный аспект влияния сети интернет на систему здравоохранения заключается в формировании у пациентов правильного представления о том, какой должна быть квалифицированная медицинская помощь. Система отзывов и рекомендаций о врачах, ведущих прием в медучреждениях, заставляет их внимательнее относится к своей работе и минимизировать вероятность ошибки. Общественное мнение и распространение сведений для сравнения качественных показателей медицинских услуг повышает ответственность медучреждений и стимулирует персонал к улучшению производственных и квалификационных показателей. Коммерческие клиники и медцентры, которые недооценивают степень влияния интернета на образованность населения, рискуют потерять конкурентоспособность и свою нишу на рынке медицинских услуг.
Преимущества интернет-медицины
Главной и первостепенной целью информатизации здравоохранения обеспечение доступной помощи для пациентов и их семей в планировании лечения диагностированных патологий. Кроме того, больной имеет право самостоятельно сделать выбор в пользу одного из нескольких возможных вариантов лечения. Это увеличит шанс на удовлетворенность человека лечебным процессом, позволит снизить частоту инвазивных вмешательств и сэкономит деньги на лечение. Благодаря действующему институту информатизации здравоохранения, каждый из нас имеет возможность воспользоваться следующими видами медицинских услуг в интернете:
- принять участие в телеконференции, форуме;
- ознакомиться с содержанием онлайн-справочников;
- получить доступ к службе информационной поддержки больных и их членов семьи;
- узнавать из рекламы о новых фармацевтических продуктах;
- просматривать телемедицинские консилиумы;
- консультироваться у врачей в режиме онлайн.
Отдельной категорией является предоставление так называемых телемедицинских услуг, которые предполагают зрительный контакт со специалистами из любой точки мира через интернет с целью получения мнения о диагнозе, назначенном лечении. Посредством проведения прямых эфиров через сеть можно транслировать процедуры и операций с общеобразовательной или учебной целью.
Проблемы информатизации в медицине
Несмотря на то что процесс внедрения коммуникационных технологий Центральным НИИ при Минздраве начался еще в 2011 году, информатизация здравоохранения и по сей день несовершенна. По неофициальным данным, каждый третий человек, заходя в поисковую систему, вбивает запрос для нахождения необходимой ему медицинской тематики. По сути, сеть интернет превратилась в инструмент для преобразования культуры медицинской практики, организации и информатизации здравоохранения. НИИ, действующий при Минздраве, должен учитывать, что процесс реализации всеобщей информатизации невозможен по следующим причинам:
- отсутствует хорошо подготовленное управленческое звено;
- руководители медучреждений не всегда могут похвастаться достойным уровнем навыков владения компьютером;
- дефицит необходимой финансовой поддержки;
- невозможность гарантировать защиту авторских прав;
- низкий технический уровень веб-страниц и сайтов, созданных фрилансерами-любителями.
Кстати, последний момент вызывает особую тревогу, поскольку значительная часть медицинских сайтов поддерживается энтузиастами, большинство из которых, как правило, даже не имеют профильного образования. Но даже врачи или представители так называемых околомедицинских специальностей не всегда наполняют контентом свои веб-страницы на должном уровне в силу дефицита финансов, времени, желания или других причин. Именно поэтому к качеству специализированных медицинских интернет-порталов Центральный институт информатизации здравоохранения предъявляет ряд требований. Первостепенное значение имеет:
- наличие общей информации о веб-странице, в том числе цель создания, краткая характеристика, структура сайта, учредители, редколлегия, штат сотрудников и т. д.;
- качество размещенного контента – медицинская информация должна быть актуальной и достоверной, соответствовать этическим нормам, содержать минимум рекламы;
- сведения об авторах публикуемых статей (Ф. И. О., профессия, стаж и место работы, опыт, должность, биография, контактные данные и др. информация);
- подтверждение информации ссылками на источники или указание того, что материал является выражением личного мнения автора;
- соответствие представляемой информации критериям официальной медицины;
- грамотность оформления, отсутствие орфографических и грамматических ошибок;
- подбор гиперссылок на другие веб-ресурсы;
- наличие индикатора, демонстрирующего дату последнего обновления сайта;
- интерактивность и удобный интерфейс интернет-портала;
- ненавязчивая уместная и соответствующая тематике графика.
Используемые системы информатизации здравоохранения
К данной категории относятся инструменты электронной медицины – информационные продукты, сервисы и решения, которые выходят за рамки стандартных веб-приложений. Они предназначены для предупреждения, диагностического обследования, лечения болезни, реабилитации и контроля за состоянием здоровья.
К системам электронного здравоохранения относят медицинские информационные сети, электронные карты здоровья и истории болезни, службы телемедицины, веб-порталы предварительной записи на прием к специалистам и пр.
Инструменты информатизации здравоохранения бывают нескольких видов. Различают системы для использования руководителями учреждений, штатными врачами, а также персонализированные страницы для пациентов и граждан.
Электронная история болезни – это важный инструмент электронной информатизации медицинской отрасли. Его используют для хранения персональных сведений и записей специалистов на электронных или виртуальных носителях. Возможность доступа к материалу есть у медработников. Чтобы получить на руки необходимую информацию из своей истории болезни, пациенту достаточно обратиться к медперсоналу клиники.
В электронной истории болезни аккумулируются записи, полученные из разных источников, как правило, от разных информационных систем больничных подразделений (лабораторий, стационарного отделения, отделения функциональной диагностики, аптеки и т. д.).
О врачебной этике на интернет-страницах
Использование веб-технологий в медицинской практике породило не только проблемы технологического или научного характера, но и заставляет сталкиваться с нарушениями норм врачебной этики. Чтобы предотвратить подобные нарушения, на территории интернет-пространства действует Кодекс этики врачей Рунета. Суть данного свода этических правил и норм сводится к следующему:
- При осуществлении врачебной деятельности специалист (владелец сайта) должен руководствоваться моральными принципами, соображениями гуманизма, добросовестности и милосердия.
- Так же как и врач в обычной поликлинике, автор статьи на специализированном медицинском портале несет ответственность за свою деятельность.
- Специалист интернет-портала обязан относиться к пациенту с уважением чести и достоинства. Доктор не имеет права разглашать врачебную тайну.
- Интернет-врач не имеет права устанавливать диагноз или назначать лечение. Не запрещается высказывать свои предположения по поводу болезни обратившегося пациента и давать рекомендации на счет диагностики и лечения.
- На специализированном медицинском портале не допускается использование рекламы медикаментов, диагностических процедур, гомеопатии, наркотиков, табака или алкогольной продукции.
- Интернет-врач не должен использовать инструменты для массовой рассылки рекламы с целью привлечения посетителей на сайт.
- Консультант медицинского сайта имеет право не отвечать на вопрос пациента, если сомневается в правильности своего ответа.
- Публикации на медицинском сайте должны иметь достоверные научные подтверждения.
- Пропаганда мистических или оккультных методов медицинской деятельности запрещена законами РФ.
Информация по применению лекарственных средств, которые подлежат безрецептурной продаже, допускается к публикации и не имеет ограничений по доступу читателей, в то время как сведения о серьезных препаратах, которые можно приобрести исключительно по рецепту, должны публиковаться только на страницах для врачей.
Система информатизации российского здравоохранения не предъявляет требований о категорическом отказе от использования коммерческой рекламы, поскольку это может негативно отразиться на самоокупаемости веб-ресурса и отрицательным образом сказаться на развитии отечественной интернет-медицины.
Подводя итоги
Итак, что же дает россиянам информатизация системы здравоохранения? Электронная медицина позволяет добиться таких результатов:
- снизить частоту диагностических и лечебных врачебных ошибок;
- улучшить качество врачебных наблюдений;
- вовремя принять меры и отозвать сертификаты, лицензии на медицинскую продукцию, лекарственные препараты низкого качества;
- своевременно выявлять вспышки эпидемиологической заболеваемости;
- оптимизировать систему транспортировки больных при экстренном оказании помощи;
- провести перераспределение ресурсов и внести изменения в порядок предоставления медицинских услуг;
- не допустить дублирования медицинских процедур;
- назвать предварительную стоимость обследования и лечения;
- проводить первичную профилактику ряда заболеваний;
- мотивировать пациентов на неукоснительное соблюдение медицинских рекомендаций;
- увеличить коэффициент доверия к качеству медицинских услуг;
- возможность доступа к персональной медицинской карте, находясь в любой точке мира.
Информатизация в сфере медицины – это высокотехнологичный элемент общей системы здравоохранения, который обеспечивает комплексное применение информационно-коммуникационных технологий при оказании первичной, специализированной и скорой медицинской помощи. Чтобы реализовать систему электронного здравоохранения на должном уровне, требуются скоординированные действия руководства страны и непрерывное финансирование.