Многие историки отмечают такой факт, что у самодержавия было гораздо больше народных корней, чем у русской интеллигенции. Можно сказать, что это правда. Данный феномен был драмой и трагедией отечественной истории. Русская интеллигенция сразу возникала как сила антисамодержавная, антимонархическая, а это значит, что в условиях того времени считалась силой антигосударственной. Практически все творцы духовных ценностей (музыкальных, художественных или литературных) работали тогда не ради гонорара и материального благополучия, а для того, чтобы компенсировать и показать человечеству, что за плечами стоит талантливый народ, великая страна, и они способны ответить на вызовы мировой и российской истории.
Возникновение интеллигенции
Отмена крепостного права и проведение крупных, великих реформ шестидесятых-семидесятых годов XIX века привели к сильнейшим сдвигам в развитии общества. Страна оторвалась от ледяной кромки прибоя застойного, самодержавного, крепостнического состояния и перешла в бурную трансформацию быстрого развития. Перемены захватили все сферы русской жизни: экономику, политику, культуру, а также и социальную среду.
Уже в середине XIX века современники стали замечать, что в русском обществе, которое многие века оставалось структурированным по сословиям, стала появляться категория людей, которые не вписывались в прежние параметры. Формально говоря, в России считалось, что существует четыре типа населения:
- Городское сословие.
- Мещане.
- Духовенство.
- Дворянство.
Первые два платили подати, вторые два типа считались привилегированными.
По законам, индивиду нужно было вписываться в одну из социальных категорий, и по-другому русское общество не структурировалось до середины XIX века. Но, как было замечено выше, в связи с развитием системы просвещения и усложнения государственной, общественной и культурной жизни страны стали появляться люди, которые не являлись ни дворянами, ни представителями духовенства. Но вместе с тем они и не были крестьянами и городскими работниками. Вот так и произошло формирование русской интеллигенции. Если говорить вкратце, что это была за категория? Это были люди, которые обладали образованием и получали какой-либо доход в жизни не от государства, а, например, от эксплуатации своего интеллектуального труда.
Появление термина
В те времена таких граждан стали называть не русской интеллигенцией, а разночинцами, то есть выходцами из разных чинов. Произошло это потому, что никто не мог найти им определенного название в правовой литературе и в юридических трактатах или просто в обыденной речи людей. Под разночинцами стали понимать новое поколение или новый статус людей, которые вроде бы и не горожане, но в них и нет низкого происхождения от крестьян.
Интересный факт: в это время большинство представителей творческих профессий считали, что отец русской интеллигенции — это С. Н. Булгаков.
Но только в шестидесятых годах XIX столетия появился термин, который стал применяться все более широко. Многие историки считают, что его пустил в массовое обращение писатель и публицист Бабарыкин, который творил в середине XIX века. В русской лексике слово интеллигенция приобрела, так сказать, гражданство и стало все более широко применяться в речи.
Для примера можно посмотреть образцы литературы первой половины XIX века, творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя. У них понятия русской интеллигенции нет. Невозможно найти и ни одного литературного произведения первой половины XIX века, где бы автор употреблял этот термин, а это значит, что не было такой категории людей и не было данного социального явления.
Суть русской интеллигенции
Данное явление появилось в пореформенную пору, после отмены крепостного права и перехода самодержавия к форсированной политике модернизации страны, то есть политики ускоренного развития экономики, транспортной сети, новых структур управления, проведение реформ военных, финансовых, образовательных учреждений. Именно вот это самодержавие и ускорило формирование слоя людей просвещенного труда, представителей интеллектуальных профессий.
Почему именно такой труд? Ответ достаточно прост. Потому что страна перешла к ускорению, развитию новых структур экономики в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве. А это все означало, что потребности людей возрастали в умственном плане. И даже само правительство понимало, что оставлять народ в состоянии темноты и невежества — очень опасное дело, которое может обернуться новым витком застойного отставание России. Значит, нужно было ускорить процесс формирования людей интеллектуальных профессий. Как считало правительство, суть русской интеллигенции именно в том, чтобы вывести страну на один уровень с Западом и Европой.
Особенность социального облика
В составе русской интеллигенции 19 века начинают очень видную роль играть бывшие дворяне, которые под влиянием новейших европейских представлений пришли к выводу о том, что их отцы и более далекие предки жили неправильно, что они эксплуатировали и наживались на крестьянском труде, а этот грех несмываемый лежит именно на них как на потомках. Они считали, что именно их социальный слой призван теперь исправить это положение. Интеллигенция хотела разом перевернуть всю пирамиду социальных отношений.
Эту проблему заметил еще великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, который написал знаменитый роман «Отцы и дети». В нем повествуется, как дети бросают упреки своим отцам за неправильный образ жизни, за несправедливые социальные отношения и социальные связи. Именно эти литературные персонажи и являются как раз молодыми интеллектуалами. Они отказываются принципиально от своих привилегий и хотят раствориться как бы в новых идеях, в новом образе жизни. Данное произведение раскрывает главную проблему века — противостояние двух поколений в русской интеллигенции.
А также необходимо отметить, что многие семинаристы стали играть все более заметную и даже наступательно агрессивную роль в формировании данного сословия.
Наиболее яркие представители русской интеллигенции — это, например, Николай Добролюбов и Николай Чернышевский. Именно они были основой студенческой молодежи, а значит, и формировали интеллектуальную прослойку.
В XIX веке вовсю появлялись представители части крестьянства, так скажем, плебейского состава русского общества, поэтому постепенно складывался все более толстый социальный слой, и вместе с тем он приобретает своеобразный неповторимый облик.
Чахотка и Сибирь
Но не всякая просвещенная российская молодежь считается интеллигенцией в русской истории. Только тот, у кого убеждения были окрашены новыми идеями освобождения, борьбы и новой нравственности высшего качества, могли называть себя интеллектуалами.
Тот, кто способен посвятить свою жизнь служению не денежному и не каким-то собственным материальным интересам, а только служению идеалам борьбы за добро, и считался в 19-м веке интеллигентом. Вот примерно так Некрасов писал о Грише Добросклонове, таком типичном русском интеллигенте шестидесятых годов: «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».
Долгое время данное изречение гуляло в народе. Чахотка — болезнь русского интеллигента, потому что человек в страшной борьбе за свои идеалы сгорал преждевременно. Это была типичная, так скажем, судьба очень многих представителей данного сословия.
Феномен русской интеллигенции
Представители сословия являются бескомпромиссными борцами за социальные идеи и представления, за обновление человечества. Интеллигенты хотели принести сразу и немедленно счастья своему только что освобожденному от крепостной зависимости народу.
В этом смысле, конечно, представители сословия всегда противостояли власти самодержавия, государственному строю. Традиционные институты, религиозные и государственные политические учреждения рассматривались интеллигенцией как несправедливо и неправильно устроенные, негуманные, которые противоречат интересам широких масс народа и вообще разнятся с идеалом социального освобождения. Отсюда получилось такое состояние, что интеллигенция сразу же оказалась в оппозиции.
Служение власти
Если разночинец оставался оппозиционерам, не гнулся и не прогибался, если он оставался по духовной структуре своей личностью независимой, тогда он и сохранял свое право на название интеллигента.
А если он, даже получив диплом об образовании, был высокоинтеллектуальным человеком, но являлся приспособленцем, то есть сделал карьеру, служил государству, он никогда в интеллигенты не зачислялся.
Например, Валуев Петр Александрович, министр внутренних дел, глубоко интеллектуальный человек, окончил два университета, сам писал, много читал, был гармонистом даже, но никогда в жизни он не был причислен к интеллигентам. Служить власти - это значит быть вне данного сословия, это даже быть врагом и противником интеллигенции.
Различие сословий
Есть еще один очень важный аспект, который нужно обязательно упомянуть, когда речь идет о роли русской интеллигенции в обществе. Речь не только в том, как складывался облик данной общины, но и о трагичном обстоятельстве.
В связи с тем, что интеллигенция была страшно далека культурно от народа, она изучала на университетской скамье самые последние достижения европейской науки в биологии, математике, физике, химии, общественных науках, истории, философии, политической культуре, лексике и так далее. Характер, поведение, образ жизни — это все воспринималось как европейские культурные ценности, и русского студента внешне, то есть по одежде, повадкам, невозможно было отличить от европейского, который обучался где-нибудь в Гейдельберге, Берлине или во Франции. Представители интеллигенции часто учились по обмену и поэтому чувствовали себя уверенно в солидарной студенческой среде.
Но в своем собственном народе, в простом крестьянстве, они чувствовали себя иностранцами. Да, собственно, так их принимали и сами податные сословия. Люди, одетые в европейское платье, говорящие на каком-то особом языке, были чужды простому народу.
И речь, и лексика, и интеллект, и культура, и их образ жизни были настолько далеки от крестьян, что русская интеллигенция, казалось, находится в драматическом культурном разрыве.
Известные люди
Как уже было сказано выше, считается, что отец русской интеллигенции — это Сергей Николаевич Булгаков, но несмотря на это, в данном сословии есть и более выдающиеся личности.
Каждый полагал, что он может сдвинуть ход русской истории своими силами. А раз такие мысли появились, значит, в этом видели какое-то проведение, необходимый промысел, который заставляет появится на свет Божий и вести за собой страну. Интеллигенты считали, что именно на их плечах лежит груз, и уклониться от него было совершено невозможно.
Это все породило огромное духовное напряжение, обстановку высокого пафоса, самоотречение и осознание душевного подвига, творческого горения. В какой-то степени это касается буквально всего, и духовной жизни России в частности.
Любой историк знает, что вторая половина XIX века — это время якутский культуры, период, когда творили передвижники и возникла "Могучая кучка" русских композиторов. А также в этот период возникает блестящая группа русских писателей, начиная от Тургенева, Достоевского, Чехова, Льва Толстова и так далее. Можно перечислять и дальше громадный список талантов русской литературы, которые тогда создали шедевры мировой классики.
Вот это был феномен духовного подвига русской интеллигенции, потому что практически все создатели музыкальных, художественных и литературных работ творили тогда не ради гонораров и материального благополучия. А для того чтобы компенсировать и показать человечеству, что за плечами стоит великая страна и могучий русский народ, как писал Тургенев. Но русская интеллигенция 20 века пошла в другом направлении.
Революция
Интеллигенты считали, что язык, с помощью которого они творят, может создать только великая нация. Проблема же творцов заключалась в том, что ни передвижников, ни музыкантов "Могучей кучки", ни писателей народ все еще не понимал. Культурный уровень крестьян оставался в XV веке. Вот как раз эта оторванность от народа и побудила русских интеллектуалов к революционным подвигам.
И вот в семидесятых годах XIX века произошло невероятное явление, тысячи молодых интеллигентов пошли в народ. Где еще, в каком обществе, в какое время можно себе представить ситуацию наподобие этой? Чтобы несколько тысяч студентов, бросив свои аудитории и семьи, отправились в народ во имя неведомой жар-птицы.
Интеллигентам казалось, что одно их движение к народу, их подвиг принесет темным массам свет освобождения, преобразования всеобщей гармонии и счастья. Конечно, сейчас понятно, что это все было романтическими мечтами, которые вскоре рассыпалась.
Но духовная энергетика все же преобразовалась в наступательную борьбу против самодержавия, жертвами которыми становятся политические враги. Начинается эпоха революций. Русская интеллигенция претерпевает изменения.
Суммируя вышесказанное
Интеллигенция — это состояние непрерывного духовного подвига, самоотречения, борьбы, героики, невероятной отдачи. Все это очень важно понять, особенно в современных условиях, когда порой об истории русской революции, особенно о духовной жизни, говорят с невнятной насмешкой под влиянием каких-то сугубо публицистических подходов. И все же у многих возникает желание отдать должное и даже преклонить голову перед памятью тех людях, которые творили. Вот еще одна история о самоотверженности людей того времени.
Сидит в камере, ожидая смертного приговора, Николай Иванович Кибальчич, сын священника, типичный русский интеллигент, который жизнь свою отдал для того, чтобы, как он полагал, освободить окончательно русский народ от экономического угнетения. Он осужден за изготовление химических метательных бомб, которыми был убит Александр II. И, ожидая смертного приговора, Николай просит лист ватмана для того, чтобы передать потомкам идею своего ракетного двигателя, и рисует его макет.