Великорусский шовинизм: история появления выражения, его значение, периоды употребления с цитатами

Выражение "великорусский шовинизм" обычно применялось в литературе либералов и коммунистов. Оно было связано с тем, как русские государственные чиновники уничижительно обращались к иным российским народам.

Изначально имело место схожее выражение - "великодержавный шовинизм русских", которое могло употребляться и по отношению к другим народам. В таком случае конец этого выражения, само собой, заменяли.

Отношение Ленина к термину

Наибольшее распространение выражение получило в обществе революционеров-либералов конца девятнадцатого - начала двадцатого столетий. Как только большевики заполучили власть, выражение резко приобрело крайне негативный оттенок, великодержавный шовинизм противопоставляли интернационализму.

Владимир Ильич Ленин

Ленин о великодержавном русском шовинизме выражался довольно однозначно. Он относился к нему негативно. Владимир Ильич призывал к борьбе с великорусским шовинизмом, в то время как Зиновьев гласил жечь каленым железом все, что содержит малейший намек на шовинизм.

Эту великодержавность в наибольшей мере можно было наблюдать во время образования различных национальных управленческих органов. Земледельческий нарком Яковлев говорил, что шовинизм проникает сквозь аппарат. Он же объявлялся главной государственной опасностью во всех речах, что произносил Иосиф Сталин по поводу национального вопроса на множестве съездов партии.

С течением времени, однако, выражение было забыто, давая больший простор для создания общих госструктур. Вместе с тем русский язык вновь приобрел главенствующую позицию при делопроизводстве, а языки других национальностей все больше пропадали из аппарата. По этой причине выражение "великорусский шовинизм" затерялось в истории на этот период.

Эпоха перестройки

В эпоху перестройки термин вновь отыскал свое место на страницах либеральной печати, а значение его практически не изменилось. Пропала лишь некая марксистская составляющая.

время перестройки

Сейчас же термин используется гораздо реже, чем столетие назад, хотя полностью и не исчез.

Ленин о великорусском шовинизме

В Швейцарии в начале декабря 1914 года Ленин написал статью под названием "О национальной гордости великороссов". В этом же месяце статью опубликовали в газете "Социал-демократ". Вместе со схожими статьями эта раскрывает мнение В. И. Ленина касаемо национального вопроса В Европе и России времен Первой мировой войны.

Владимир Ленин на трибуне

Этот текст был написан во времена начала Первой мировой, когда велись споры между Лениным и его политическими противниками из собственной партии, что обвиняли его в отсутствии любви к Родине.

Текст отмечает серьезное значение вопроса национального по причине попыток России подчинить себе балканские страны, Армению и Галицию (область в Восточной Европе). Также в статье можно обнаружить множество упоминаний об "удушении украинского народа".

Помимо всего прочего, там была сформулирована его демократическо-революционная точка зрения по вопросу нации:

Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою Родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов.

Мы полны чувства национальной гордости, и именно потому мы особенно ненавидим свое рабское прошлое (когда помещики дворяне вели на войну мужиков, чтобы душить свободу Венгрии, Польши, Персии, Китая) и свое рабское настоящее, когда те же помещики, споспешествующие капиталистами, ведут нас на войну, чтобы душить Польшу и Украину, чтобы давить демократическое движение в Персии и Китае, чтобы усилить позорящую наше великорусское национальное достоинство шайку Романовых, Бобринских, Пуришкевичей. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение Польши, Украины и т. д. «защитой Отечества» великороссов), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.

Кроме того, Ленин отмечает высокую значимость отмены в России угнетения наций для процветания экономики:

А экономическое процветание и быстрое развитие Великороссии требует освобождения страны от насилия великороссов над другими народами.

Оценки "Энциклопедического словаря"

В "Энциклопедическом словаре" было отмечено, что в тексте В. И. Ленина были предоставлены программные положения о понятии передовых русских пролетариев о национальной гордости и патриотизме.

Их патриотизм проявляется в сражении за то, чтобы Родина была избавлена от порабощения и гнета классов-эксплуататоров в борьбе за обретение счастья для своих людей. В таком патриотизме невероятная любовь трудящихся к своей Родине тесно связана с огромной ненавистью к ее противникам и поработителям.

Помимо всего прочего, отмечена гордость В. И. Ленина за рабочий класс в России, которому выпала почетная авангардная роль в борьбе за освобождение людей. Также внимание обращается на мнение Ленина о том, что борьба большевистской партии за социализм отвечает коренным интересам страны и верно понятые интересы нации русского пролетариата совпадают с интересами социалистов рабочего класса других стран.

Оценка краткого словаря

В "Кратком словаре по научному коммунизму" было отмечено, что текст В. И. Ленина представляет собой методологию анализа исторического патриотизма рабочего класса вместе с его единством с интернационализмом пролетарским.

Но были ли взгляды большевиков на вопрос нации интернационалистскими на самом деле? В своей политике действительно ли они исходили из определенного принципа демократического равноправия и равенства всех наций? Или же их мнения и в этой сфере были подчинены классовому подходу марксистов?

Позиция большевиков

В этом вопросе у большевиков считался специалистом И. В. Джугашвили (Сталин). Его и назначили на пост народного комиссара по делам национальностей в РСФСР в период с 1917-го по 1923 год.

Сталин в 1902 году

Большевистская позиция по вопросу национальностей была куда более радикальной, чем у большинства национальных партий, что выступали за автономию культуры. Когда-то нацию державную не делили на определенные этнические составляющие. Нигде ее не называли угнетательской нацией.

В России Советов отношение к самому русскому народу было одним-единственным пунктом, в котором подход классов был отодвинут на задний план, а на передний выдвинута революционерская русофобская ненависть к державной общности русских.

Русофобство и царская власть

Определенная русофобская часть присутствовала и в ненависти классов к монаршеству в Российской империи. Большевики стояли не только за разрушение монаршей власти и самой империи, но также и за право на открепление тех национальностей, что не могут или же не желают продолжать оставаться в рамках чего-то целого.

Использование термина в современности

В наше время выражение "великорусский шовинизм" употребляется крайне редко по сравнению с двадцатыми годами прошлого века, однако полностью оно никуда не пропало.

Владимир Путин

В. В. Путин во время своего выступления на международной конференции под названием "Евразийская интеграция: тенденции современного развития и вызовы глобализации" 18 июня 2004 года высказался о проблемах, которые мешают интеграции, следующим образом:

Если бы мне было позволено принять участие в работе этой секции, я бы сказал, что эти проблемы можно сформулировать очень просто. Это великодержавный шовинизм, это национализм, это личные амбиции тех, от кого зависят политические решения и, наконец, это просто глупость — обыкновенная пещерная глупость.

Во время встречи с представителями молодежных движений в селе Завидово в Тверской области, которая проходила 24 июля 2007 года, Путин в ответ на реплику, касающуюся проблемы миграции, сказал, что это, конечно же, почва для разжигания национализма внутри страны. Но при любом развитии событий недопустим и великодержавный шовинизм.

Осужденный на два года условно за экстремистскую деятельность исполнительный директор "Общества российско-чеченской дружбы", которое запрещено судом, так как признано экстремистским, Станислав Дмитриевский полагает, что в то время, когда имеет место пропаганда шовинизма, все способы предотвращения событий в Кондопоге бессмысленны.

Имеются в виду массовые беспорядки в сентябре 2006 года в карельском городе Кондопоге, вызванные убийствами двоих местных жителей группой, что состояла из шести человек, которые являлись выходцами из Чечни и Дагестана. Для подавления массовых волнений был задействован Петрозаводский ОМОН, в ходе этого подавления было задержано в общем свыше ста человек, принимавших участие в беспорядках на улицах.

беспорядки в Кондопоге

Кроме того, употребление выражения "великорусский шовинизм" можно встретить в фарс-комедии 1995 года под названием "Ширли-мырли". Его использует один из героев фильма, который является цыганом по национальности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 2
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
Вопрос один - нет ли ханжества и поиска дешёвого авторитета дабы удержаться у власти тем, кто спекулирует излишне негативным окрасом термина "шовинизм".
Копировать ссылку
А что вы понимаете под словом шовинизм?)
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.