СМИ, став частью жизни человека и изменив ее кардинальным образом, привели к появлению понятия «информационная эра». Она полностью поменяла способ ведения военных действий, обеспечив командование и власти огромным количеством и беспрецедентным качеством получаемых сведений. Но необходимо различать войну информационной эры и собственно информационную войну. В первом случае данные используются для успешного ведения боевых операций, во втором — сведения рассматривают как потенциальное оружие, отдельный объект противостояния и выгодную цель.
Сведения и технологии
На основе происходящих событий появляется информация — их восприятие и интерпретация. Это понятие, как таковое, является результатом взаимодействия восприятия данных и связывания с ними какого-либо значения. Это определение связано с современными технологиями, а от этого зависит скорость передачи и интерпретации данных. Поэтому требуется ввести понятие информационной функции. Это абсолютно любая деятельность, которая связана с хранением, трансформацией, получением и передачей сведений.
Чем более качественной информацией владеет командование, тем большее преимущество имеет сторона по сравнению с врагом. Так, ВВС США на основе прогноза погоды и результатов разведки готовят полетное задание. Эффективность выполнения поставленной задачи увеличивается за счет точной навигации. Все перечисленное является видами информационных функций, которые в значительной мере повышают результативность боевых операций. Военные сведения обеспечивают и улучшают решение войсками непосредственных задач.
Расшифровка термина
Все страны стремятся получить какую-либо информацию, обеспечивающую выполнение тех или иных стратегических целей, и воспользоваться данными. Это может осуществляться в военных, политических и экономических целях. Такое оружие позволяет защитить собственные данные и уменьшить возможности противника вести борьбу. Так, информационной войной в современном мире можно назвать любое действие по использованию или искажению сведений врага, защите собственных данных. Именно это определение является основополагающим для нескольких утверждений, рассматривающих термин в нескольких значениях.
Смысловые варианты
Информационная война против врага — это только средство, а не конечная цель (также как бомбардировка является средством достижения цели). Военные всегда стремились воздействовать на данные, которые известны врагу, и эффективно использовать их. Современные технологии сделали данные очень уязвимыми к прямому доступу и использованию. Подобная уязвимость объясняется значительной скоростью доступа, повсеместной досягаемостью и открытой передачей данных, возможностью информационных систем выполнять функции автономно, концентрированным хранением данных. Защитные механизмы могут уменьшить уязвимость.
Термин используется в широком и узком смыслах. В широком понятие применимо для обозначения противоборства в СМИ и информационной среде для достижения различных целей: политических, военных или экономических (в этом смысле упоминается также термин «психологическая война»). В узком смысле информационная война в век технологий — это военное противоборство для достижения преимущества одной стороны при сборе, использовании и обработке сведений, снижения результативности соответствующих действий противника.
История явления
Мировые информационные войны — явление, распространенное в современном высокотехнологичном мире, но не новое. Принято считать, что термин появился в конце Второй мировой и особенно часто стал употребляться в восьмидесятых годах двадцатого века в США в ходе Холодной войны. Но еще античные авторы описывали агитационные компании, которые деморализовали и ослабляли противника, а также поднимали боевой дух соратников.
Понятие было зафиксировано в документальных источниках во время Крымской войны 1953-1856 годов. Тогда английские газеты написали, что русские стреляли в плававших в море турок после Синопского сражения. Крайне широкое распространение понятие получило относительно недавно, когда методы общественно-политического действия и противодействия в информационной сфере активизировались. В ходе Холодной войны канадский исследователь СМИ отмечал, что Третья мировая станет партизанской информационной войной, где нет различий между военными и гражданскими.
Характерные черты
Информационные войны в современном мире ведутся между группами, имеющими собственные властные структуры, обладающими разными (в чем-то взаимоисключающими) системами ценностей, включающими идеологическую составляющую. Такими группами являются признанные, частично признанные и непризнанные государства, экстремистские, террористические и другие организации, стремящиеся к захвату власти насильственным путем, сепаратисткие и освободительные движения, стороны гражданской войны.
Противоборство ведется в информационном пространстве, обеспечивает активную поддержку борьбы в экономических, военных, политических и других целях. На стратегическом уровне противодействие в рамках современной информационной войны ведется с целью разрушения ценностей вражеской стороны, в том числе и для замены на собственные ценностные ориентиры, разрушения потенциала противостояния врага, подчинения его ресурсов, обеспечения возможности их использования в собственных интересах.
Участники и ограничения
В информационной войне участвуют как отдельные сообщества и лица, так и подчиняющиеся властям структуры. Противостояние ведется непрерывно: как в мирное время, так и во время вооруженной борьбы. Это самый жесткий вид противоборства, потому что на данный момент не существует общепринятых моральных или юридических норм, ограничений на средства и способы ведения информационной войны. Все действия противников ограничиваются только соображения результативности.
Методы ведения
Информационные войны в Европе и мире ведутся различными методами. Основными являются вброс ложных сведений или предоставление имеющихся данных в выгодном для своих целей и потребностей ключе. Такие методы позволяют изменять оценку происходящих событий местным населением, деморализовать противника, обеспечить переход на сторону ведущего информационного воздействия.
Кроме того, существуют ответвления информационной войны, например, психологическое, которое во многом характеризуется теми же особенностями. Информационно-психологическую войну можно определить как конфликт, возникающий в военной, политической, экономической и других сферах общественных отношений. Она затрагивает основы общественного бытия, отличается высокой поражающей степенью и интенсивностью.
Примеры из истории
Пример из истории: Степан Разин писал письма, в которых призывал всех на свою сторону, выдавая себя за борца с местной властью, которая предала царскую фамилию. С повышением уровня грамотности и появлением общераспространенных СМИ в двадцатом веке ведение информационной войны против России и других стран стало более эффективным. Яркий пример воздействия на общественное сознание — деятельность Й. Геббельса. Распространенным инструментом ведения информационной войны в современном мире является воздействие через социальные сети. Это явление ярко проявилось в ходе «арабской весны».
Другие средства
Используется весь возможный список средств: от прямой лжи, блокирования распространения нежелательных для определенной стороны уведомлений, способа подачи данных с истинным содержанием, до особой интерпретации сведений. В массовом порядке имеющиеся данные «очищаются» от сведений, не отвечающих интересам общности. Общим для всех методов и средств ведения информационной войны в современном виде является манипуляция сознанием.
В число средств не входят террористические атаки, экономические и дипломатические средства противостояния и воздействия, физическое воздействие, финансирование агентов влияния, применение психоактивных средств. Но это методы могут использоваться параллельно, вместе со средствами информационной войны. Объектом является массовое сознание: как групповое (наиболее важных групп), так и индивидуальное (лиц, от решений которых зависят решения по важнейшим вопросам). К последним обычно относятся главы воинских формирования, премьер-министр и президент, глава МИД и оборонного ведомства, дипломатические представители.
Задачи информационной войны
В современном мире такое воздействие направлено на разрушение стабильности общности, целостности группы, подрыв ее моральных основ, принятых норм и доверия как главной составляющей социального капитала, дефрагментацию, разжигание раздора и вражды. Эти цели информационной войны могут достигаться как на фоне переизбытка сведений, так и в оповестительном или социальном вакууме. Происходит навязывание чуждых целей (это отличается от рекламы и обычной пропаганды, которые могут проводиться в собственных интересах страны).
Холодная война
Ярким примером информационной войны против России из относительно недавнего прошлого является идеологический аспект Холодной войны. Некоторые исследователи считают, что распад СССР обусловлен не только амбициями правящих элит и экономическими причинами, но и применение информационных методов, поспособствовавших началу внутриполитических процессов. Эти процессы закончились перестройкой и распадом СССР. Точно так же КГБ осуществлял «активные мероприятия» по воздействию на общественное мнение в странах Запада, отдельных лиц, государственные и общественные организации.
Современные войны
В наше время среди военных США распространено понятие «информационно-психологические операции». Известно, что Министерство обороны Штатов обещало заплатить подрядчикам в Ираке до 300 млрд американских долларов за изготовление политических материалов, подготовку развлекательных телепрограмм и социальной рекламы, новостей для иракских СМИ, чтобы привлечь местных к поддержке США. Эти сведения были открыто опубликованы в газетах в 2008 году.
Другой пример информационной войны — арабо-израильский конфликт. Стороны противостояния в своих интересах использовали различные СМИ и подобные им ресурсы: телевидение, прессу, интернет, радио. Активно проводились хакерские атаки. Например, израильская организация JIDF блокировала сайты противника, интернет-сообщества в социальных сетях. Палестинские хакеры взломали несколько тысяч веб-сайтов Израиля (более 750 только за сутки столкновения). Арабские газеты и телеканалы активно использовали сфабрикованные агитационные видеоролики, которые нередко вызывали широкий резонанс в обществе.
Во время войны во Вьетнаме местное правительство скрывало потери от американских бомбардировок. Вьетнамцы прилагали немало усилий, чтобы внушить населению, что бомбардировки не достигают цели. В официальных сообщениях указывалось, что человеческих жертв нет, но погибали домашние животные. Количество животных в сводках тоже четко регулировалось.
В ходе гражданской войны в Анголе (февраль 1988 года) кубинцы сбили южноафриканский бомбардировщик. Части самолета впоследствии выдавали за обломки других, о сбитии которых заявили кубинцы. В Югославии в 1999 году местные газеты сообщали, что ПВО страны уничтожили более 160 самолетов и вертолетов НАТО. Сразу после окончания конфликта была озвучена другая цифра — шестьдесят восемь, а через год показатели уменьшились до 37.
Грузино-осетинский конфликт
Информационная война в России велась во время конфликта на территории Южной Осетии десятилетие назад. Освещение событий сыграло значительную роль, потому что повлияло на общественное мнение относительно данной ситуации с той или иной стороны. Американские специалисты неоднократно утверждали, что сайт президента Грузии, например, подвергся продолжительной кибератаке со стороны России, что привело к остановке сервера.
Также атаке подвергся сайт правительства Грузии. Западные СМИ пытались представить мировой общественности страну жертвой агрессии, которая подверглась вероломному нападению со стороны РФ. Эти события освещал Дмитрий Таран (в «Информационной войне» ведущий часто сравнивал методы ведения борьбы с теми, которые сегодня используются властями Украины в ходе конфликта на юго-востоке страны).