Городецкая культура: определение, особенности, этапы развития

Там, где шумят широколиственные леса, переходя в степи с востока к берегам Волги и к верхнему Дону с запада, жили-были савроматы, будины и тиссагеты...

Эти племена, преобразовываясь и пополняясь, начиная с 7 века до нашей эры и вплоть до первого тысячелетия нашей эры основали городецкую культуру. С точки зрения археологии есть еще одно название: культура текстильно-рогожной керамики.

Именно обработка поверхности глиняных изделий с отпечатком ткани или имитацией рогожного рисунка на поверхности и является основным отличительным признаком керамики городецкой культуры.

керамические изделия городецкие

Загороди городище

В большинстве мнений наследниками культуры считают современную мордву. Однако последние находки рассказывают о существовании поселений городецкой культуры в Пензенской, Рязанской, Нижегородской, Саратовской, Липецкой, Орловской областей, в Марий Эл, Чувашии и др. Раскопки еще продолжаются, вполне возможно, новые артефакты расширят области исторического распространения.

Основным видом городецкой археологической культуры являются городища с оборонительными сооружениями в виде валов или рвов, а также открытые места проживания - селища, у которых не было защитных рубежей в виде неприступных заборов и преград.

укрепленное поселение - городище

Большинство представителей культуры предпочитали ставить городища на высоких мысах, окруженных излучинами рек или оврагов, то есть имеющих естественную защиту. Они легко охранялись и обеспечивали хороший обзор для стражи города.

Овраги и валы подсыпались, там устанавливали частокол. По краю ограждений ставились дома-укрепления и жилища одновременно. Дома связывались между собой частоколом. Обычно в центре городища сооружали загоны для скота, в самой высокой части города ставилось святилище для поклонения богам того времени.

Между прямоугольником и кругом

К особенностям городецкой культуры можно отнести и то, что первоначально все дома поселений имели столбовую основу, расположенную по кругу с концентрическими крышами. Особенно такой тип домов был характерен для селища - не укрепленного охранной системой села.

В городищах эта форма занимала много места и была неудобна для связки между собой. Поэтому ее заменяет прямоугольная конструкция постройки, которая также первоначально создавалась на столбах, а бревна укладывались в пазы, вырубленные в них.

Но к первому тысячелетию нашей эры в городецкой культуре поселений все больше строилось домов срубами "в лапу". В результате стены построек не только были основой жилища, но и образовывали снаружи неприступную для неприятеля стену.

С внешней стороны "спаянных" построек устраивались две или три линии валов и рвов с мостиком-проездом в город.

люди городецкой культуры

Промыслы и занятия людей городецкой культуры

Многочисленные археологические находки в местах поселений костей диких животных подтверждают гипотезу о том, что охота и рыбная ловля были основными промыслами племен того времени.

Охота велась ради мехов, которые не только служили для утепления жилищ, но и были предметом оживленной торговли с южными соседями. Меха лисицы, бобра, медведя, ласки высоко ценились, по упоминаниям античных авторов, описывающих торговлю с северными племенами. По средним оценкам специалистов археологических исследований, добыча и обработка меха диких животных составляла 70 процентов от остальных занятий и промыслов поселенцев.

Городецкая культура раннего железного века обнаруживает большое количество предметов охоты с железными, костяными и бронзовыми наконечниками для копий, стрел, дротиков.

Охота велась коллективно, с обустройством ловчих ям, загонов для лосей и косуль, с использование ловчих сетей и капканов.

артефакты городецкой культуры

Не остаться без улова

Не менее развитой была и рыбная ловля. С учетом того, что городища строились близ рек, рыба была доступным и ценным источником питания, не требующим больших коллективных усилий.

На местах раскопок городищ найдены уникальные по исполнению гарпуны, иглы для вязания сетей, многообразные рыболовные крючки.

Все снасти для рыбалки отличались основательной крепостью, это подсказывает, что рыба водилась больших экземпляров и в огромном количестве.

По домам скотинка, на траве росинка

Ой ты степь широкая... Неудивительно, что в хозяйстве племен городецкой культуры особая роль принадлежала скотоводству и земледелию.

По мнению ученых, исследователей, практически все виды ныне существующих домашних животных использовались жителями в хозяйстве.

Помимо привычных в быту к началу железного века коров и лошадей, одомашненных свиней и овец, к первому веку до нашей эры относятся археологические находки костей уток и кур.

Кроме того, есть еще любопытное свидетельство, относящееся к городецкой культуре этого времени - это остатки глиняных сковородок, на которых, видимо, жарилась пища: яйца, мясо, пироги с блинами.

Пока не получены достоверные сведения о составе домашних стад, но, судя по находкам родственной дьяковской культуры, примерное содержание стада было таковым: около половины составляли свиньи, затем 20 и 18 процентов - лошади и коровы соответственно, и около 12 процентов - представители мелкого рогатого скота.

Стада перегонялись с пастбища на пастбище в ночное время под охраной крупных собак.

Зерно, хлеб и молоко парное

Наши предки использовали интересные орудия труда для переработки молока, взбивания в масло и творог. Образцы мутовок или венчиков, дошедшие до наших дней говорят о том, что женские орудия труда почти не изменились со старых времен. Для отстоя творога использовался деревянный дуршлаг.

Городецкие племена выращивали зерно, при этом волы и лошади служили тягачами при распашке земель. Использовались соха и плуг, которые были в ходу повсеместно.

Зерно убирали серпами. Железный серп представлял из себя дугу, у которой из черешка изгибалось лезвие.

В памятниках городецкой культуры - городищах и селищах найдено много орудий труда сельскохозяйственного назначения: косы-горбуши, серпы, молоты...

Выращенное и собранное зерно: рожь, лен, пшеница, "конопель" (конопля) перерабатывались и использовались в быту. Изо льна и конопельных нитей плели крепкие и красивые ткани, зерно перемалывали специальными приспособлениями - терочниками.

быт городецких поселений

Женский труд и за него награда

По традиции основной женский труд заключался в прядении и ткачестве. Использовались в работе вертикальные станки, грузики для которых в больших количествах находят на местах городецких жилищ.

Для шитья использовали иглы, причем ушки иголок из кости, бронзы или железа сделаны искусно и ни в чем не уступают современным.

С помощью шила прокалывались толстые кожи для пошива плащей или обуви мужской и женской. Выделанная кожа с диких зверей вовсю использовалась для изготовления одежды.

На фото реконструированная одежда сарматов (савроматов): плащ и обувь мужского костюма выполнены из кожи.

реконструированная одежда городецкого жителя

Женский труд ценился и щедро вознаграждался. В городецкой культуре почитались как птицы, так и звери, а также главные светила - солнце и луна.

Метафорическое наделение украшений магической силой природы иногда соседствовало с выделением определенных защитных черт птиц или зверей.

Женские украшения были оригинальны и разнообразны: пряжки, подвески, украшения для кос, различные накладки, бляши - броши, булавки.

Особый интерес представляет украшающий одежду бисер, который местные умельцы отливали из сплава олова и свинца. Литейные формы для изготовления бисера были найдены при раскопках ряда городищ.

В ходу было изготовление детских оберегов, наделение предметов быта силой природы, например найдена детская ложка с головой лося на ручке. Видимо, эта ложка принадлежала мальчику и была подарена с целью вырастить из него настоящего охотника на лося.

история городецкой культуры

А что еще нужно женщине: хороший муж, послушные дети и много украшений на голову, шею, талию, руки и ноги.

Ничто не исчезает бесследно

Городецкая культура возникла стихийно. Предшествующие племена были вытеснены скифами. Часть их перешла на Оку, другие обосновались в Поволжье и смешались с сарматами, тиссагетами и другими племенами.

Создание уникального пласта культуры в 7 веке до нашей эры ограничивалось географическими рамками, сначала располагаясь у "истоков четырех рек", как писал в научном трактате известный античный историк Геродот.

С течением времени в связи с образованием древнемордовских племен происходило все большее слияние традиций, верований, хозяйственных навыков и "поглощений" одних народов другими.

Но в отношении городецкой культуры есть еще немало загадок, которые предстоит открыть. Например, до сих пор не найден ни один могильник, нет свидетельств захоронений людей того времени. Обряд захоронения городецкие люди не практиковали, или делали это неизвестным нам способом.

Вторая загадка - прекращение существования культуры. То ли она медленно поглощалась другими, то ли мимикрировала, подстраиваясь под другие и представая совсем в ином свете. По некоторым научным гипотезам городецкая культура просуществовала до третьего - пятого века н. э., кто-то считает, что она еще была в начале первого тысячелетия. Исследования и раскопки продолжаются!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.