Психология коллектива: основные понятия, особенности климата, советы психологов

Жизнь человека и его трудовую деятельность невозможно представить без общения с другими людьми. Те связи, которые имеют место практически ежедневно, представлены разнообразными общностями или группами. Самые небольшие из них являются начальными ячейками общества и составляют первооснову всех прочих составляющих его элементов. В малой группе можно увидеть проявление реалий жизни, взаимоотношений и деятельности большинства людей. В ней имеют место и различные социально-психологические процессы. Они и являются для каждого из ее членов частью духовной атмосферы, в которой им приходится жить и работать.

работники за столом

Психология группы или коллектива формирует у людей некоторые общие потребности, идеалы, интересы и т. д. Они-то, прежде всего, и являются теми регуляторами поведения деятельности, которые обуславливают активность человека общественного характера. Малые группы (коллективы) постоянно находятся в непрерывной динамике. Происходящие в них изменения выражены такими социально-психологическими процессами, как развитие и образование, принятие решений и руководство, конфликты, сплочение и т. д.

Определение понятия

Что такое психология коллектива? Под этим понятием понимают сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, происходящих внутри группы. На атмосферу, складывающуюся в коллективе, и на его психологию оказывают непосредственное влияние:

  • стоящие перед группой людей задачи;
  • те реальные условия, в которых происходит деятельность членов коллектива;
  • уровень общения и взаимоотношений между людьми, решающими общие задачи.

Коллектив – это в психологии такая группа, создание которой возможно только при обозначении общих целей и потребностей. То есть тех интересов, которые будут постоянно крепнуть и усиливаться по мере ее становления и развития. Без этого вести речь о коллективе неуместно. Тогда можно говорить лишь об определенном количестве отдельных личностей.

Коллектив в психологии – это социальная среда, в которую входят абсолютно разные, непохожие друг на друга люди. У каждого из членов такой группы имеется свой характер и воспитание, способности, мировоззрение и т.д. Все это – составные части коллектива.

Особенности коллектива в психологии заключаются в том, что все эти люди связаны друг с другом. Причем они находятся в данном окружении только благодаря тому, что имеют общую цель. Для осуществления тех или иных действий, призванных запустить рабочий процесс, им приходится общаться друг с другом. Изучением особенностей такого общения и занимается психология коллектива.

фигуры людей на отдельных пазлах

С самого детства нас адаптируют к социальной среде. Она представлена детсадовской группой, школьным кругом общения, студенческим сообществом. Все эти формы являются будущими моделями трудового коллектива.

Теория Макаренко

Как определиться с понятием коллектива в психологии? Для этого необходимо ознакомиться с теорией Макаренко. Она довольно точно описывает суть и развитие группы людей. Особенно актуальна эта теория при рассмотрении психологии детского коллектива. Но применима она и для учебного, а также для трудового сообщества людей.

Не всякую группу можно назвать коллективом. Для его становления понадобится успешное прохождение ряда этапов.

  1. Первоначальное сплочение или становление. Подобную работу проводит организатор группы. Однако на первых порах эта деятельность носит формальный характер. Примером могут служить только что набранные трудовые кадры. В задачи организатора (директора, руководителя) в этом случае входит формирование единства и сплоченности людей в мотивах, целях и ценностях их общей деятельности.
  2. Выдвижение актива группы и усиление его роли. Для создания коллектива необходимо оформление его структуры. Ее роль отводится активу, который выполняет все указания руководителя, выдвигая при этом собственные требования участникам группы. На данном этапе происходит формирование саморегулирующейся и самоорганизующейся системы.
  3. Расцвет. На данной стадии каждый из участников коллектива предъявляет корректные требования ко всем остальным, а также к самому себе. Этот этап становления организованной группы людей позволяет говорить о ней как о средстве развития и самореализации, а также нравственного становления личности каждого из ее участников. О расцвете коллектива можно говорить тогда, когда все его члены будут высказывать единство мнений, обладая общим опытом, устойчивостью суждений и взглядов. Такая организованная группа людей будет оказывать непосредственное влияние на каждую личность.
  4. Переход к самовоспитанию. Каждый из участников коллектива на данном этапе его становления начинает сам предъявлять требования к себе, а их выполнение становится для людей их внутренней потребностью, которая обязательно должна быть удовлетворена.

Традиции

Рассматривая психологию коллектива, невозможно обойти стороной и этот ее неотъемлемый и важный элемент. В любой группе людей происходит формирование собственных традиций, которые с течением времени неизменно крепнут. Под этим понятием подразумеваются определенные формы жизнедеятельности любого коллектива, которые отражают интересы, нормы и желания каждого его участника.

Традиции являются источником возникновения новых общих правил, а также сопереживания и взаимопонимания людей. При этом они бывают большие и малые. Первые из этих двух видов традиций представляют собой массовые мероприятия и события. При их подготовке и проведении у людей возникает чувство уважения и общей гордости. Малые традиции являются, как правило, ежедневными. Они позволяют выработать дисциплину, соблюдать нормы, поведенческие привычки, а также учат всех участников группы поддерживать порядок.

Цели

Это также один из компонентов психологии коллектива. Он представляет собой постановку общих задач. Согласно теории Макаренко, у людей всегда должна быть определенная цель. При этом автор разграничивает близкую и среднюю, а также дальнюю перспективу. Первая из этих видов целей может быть поставлена перед коллективом на каждом из описанных выше этапов развития. Главное, чтобы каждый из участников организованной группы был заинтересован в ее достижении и предвкушал результат воплощения задуманного.

Средняя перспектива предполагает собой создание общего проекта того или иного дела. Дальнюю цель, как правило, ставят на одном из последних этапов развития коллектива. Подобная перспектива обладает социально значимым характером и требует больших затрат на воплощение и организацию, сочетая в себе общественные и личные потребности. Примером такой цели является успешное окончание обучения в школе, а также определение детьми профессионального пути.

руководитель со своими подчиненными

В целом подобная система должна быть выстроена таким образом, чтобы каждый из членов коллектива постоянно стремился к той или иной цели с чувством предвкушения, ожидания, с желанием выполнить поставленную задачу. Подобный процесс позволит ускорить личностное развитие всех участников группы.

Признаки развитого коллектива

Когда можно говорить об окончательном формировании группы? Согласно теории психологии коллектива, созданной Макаренко, на это укажут следующие признаки:

  1. Наличие мажорного тона. Все участники коллектива должны проявлять позитив и оптимистичность, а также готовность к активным действиям.
  2. Присутствие гордости за коллектив. У каждого из его членов должно быть ощущение ценности той группы, составляющим звеном которой он является. При этом неизменно возникает чувство собственного достоинства.
  3. Ощущение защищенности. Им должен обладать каждый из участников коллектива.
  4. Дружеское единение.
  5. Сдержанность в словах и эмоциях.

Психологический климат

Впервые данный термин был использован Н. С. Мансуровым, проводившим изучение психологии на работе в коллективе производственного предприятия. Это понятие включило в себя тот характер эмоций, который возникал при взаимоотношениях сотрудников, и был основан на совпадении характеров, склонностей, интересов и на симпатиях.

мужчина и женщина смотрят в компьютер

В психологии психологический климат в коллективе рассматривается как система, состоящая из трех сфер:

  1. Социального климата. В этом случае имеется в виду осознание участниками группы задач и целей при соблюдении ими обязанностей и прав.
  2. Морального климата. Данная сфера представляет собой те ценности, которые приняты в группе, а также их согласованность, принятие и единство.
  3. Собственно психологического климата. Он представляет собой неофициальные отношения между людьми в коллективе.

Психология климата в коллективе как феномен обладает своими особенностями. Он создается самими людьми, которые способны влиять на него, изменяя и улучшая данную категорию.

Личность и коллектив

Между каждым индивидом и группой могут складываться определенные отношения, развитие которых чаще всего осуществляется по одному из трех сценариев:

  1. Личность подчиняется коллективу. Подобное происходит либо формально, либо имеет место на практике.
  2. Коллектив подчиняется личности. В этом случае возможно изменение структуры группы, а также ее социального опыта. Под сомнением оказываются формальные лидеры и авторитеты.
  3. Возникает гармония между коллективом и личностью. Этот вариант является оптимальным. Личность и коллектив в психологии считаются пришедшими к гармонии, если каждый из участников группы в действительности, а не формально разделяет общие ценности и убеждения, соблюдая их постоянно. Порой гармонию путают с сосуществованием. Однако при последнем варианте коллектив считается таковым лишь формально.

Нередко в трудовых или иных сообществах наблюдается возникновение неформальных групп. Основаны они на симпатии людей, их интересах и дружбе. Такие группы, в свою очередь, оказывают влияние на ценности коллектива. Порой они меняют и его воспитательные направления. В этом случае коллектив может превратиться как в конструктивную систему, так и в деструктивную.

Налаживание отношений

Создание коллектива в социальной психологии рассматривается через прохождение пяти этапов. Каждый из них служит для налаживания отношений между его участниками:

  1. Притирка. На данном этапе люди маскируют свои истинные желания и чувства. Они пытаются оценить заинтересованность каждого человека в общем деле.
  2. Ближний бой. На этой ступени каждый из членов коллектива начинает проявлять свою индивидуальность и особенности, претендуя на ту или иную роль. В этом случае очевидными становятся существующие противоречия, которые участники пытаются тем или иным способом уравновесить.
  3. Эксперименты и совершенствование. На данном этапе все участники коллектива начинают более преследовать общие цели, нежели личные. Ими производится оценка потенциала коллектива, а также возможностей улучшения его работы.
  4. Эффективность. Перейдя на эту ступень, каждый человек начинает испытывать гордость за то, что он является участником коллектива. Все возникающие трудности каждый работник преодолевает, используя свой творческий потенциал.
  5. Зрелость. На данном этапе все конфликты между работниками разрешаются в спокойной обстановке. Цели каждого из участников коллектива совпадают с задачами организации.

Развитие личности

Психология людей в коллективе неизменно приводит к развитию индивида, которое имеет место при прохождении им трех этапов:

  1. Адаптация. Новый работник осваивает нормы коллектива, особенности поведения и ценности его участников.
  2. Индивидуализация. На этом этапе неизбежно возникновение личного и общего. Человеком начинается поиск путей для самовыражения.
  3. Интеграция. Происходит обострение социального и индивидуального. Личность начинает демонстрировать себя. Коллектив же принимает или нет все недостатки и достоинства нового работника.

Противоречия, возникающие в процессе интеграции, успешно разрешаются не всегда. Если подобное происходит, то человек становится дезадаптированным, изолированным и изгнанным из коллектива. В некоторых случаях он сам добровольно покидает его. При этом стадия интеграции заменяется дезинтеграцией.

Функции коллектива

В отношении личности организованное сообщество:

  • дает защиту и поддержку;
  • удовлетворяет потребности во взаимодействии и общении, а также в чувстве групповой принадлежности;
  • позволяет человеку самореализоваться.

Помимо этого, каждый из членов коллектива может иначе взглянуть на себя и свои ценности, а также на социальную значимость и роль. Это стимулирует человека к самосовершенствованию и саморазвитию, раскрывая его творческий потенциал.

женщина с компьютером и ее коллеги

Каждый коллектив обладает собственной системой социального контроля. Она представляет собой совокупность способов воздействия на всех его членов в виде запретов, наказаний, предписаний, убеждений и т. д. Именно поэтому становление и развитие коллектива во многом зависит от деятельности его руководителя.

Управление персоналом

Доказательством хорошей работы руководителя является внутренняя готовность каждого из членов коллектива трудиться на благо организации и беспрекословно выполнять все требования начальства. В этом и состоит психология управления коллективом. Однако что позволит добиться подобной отдачи от персонала? Как сделать так, чтобы люди работали в полную силу и приносили максимальную пользу? Психология управления коллективом рассматривает достижение подобной цели путем использования таких методов, как мотивация сотрудников, а также их стимулирование. Успех мероприятия будет зависеть от:

  • комфорта пребывания на рабочем месте;
  • удобного оборудования;
  • хороших (неконфликтных) отношений в коллективе;
  • подходящей заработной платы;
  • возможности личностного и карьерного роста.

Для определения необходимости в каждом из перечисленных выше факторов и используются психологические методики мотивации кадров. Потребность в том или ином факторе устанавливается благодаря заполнению всеми сотрудниками специальных анкет, опросных листов и тестов.

Особенности педагогического коллектива

По мнению Макаренко, невозможно создать организованную группу детей при отсутствии нормального сообщества учителей. Коллектив образовательных учреждений обладает определенной организационной структурой. Она и определяет психологию педагогического коллектива, состоящую из отношений зависимости и взаимного контроля каждого из его членов. В границах этой структуры работают методические объединения классных руководителей и учителей-предметников. Определенную деятельность ведут и педагогические советы, а также администрация школы.

учительница с детьми

В коллективе учителей имеет место определенное разделение труда. А процесс их работы невозможен без кооперации. Два этих фактора, которые являются составными элементами психологии педагогического коллектива, требуют от учителей умения сотрудничать друг с другом. Это касается получения необходимой информации, обсуждения проблем. В психологии трудового коллектива, в том числе и педагогического, необходимо понимание точки зрения коллеги, ее принятие, дополнение или аргументированное отклонение. Эти, а также многие другие навыки и умения весьма важны для учителей. Приобретаются они при становлении педагогического коллектива или вхождении в него новичков. Эффективность работы учителей зависит в первую очередь от сложившегося в учреждении образования психологического климата. Подобный фактор определяет самочувствие педагога в школе, стремление его как профессионала к полной отдаче и т.д.

Советы психолога

К новому сотруднику, пришедшему в уже сложившийся коллектив, на первых порах будет неизменно приковано внимание. Для того чтобы успешно интегрироваться в этой группе, необходимо следить за своим внешним видом, а также быть осторожным в действиях и словах.

Психологи подчеркивают, что люди бывают разными. Именно поэтому одним из них будет неприятно смотреть на безликую серую сотрудницу, а у других вызовет раздражение яркая личность, громко заявляющая о себе. Именно поэтому следует придерживаться уместного в данном коллективе дресс-кода. Это позволит не раздражать ни тех, ни других.

Понадобится также придерживаться правил хорошего тона. Сотрудник, если он хорошо воспитан, всегда будет выглядеть приветливым и никогда не покажет своего внутреннего состояния. К такому человеку каждый будет невольно испытывать симпатию. Однако при этом психологи не рекомендуют быть и чересчур открытым, соглашаясь по всякому поводу на неформальное общение с людьми. Подобное может вызвать негативную реакцию. Женщины в таком случае оценят свою новую коллегу как соперницу. Мужчины же тут же потеряют к ней уважение и интерес.

человек в маске

Человеку, не желающему уже в первые дни после поступления на работу оказаться в эпицентре интриг и сплетен, необходимо избегать ссор с сотрудницами. Умение слушать и хитрость здесь окажут неоценимую помощь. Не стоит и выкладывать все о своей жизни, вплоть до каждодневных семейных мелочей. Подобное бездумное доверие непременно обернется завистью и нелепыми домыслами. А это породит еще большие проблемы.

Еще один совет психологов касается работы. Не стоит спешить. И даже если все задания сотрудник выполняет легко и с удовольствием, «бежать впереди паровоза» не нужно. Ведь не все работники одинаковы. Кто-то не может выполнить все с первого раза и допускает те или иные нарушения. Нетерпимое отношения к работе других членов коллектива они воспримут как вызов.

Также не стоит пренебрегать укоренившимися традициями. Для успешной интеграции в коллектив важно посещать общие праздники и корпоративные мероприятия.

Не рекомендуют психологи и яростно бороться против несправедливых наказаний. Подобное рвение также будет не в пользу нового сотрудника.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.