В современных рыночных условиях постоянно существуют определенные риски в коммерческой, хозяйственной и производственной деятельности. Например, при производстве определенного изделия существует вероятность недостаточного спроса на него, а, следовательно, потеря прибыли и банкротство. При стремлении к максимальному снижению степени риска необходимо проводить тщательные экономические расчеты результатов деятельности субъекта хозяйствования на различных участках деятельности с последующим их анализом и оценкой. Основные экономические показатели предполагают наличие определенных критериев оценки, а также для их определения используются соответствующие методики расчета и обобщения.
Разнообразие показателей связано с таким же многообразием признаков и свойств коммерческой и производственной деятельности предприятия. При этом специалистами доказано, что основные экономические показатели не обладают абсолютной универсальностью, и могут использоваться только в комплексе. Именно поэтому в практической деятельности используется система таких критериев, которые связаны между собой и отображают многие стороны деятельности хозяйствующего субъекта.
Основные экономические показатели предприятия бывают общими, групповыми и индивидуальными. Исходя из целей анализа, данные параметры могут быть выражены в абсолютной, относительной или усредненной величине. Сам по себе показатель является таковым только в случае, когда имеет качественную определенность. Иначе – это простое число, ничего не обозначающее.
Двадцать лет назад в России были полностью сформированы основные экономические показатели со своей методикой расчета, но они были сориентированы на централизованную плановую хозяйственную систему. Уже в процессе политических преобразований в стране указанная система критериев стала претерпевать определенные изменения и адаптироваться под новые условия хозяйствования. Например, при плановом типе хозяйствования основные показатели эффективности заключались в анализе таких характеристик, как выпущенный объем продукции и выполнение плана. При рыночных условиях главными критериями успешности предприятия являются следующие: рентабельность, объем продаж и, конечно же, прибыль.
Основные экономические показатели исходят из требований рынка и подразделяются на:
- оценочные, которые дают характеристику достигнутого уровня развития предприятия;
- затратные, которые отражают величину затрат на осуществление основных видов деятельности субъекта.
Данную классификацию можно считать условной и зависящей от поставленных целей при проведении анализа. Например, критерий «издержки производства» можно рассматривать в качестве оценочного, характеризующего уровень затрат, а можно как затратный, так как позволяет установить величину затрат при оказании услуг.
Подобной точки зрения придерживаются ученые и при выстраивании показателей по значимости. Например, прибыль при своей важности для хозяйствующего субъекта может оставить абсолютно равнодушным к ней арендодателя, которого интересует в большей степени ликвидность компании. Акционеры же проявляют наибольший интерес к размеру дивидендов и курсу акций.
Исходя из изложенного, можно сформулировать такие основные экономические показатели:
- объем продаж предприятия;
- валовая и чистая прибыль;
- прибыль после уплаты различных процентов, начисленных по кредитам и прочим займам;
- чистая прибыль, полученная после всех вычетов в виде налогов и прочих дополнительных платежей;
- производительность предприятия как в целом, так и ее конкретных элементов;
- ликвидность активов.