Дигитальная архитектура – новое дыхание цифровой эпохи человечества. Она кардинально отличается от других стилей (барокко, классицизм, ампир, постмодернизм, минимализм, готика) не только своими внешними параметрами, а и внутренними конструкциями. Ознакомиться ближе с таким направлением можно, прочитав данную статью.
Общая характеристика
Сам термин «дигитальная архитектура» впервые использовали в начале девяностых. В эти годы велись постоянные поиски новых возможностей самовыражения и способов формообразования. Акцентировав внимание на развитии науки и техники, архитекторы остановились на компьютерных технологиях. Digital в переводе с английского обозначает цифровой, чем, собственно, и объясняется название.
Здесь никто не ориентируется на эстетические предпочтения. В таком случае все определяет функционал построений, их экологичность и динамичность. Последнее, причем, точно характеризует посыл дигитальной архитектуры.
Причины возникновения
Информационная эра берет свое начало еще в середине двадцатого века. В пятидесятых вычислительные методы и ЭВМ влияли на развитие архитектуры, но не меняли традиционные методы в корне. Дигитальный этап развития человечества (в переводе digital – цифровой, электронный или компьютерный) стартовал в конце 1990-х, когда и началась технологическая революция.
Из-за существенных различий с уже устоявшимися мнениями об архитектуре в целом на пути у параметрического направления возникают две основные проблемы:
- Необходимость переосмысления основоположных принципов формообразования.
- Потребность в пересмотре объектов преобразования архитектуры, т. е. пространства человеческого обитания.
Современные архитекторы обязаны учитывать требования технологий и молниеносное сращивание виртуального и реального миров. Здесь уже речь идет не о самой архитектуре, а о реальности человека и его культуре. А двадцать первое столетие непосредственно связано с электронной, информационной и постинформационной культурой.
Особенности
Дигитальная архитектура основывается на применении компьютерного моделирования, программирования и техник визуализации для создания и виртуальных, и физических строений. Базой для создания служит набор чисел, что хранится в электромагнитном формате. Они используются для формирования демонстраций, соответствующих материальным параметрам
Нелинейный тип комбинирует в себе понятия параметризма, органи-теки, электронного барокко и пр. Они обращаются к сложно-упорядоченным системам, аналоги которых четко прослеживаются в естественной среде.
Основные черты дигитальной архитектуры:
- отрицание фрагментов и симметрии;
- эфемерность целостности в использовании фактур, текстур и технологий;
- выход из декартовой системы координат;
- нелинейность – эффект неравномерности и дестабилизации;
- многообразие состояний;
- аморфность форм;
- динамика;
- хаотичность.
Стоит отметить и переход от привычной «решетки» к новым «фракталам». Решетка весьма долго ограничивала возможность структурных экспериментов и компенсировала это облегчением применения математических методов. «Фракталы» же представляют собой сложные структуры, что предусматривают повторение пространственной формы в любых масштабах.
Методология
Используются новые методы проетиктирования в дигитальной архитектуре. Среди них следует выделить:
- комбинаторное моделирование - предполагает использование параметров деталей модели и их соотношений;
- сценарный метод моделирования - основывается на различных кодовых манипуляциях;
- морфинг – трансформация с интерполяцией крайних форм;
- топологический морфогенез – непрерывная деформация и неизменность форм;
- прототипное моделирование архитектурной формы – создание на основе фитоморфных, антропоморфных или других аналогов;
- пластицизм – моделирование трансформаций формы с физическими свойствами (воздух или жидкость);
- адаптивные системы – кинетическая, интерактивная и информативная оболочка.
С использованием современных компьютерных технологий, модернизированного оборудования и соответствующих материалов расширены границы проектирования и сформирована новая стратегия взаимодействия производителя с потребителем.
Известные архитекторы
Архитекторы в дигитальной архитектуре освобождены от симметрии форм и могут полностью воплощать нереальные замыслы. Наиболее влиятельные личности в развитии описываемого направления:
- Патрик Шумахер. Ввел термин «параметризм» и связал его с понятием «эвристика». Считает, что в недалеком будущем все архитектурные наработки будут отличаться органическим характером: все формы плавно перетекают друг в друга и создают единый гармоничный градостроительный ансамбль.
- Питер Айзенман. Основал Институт исследования архитектуры и градостроительства. От деконструктивизма перешел к нелинейному варианту и вдохновился теорией фракталов после знаменитой выставки, посвященной Деконструктивной архитектуре, в нью-йоркском Музее современного искусства.
- Фрэнк Гери. Его композиции обладают произвольностью, но многие видят в этом распадающиеся объемы, грубые поверхности и сломанные традиционные архитектурные элементы.
Но с дигитальной архитектурой ассоциируется точно только одно имя – Заха Хадид.
Заха Хадид
Эта женщина вошла в ряд списков успешных людей и влиятельных архитекторов. Рем Колхас (известный голландский архитектор) заметил талант юной дамы в ее студенческие годы, и после окончания архитектурной школы барышня начала сотрудничество с архитектурным бюро ОМА. Проработала здесь три года.
В 1980 году Хадид создает собственное архитектурное бюро. На протяжении десятков лет многие заказчики отклоняли ее проекты из-за невозможности реализации и даже из-за субъективного непринятия.
Реализованные проекты Хадид
Первое возведенное дигитальное здание по чертежам Захи - пожарная часть для мебельной фирмы Vitra. Дизайн напоминает бомбардировщик, а козырьки-крылья схожи с советскими авангардистскими павильонами.
Мост Шейха Зайда – символ современности и благополучия ОАЭ. Дизайн его разработан Захой под яркими впечатлениями от песчаных дюн. Строение весьма прочное и способно выдержать резкие порывы ветра со скоростью более чем 100 км/час.
В шкатулке успешно законченных проектов архитектора есть:
- Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати.
- Новое крыло музея искусств Одрупгаард в Страсбурге.
- Центральное здание завода BMW в Лейпциге.
- Отель «Пуэрта Америка» (Мадрид).
- Центр водных видов спорта в Лондоне.
- Оперный театр в Гаунчжоу.
- Центр Гейдара Алиева (Баку).
- Бизнес-центр «Пересвет-Плаза» (Москва).
Редакторы газеты The Guardian считают, что именно Хадид освободила геометрию архитектуры и придала ей новую выразительную идентичность. С чем нельзя не согласиться.
Примеры зданий
Примеры дигитальной архитектуры впечатляют присущей им масштабностью и многофункциональностью.
Наиболее яркие и запоминающиеся здания (помимо раньше упомянутых), сформированные в дигитальном направлении:
- Выставочный павильон «Брелога» («Селигер-2009»).
- Музей Роснано.
- Параметрические перила в Новосибирске.
- Офисное здание Media ICT.
- Художественный музей Kumu.
Отдельно стоит отметить проект кампуса Гугл, что растворяется в окружающей среде, благодаря пластичной светопрозрачной оболочке, и трансформируется из-за предусмотренных особенностей структуры. Павильон ICD и ITKE, который повторяет строение экзоскелета жука.
Офисное здание Telekom в Мустамяэ признано лучшим дигитальным проектом в Талинне в 2017 году.
Дигитальная архитектура в России не воплощается в реальности. Известны только несколько проектов Захи и павильонов образовательно-культурных структур. Это связано с вполне объективными причинами.
Критика
Главными критериями «против» являются:
- неэффективное использование свободного пространства в здании;
- разрушение исторических центров;
- неосведомленность заказчиков и рабочих;
- неготовность производителей к смене технологии производства;
- отсутствие должного финансирования;
- сложности в производственном процессе.
Также некоторые отмечают опасность строительных работ. По этому поводу разгорелся скандал вокруг стадиона "Аль-Вакра", спроектированного Захой Хадид. Сама же архитектор заметила, что безопасность работ зависит не от дизайна, а, прежде всего, от строительной компании.
Но, как точно отмечают профессионалы, дигитальная архитектура – это будущее человечества. То, что сейчас кажется нелепым и странным, вскоре станет обыденным и необходимым. Так же, как и виртуальная реальность, смартфоны или фитнес-трекеры.