Организационные отношения: виды, структура, описание

Под организационными отношениями в системе менеджмента следует понимать своеобразную форму разделения полномочий. Они призваны полноценным образом обеспечить исполнение как общих, так и конкретных управленческих задач. Эти отношения должны сохранять в целостности вертикальные и горизонтальные связи, а также разделение функций, связанных с управлением. Рассмотрим их классификацию и другие немаловажные аспекты темы.

Координационные отношения в менеджменте

организационно экономические отношения

Вертикальное распределение выявляется посредством количества уровней менеджмента и их директивных отношений, подчиненности. Если говорить о горизонтальном разделении, то оно определяется с помощью отраслевых признаков и может быть ориентированным на вспомогательные процессы производства в сфере промышленности, пространственные факторы производственного предприятия или изготавливаемые изделия.

В названных случаях организационно-правовые отношения в управленческой системе регулируются через распределение конкретных задач и функций между всеми структурными подразделениями предприятия. Помимо этого, организационная структура компании во многом определяет компетентность в плане решения некоторых задач и взаимодействия отдельных составляющих. Именно так формируется иерархическая структура фирмы.

Понятие и определение

Организационные отношения — не что иное, как взаимодействие или противодействие, возникающее между составляющими организации при создании (внутри или вне ее), а также при функционировании, разрушении или реорганизации. Координационные отношения бывают трех уровней:

  • Взаимного уничтожения.
  • Здравого смысла.
  • Взаимодействия, спроектированного заранее.

Организационно-правовые отношения включают в себя взаимодействия, воздействия и противодействия при формировании, работе, реорганизации, а также прекращении деятельности организации. На сегодняшний день актуальной является определенная классификация координационных отношений. Целесообразно рассмотреть ее в отдельной главе.

Формы организационных отношений

организационно правовые отношения

На сегодняшний день принято выделять процессорные и структурные координационные отношения. К последним целесообразно отнести следующие составляющие:

  • Взаимодействие.
  • Воздействие.
  • Противодействие.

Организационно-экономические отношения процессорного плана включают такие элементы:

  • Единичные и массовые отношения.
  • Подчинение и равенство.
  • Независимое и зависимое взаимодействие.
  • Случайные и постоянные отношения.
  • Параллельный и последовательный контакт.

Стоит заметить, что отношения, возникающие между организациями, можно описать как разные формы кооперации, соответственно, между независимыми структурами. Когда фирмы кооперируются и до определенной степени подстраиваются друг под друга в плане своих видов деятельности и ресурсов, они становятся взаимосвязанными друг с другом.

Отношения между организациями

системы организационных отношений

В общем смысле развитие связей между организациями можно приравнять к росту их осведомленности касательно деятельности партнеров, а также к пониманию того, как именно компании взаимодействуют с каждым из контрагентов. Необходимо отметить, что отношения, возникающие между организациями, нельзя охарактеризовать как однородные. Они включают разные формы кооперации, среди которых стоит отметить стратегические альянсы, совместные предприятия, исследовательские консорциумы, а также вхождение в цепочку поставок, стратегическое партнерство и другие. В организационных отношениях такого плана есть две ключевые тенденции: развитие существующего взаимодействия по купле-продаже до более тесного, долгосрочного, и налаживание отношений с новыми поставщиками посредством аутсорсинга тех видов деятельности, которые ранее осуществлялись в компании.

Отношения, возникающие между организациями, можно рассматривать с двух позиций. Первая предполагает двустороннее взаимодействие между сотрудничающими фирмами, в большинстве случаев нацеленными на одну и ту же потребительскую группу. Вторая позиция подразумевает наличие своеобразных сетей, в которых взаимодействие между одними структурами невозможно анализировать изолированно от их отношений с иными компаниями, которые входят в единую сеть.

Необходимо знать, что взаимозависимость организаций обычно приводит к эффекту сети. В соответствии с ним изменения в отношениях, возникающих между фирмой и, к примеру, одним из ее поставщиков, могут существенно повлиять на отношения с другими поставщиками и клиентами. Стоит учитывать и ситуацию, когда любое взаимодействие компании с иными участниками сети оказывается под воздействием событий, которые происходят в этой сети. Подобное взаимопроникновение структур предъявляет принципиально новые требования к формированию и дальнейшему ведению системы управленческого учета.

Отношения внутри организации

Организационно-экономические отношения, возникающие внутри структуры, опосредуют внутриаппаратную работу по внутренней организации деятельности всех органов управленческой системы, причем во всех областях государственного функционирования. Именно поэтому их зачастую называют внутриаппаратными отношениями административно-правового плана (в отличие от внешнеуправленческого взаимодействия).

Внутриаппаратная внутриорганизационная работа считается обязательной составляющей в реализации любой разновидности деятельности государства, будь то собственно исполнительно-распорядительная управленческая работа или судебная, законодательная, прокурорская и так далее. Она является вспомогательной по отношению к ключевой деятельности соответствующей структуры (осуществление исполнительной власти в плане внешнеуправленческой работы органа, прокурорский надзор, правосудие, законодательство и прочее), однако без нее реализация основной была бы невозможной.

Составляющие организационной структуры

формы организационных отношений

Система организационных отношений в компании предполагает наличие соответствующей структуры. Среди ее элементов важно учесть следующие:

  • Самостоятельный структурный отдел является административно обособленной частью, которая выполняет одну или ряд управленческих функций.
  • Звено управления — не что иное, как одно или некоторое количество подразделений, не обязательно обособленных в административном плане, но выполняющих определенные функции менеджмента.
  • Под управляющей ячейкой необходимо понимать отдельного работника сферы управления либо самостоятельный структурный отдел, выполняющий одну или целый ряд специальных управленческих функций.

Стоит заметить, что формирование организационной структуры компании основывается на функциях менеджмента. Оно определяется посредством принципов вторичности управленческого органа и первичности функции. Основным отличием здесь выступает пирамидальный характер, иными словами, наличие нескольких уровней управления.

Организационный процесс и организационные отношения

Как выяснилось, составляющими структуры практически любой компании выступают отдельные сотрудники. Это могут быть также подразделения или иные звенья управления. Организационные отношения в организации поддерживаются, прежде всего, благодаря коммуникациям (связям), которые принято подразделять на вертикальные и горизонтальные. Первые определяются характером согласования. Как правило, они являются одноуровневыми. Основное предназначение таких связей способствует максимально эффективному взаимодействию между подразделениями компании в процессе решения проблем, возникающих между ними.

Вертикальные коммуникации (по-другому их называют субординационными, иерархическими связями) — это не что иное, как взаимодействие руководства и подчинения. Стоит заметить, что необходимость в них появляется при иерархичности управления (иными словами, наличии нескольких управленческих уровней). Данные коммуникации служат каналами, посредством которых осуществляется передача отчетной и распорядительной информации.

Связи в управленческой структуре могут иметь функциональный и линейный характер. Последние представляют собой организационные отношения, в которых директор реализует прямое руководство над подчиненными. Функциональная разновидность коммуникаций связана с подчинением в пределах осуществления определенной управленческой функции. Она носит рекомендательный, совещательный характер.

Отношения должны быть эффективными!

организационный процесс и организационные отношения

Для надлежащего управления организационными отношениями важно соблюдать определенные принципы формирования организационной структуры компании, а также критерии эффективности:

  • Принцип разнообразия: в управленческую структуру должны входить составляющие, которые по своему качеству и количеству способны адекватным образом реагировать на изменения как внешней, так и внутренней среды компании.
  • Принцип дополнения извне: комплексное воздействие на систему факторов внешней среды формирует неопределенность нормативного состояния системы установленным объективным требованиям. Доказано, что определенность (адекватность) состояния в сложных и больших системах не превосходит 80 процентов: в 20 процентах случаев система самостоятельно не в состоянии дать грамотную реакцию на сложившуюся ситуацию тогда, когда в ней нет определенных резервов.
  • Принцип эмерджентности: чем сложнее и больше система, тем выше вероятность того, что свойства и цели ее составляющих будут отличаться от свойств и целей непосредственно системы.
  • Принцип обратной связи: обмен информацией между управляемым объектом и субъектом управления должен носить постоянный характер. Как правило, он строится в форме замкнутого контура.

Оптимизация структуры управления

Базовой задачей грамотного построения структуры организационных отношений внутри компании служит оптимизация управленческих отделов. Вне зависимости от того, реформируется существующая или проектируется новая организация, нужно полноценным образом обеспечить ее структурное соответствие установленным требованиям эффективного управления.

Важно отметить также учет внутренних и внешних факторов окружения компании, которые определяются ситуационным характером и классифицируются на следующие группировки:

  • состояние внешней среды;
  • размер;
  • технология работы в компании;
  • стратегически выбор руководителя организации в соответствии с ее целями;
  • поведение сотрудников.

В процессе создания проекта организационно-управленческие отношения играют немаловажную роль. Процесс проектирования представляет функциональным образом связанные между собой стадии создания проекта. Сюда целесообразно отнести предпроектную деятельность, рабочее проектирование и техническое проектирование. Каждый из представленных этапов предполагает наличие конкретного описания действий.

Популярные организационные структуры

структура организационных отношений

На сегодняшний день существует целый ряд организационно-правовых форм отношений. Среди них важно отметить следующие управленческие структуры:

  • Линейная. В соответствии с ней система управления отличается единоначалием на всех существующих уровнях. В данном случае уместен такой принцип построения, как вертикальная иерархия. Среди преимуществ данной формы важно отметить эффективное применение центрального управленческого аппарата, повышенную степень контроля, централизацию и координацию действий управленческого плана, а также увязку интересов самостоятельных управленческих отделов. Основными недостатками структуры выступают следующие пункты: большое количество времени для принятия решений управленческого типа, малая инициатива на уровнях подчинения, задержка в росте квалификации менеджеров.
  • Линейно-штабная. Она представляет собой линейную форму, дополненную специфическими подразделениями, занимающимися подготовкой управленческих решений. У данных подразделений отсутствуют нижестоящие уровни управления. Они не занимаются принятием решений, а осуществляют анализ существующих вариантов и соответствующих последствий решений для того или иного руководителя. Штабной аппарат принято классифицировать следующим образом: обслуживающий, консультативный и личный аппарат (иными словами, секретари).
  • Функциональная. Данная форма основана на подчиненности в соответствии с областями управленческой деятельности. Здесь каждый сотрудник вправе давать указания касательно вопросов, входящих в его компетенцию. Среди основных преимуществ подхода следует отметить эффективность управления по причине высокой квалификации персонала, центральный контроль непосредственно за решениями стратегического плана, освобождение менеджеров линейного уровня от решения множества специальных вопросов, а также существенное расширение их возможностей, связанных с оперативным производственным управлением. Помимо этого, немаловажную роль играет делегирование и дифференциация текущих решений управленческого плана. В число недостатков структуры входят трудности координации отделов, узкая специализация сотрудников, ограниченные возможности, которые предоставляются для развития менеджеров.

Заключение

организационно правовая форма отношений

Итак, мы рассмотрели виды, структуру и характеристику организационных отношений. В заключение следует отметить: помимо представленных выше форм координационных отношений, существует дивизионная, матричная, а также проектная. На практике они используются несколько реже.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.