Таможенные риски: виды, особенности, примеры

Таможенные риски представляют собой возможность возникновения экономической опасности для стороны, подвергающейся проверке, или государства. При условии, что имеются нарушения в таможенном законодательстве. Литераторы дали много различных определений данного явления, от чего вышел элемент без четкой ясности. Хотя им отражают деятельность в хозяйствующем субъекте или характеризуют экономическую операцию.

Хорошо объясняет понятие таможенные риски ТК ТС статьей 127, раскладывая факт по частям с объяснением каждого включенного термина. Но данный документ перестал существовать после заключения договора Таможенного кодекса ЕАЭС 01.01.2018 г. В результате, из-за вероятного наличия несоблюдения законов государств, входящих в Таможенный союз, этот критерий показывает эффективность работы таможенного контроля.

Федеральная таможенная служба

Задачи государственного контролирующего органа

В интересах каждого государства работает таможня. В функции ведомства входит: следить за порядком перемещения через границу материальных ценностей. Данный контролирующий орган взимает определенную мзду за транспортировку товара в виде таможенного сбора, поступающего в государственную казну. Сотрудники учреждения пресекают незаконный вывоз вещей, старинных предметов.

Там, где скапливается денежный интерес, существует источник законодательных нарушений. Таможенные риски следует рассматривать со стороны экономического и правового аспекта. Для их управления создана во всех таможенных службах система – СУР. Стратегию контроля определяет федеральная таможенная служба, основанная на Концепции СУР. В это понятие включено содержание:

  • основных принципов;
  • комплекса взглядов в направлении деятельности;
  • постановка задач;
  • решение проблем правовыми методами;
  • управление возникающими угрозами.

В деятельность таможенных органов включены функции:

  • применение анализа;
  • определение товара;
  • проверку людей и транспорта;
  • изучение документов;
  • установку уровня контроля.

Работа контролирующего органа сопряжена с ответственностью, добросовестностью, где должны трудиться сотрудники, обладающие основным профессиональным качеством, – они обязаны быть бессребрениками. В современном понятии это означает получение и существование на зарплату.

Что можно перевозить через границу?

Характерные особенности явления

Таможенные риски разделили на выявленные и потенциальные. Отличие состоит в определении юридического факта как угрозы для экономики страны. Другой случай представляет опасность, явно не проявившую себя, при этом созданы все условия для возникновения правонарушений. К товарной продукции принадлежат материалы, которые перевозят через таможенную черту, и они представляют угрозу явную или потенциальную.

Отсюда можно сделать вывод, что риск в системе таможенного дела представляет собой неправомерные действия участников внешнеэкономических отношений, которые создают из-за импорта или экспорта:

  • убытки торговым операциям;
  • ущерб промышленной области;
  • материальные затраты обществу.

Экономический аспект выявляет угрозу валютного регулирования из-за недостачи таможенных пошлин.

Систематизация основных признаков

Риски в таможенных органах соединяет классификация по общим критериям:

  • необоснованная задержка товара при контроле;
  • долгое оформление документов без наличия оснований;
  • отсутствие разъяснений или интерпретации требований в проведенных процедурах;
  • коррумпированность структуры.

Существует угроза от партнерских отношений:

  • отсутствие добросовестности у участников при совершении сделок;
  • документальная подделка и товарной продукции;
  • разработка способов уклонения от оплаты сборов на таможне;
  • применение нелегальных методов, чтобы получить доход от таможенной процедуры.

Нет секрета в существовании коррупции в данном ведомстве, с которой ведется, порой, неэффективная борьба.

Товары на проверке

Как оценивают опасное явление?

Риски в таможенной деятельности проходят через своеобразную оценку:

  • по степени опасности;
  • уровню вероятности получения убытков под воздействием угроз;
  • возможности ликвидировать источник с минимальным ущербом.

Под оценочными мероприятиями следует понимать систему в определении образования рисков, и какие последствия они нанесут из-за нарушения законов государственных, международного права и утвержденных таможенным союзом. Примеры таможенных рисков предусматривают возникновение явных правонарушений или преступлений. При определении опасности устанавливают:

  • высокую, среднюю, низкую степень;
  • присваивают числовое значение в зависимости от уровня угроз;
  • применяют разные обозначения.

Законы и положения изменяются под влиянием экономической ситуации в отдельных государствах и в мировом пространстве, но аналитические исследования остаются важным фактором в исправлении многих проблем.

Оформление документов

Как используют методы анализа?

Виды таможенных рисков, всю информацию систематизируют в таможенных органах, чтобы определить возможные последствия по образовавшимся критериям:

  • обстоятельствам;
  • условиям;
  • нарушениям.

Аналитическая оценка проводится с целью организации действий:

  • создают условия для беспрепятственного пресечения границ товарного потока;
  • обеспечивают соблюдение налоговых перечислений и статистических предписаний.

Анализ состоит из этапов:

  • выявляют сферу образования риска по составу, в областях деятельности, репутации, платежеспособности;
  • исследуют предметы опасности в виде контрабанды, уклонений от подконтрольных мероприятий, нарушений в оплате таможенных сборов и налогов;
  • устанавливают индикаторы вероятности издержек по количеству товаров, таможенной стоимости, государственному происхождению, товарной классификации;
  • составляют профиль юридического факта.

Для установления профиля опасности выполняют:

  • описывают область угроз;
  • исследуют оценку с индикаторами;
  • определяют необходимость в контрольных мероприятиях;
  • устанавливают регламент выполнения контроля;
  • рассчитывают результат;
  • дают оценку проведенных действий.

Выполнение такой многоступенчатой работы требует сложных политических и экономических условий на территориях государств, необходимо повышенное внимание к мероприятиям для обеспечения защиты национальных интересов.

Действие контролирующего механизма

Риск в таможенном деле - это отсутствие налаженного контроля на границе пересечения товаров. Статистические данные дают представление о реальном положении в таможенной службе, чтобы разработать соответствующую процедуру для деятельности:

  • выбрать товар с дополнительной документальной проверкой, чтобы определить происхождение;
  • разработать конкретные технологии;
  • установить кадровый ресурс;
  • обеспечить техникой, программированием.

Надлежащий контроль концентрирует внимание службы на источниках риска в тех областях, где вероятнее всего могут быть совершены правонарушения.

Таможенная декларация

Как система решает задачи?

Снизить риск таможенного контроля можно с помощью налаженной системы по управлению источником угроз. Для этого разрабатывают эффективные меры, чтобы:

  • создать компетентные таможенные органы;
  • обеспечить национальную безопасность;
  • сосредоточить внимание на повышенных рисках;
  • использовать эффективно, имеющиеся ресурсы;
  • выявлять, прогнозировать, предотвращать нарушения;
  • ускорять таможенные операции;
  • уменьшить риски таможенного оформления.
Бдительность таможенников

Предназначение управления

Созданная система способна не только управлять рисками, с ее помощью исключают многие проблемы в таможенной службе. Специфика действий организует для успешной деятельности следующие инструменты:

  • единое информационное пространство;
  • разработанные методики по искоренению опасных моментов;
  • предоставляет наиболее эффективные способы, чтобы обнаружить потенциальный и зафиксировать выявленный риск;
  • устанавливает причины и условия для совершения таможенных проступков;
  • дает оценку убытков возможных и фактических;
  • определяет профилактические меры, чтобы предотвратить или минимизировать риск;
  • разрабатывает требуемые ресурсы и предложения для оптимального распределения средств;
  • оценивает методики по используемым действиям;
  • контролирует практическую реализацию по предотвращению рисков.

Кроме проведения необходимых мероприятий управленческому аппарату таможни предстоит оценить эффективность этих действий в каждом конкретном случае для своевременной корректировки принятых решений.

Какой принцип главенствует над таможенным контролем?

Таможенный контроль проводят специализированные органы по принципу выборочности. Это значит, что необходимо соблюдать правило, включающее определенное ограничение. В соответствии с ним сотрудникам достаточно выполнять только те действия, которые не способны нарушить таможенное законодательство РФ с использованием СУР.

Данный принцип означает, что не обязательно проверять весь товар, а выбирать из общего ассортимента, заинтересовавшие сотрудников таможни предметы. При этом условия позволяют избирать форму контролирующих действий таможенным органом по своему усмотрению. Требования выборочного принципа соответствуют положениям, принимаемым международной практикой, которая ориентируется на Международную конвенцию, она основана на упрощении таможенных процессов. Что означает, необходимо выполнять минимум проверок и обеспечить соблюдение законов. Дополнительные контрольные мероприятия создают основные риски из-за документальных исследований, досмотров предметов специальными средствами по пробам и образцам.

Экспедиция контейнеров

Стандарты ВТО

Благодаря стандартным действиям сокращаются очереди на таможнях, исключается несанкционированное поступление средств в обход государственной казны. Организованная действующая система, которая эффективно управляет рисками, способна:

  • сократить время при таможенном оформлении;
  • сделать работу органов прозрачной и предсказуемой.

Необходим правомерный непредвзятый подход сотрудников таможни к участникам внешних экономических отношений.

Какие источники выявляют риск?

Существуют разная информация, которая способна облегчить деятельность фискальной службы. Данные поступают к контролерам:

  • из разных баз, собирающих подобные сведения;
  • от оперативников;
  • жалоб населения;
  • СМИ;
  • по результатам финансовых операций при розыскной деятельности правоохранительных органов.

Каким бы ни был источник для сообщения нарушений, полностью исключить ситуации с рисками невозможно по определению. Поэтому основная работа таможенных органов состоит в определении опасных участков и эффективном управлении. Эти функции обеспечивают работоспособность целой системы, своевременно блокируя каналы для транспортировки наркотиков и контрабанды.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.