Кинооператор - это профессия в кинематографе. Лауреаты «Оскара» за лучшую операторскую работу

Кинооператор — это одна из важнейших профессий в кинематографе, наряду с актером, режиссером и сценаристом. Только благодаря их слаженной работе может получиться качественный фильм. Ведь даже самую интересную историю никто не захочет смотреть, если снята она ужасно.

Чем он занимается

Кинооператор — это человек, управляющий съемочным аппаратом. Именно от него зависит, как будет выглядеть фильм. Он — художник, его краски — это кинокамера, а его картина — это изображение, которое будут показывать в кинотеатрах.

Это интересная, но непростая работа. Недостаточно просто включить камеру и начать снимать. Кинооператор должен следить за освещением, зачастую самостоятельно выставляя осветительные приборы. Иногда они занимают намного больше места, чем сам кадр.

Осветительные приборы на съемочной площадке

Также оператору нужны крепкие нервы и хорошая физическая подготовка. Когда время поджимает, приходится работать по 12-14 часов в день, таскать тяжелое оборудование и следить за качеством каждого кадра. С таким режимом справится далеко не каждый.

Но съемка - не единственная забота кинооператора. Работа не заканчивается, даже когда была отснята последняя сцена. Ему предстоит принять участие в монтаже и создании спецэффектов. Он внимательно следит, чтобы не было утеряно ни 1 кадра, а изображение отвечало всем требованиям.

Операторская группа

Операторская группа

Если у кинооператора есть под руководством группа людей, то его называют оператором-постановщиком — или главным оператором. Сейчас только любительские фильмы могут создаваться при участии только одного оператора.

В команду входят:

  • Помощники (ассистенты). Их может быть несколько, они отвечают за технический контроль: количество снятых дублей и сцен. Всегда есть «ассистент на фокусе», который следит за точностью фокусировки.
  • Дополнительные операторы — для многокамерной и комбинированной съемки. В отличие от главного оператора, их работа заканчивается после завершения съемки.
  • Дольщик и кранмейстер. Первый следит за тележкой с камерой, а второй — за краном во время съемок с высоты.

История

Операторы прошлого века

Создатели профессии кинооператор — это, безусловно, братья Люмьер. В 1895 году в Париже был проведен первый платный киносеанс. Для проецирования изображения использовали кинетоскоп — улучшенную версию творения Томаса Эдисона. После чего они научили с ним работать других людей, что послужило толчком к развитию кинематографа и, как следствие, появлению профессии кинооператор.

«Оскар» за лучшую операторскую работу

Его вручают с 1929 года — то есть с самого создания кинопремии. Сначала награды присуждались отдельно за цветное и черно-белое кино. Так продолжалось до 1967 года, когда убрали разделение. И с того момента был только один черно-белый фильм, удостоившийся премии. Это «Список Шиндлера».

Лауреаты «Оскара» за лучшую операторскую работу

За время существования кинопремии «Оскар» за операторскую работу получили около 100 человек. Дальше пойдет речь о нескольких выдающихся кинооператорах:

  • Эммануэль Любецки.
  • Мауро Фиоре.
  • Януш Каминский.
  • Роджер Дикинс.
  • Джозеф Руттенберг.
  • Леон Шамрой.

Эммануэль Любецки

Эммануэль Любецки

Один из лучших кинооператоров современности. Единственный, кто удостоился трех премий «Оскар» подряд.

Родился в 1964 году. Его мать и отец — оба кинопродюсеры. Это и определило его будущее. Окончил киношколу. В 1980-х начал работать в Мексике. Его первая работа в Америке — фильм «Двадцать баксов», снятый в 1993 году. Часто работал вместе со своим другом — режиссером Альфонсо Куароном. С ним он снял шесть фильмов.

В 2014, 2015 и 2016 годах был лауреатом премии «Оскар» за фильмы:

  • «Гравитация» (2014) — технотриллер, в котором было всего 2 актера: Джордж Клуни и Сандра Буллок. Практически все было снято с помощью компьютера, а актеры находились в кубе, на стены которого выводили изображение космоса. Это последний фильм, снятый вместе с Альфонсо Куароном.
  • «Бердмэн» (2015) — черная комедия с Майклом Китаном в главной роли. В некоторых сценах использовалась современная непрерывная съемка с помощью системы «Стэдикам». Благодаря проделанной работе, может показаться, что в фильме нет склеек, хотя на самом деле их более 100.
  • «Выживший» (2016) — остросюжетный вестерн, за который Леонардо Ди Каприо, сыгравший главную роль, получил свою долгожданную статуэтку, а Любецки стал единственным оператором, получившим 3 «Оскара» подряд.

Примеры его фильмов:

  • «Кот»;
  • «Али»;
  • «Древо жизни»;
  • «Знакомьтесь, Джо Блэк»;
  • «После прочтения сжечь».

Мауро Фиоре

Мауро Фиоре

Первый кинооператор, получивший «Оскар» за 3D-фильм.

Родился в 1964 году в коммуне Марци, Италия. В 1971 году переехал в США. В 1987 году вместе со своим однокурсником, двукратным обладателем «Оскара», Янушем Каминским отправляется в Голливуд.

Самая сложная и значимая работа для него как кинооператора — это фильм «Аватар». Съемки велись более года в Новой Зеландии. Была использована новая система захвата мимики: на голове у актера крепился шлем с маленькой камерой. Была впервые использована камера, с помощью которой можно было видеть виртуальные образы актеров во время реальной съемки. Такая колоссальная работа не осталась незамеченной, и фильм победил в трех номинациях, связанных с изображением.

Януш Каминский

Януш Каминский

Польский кинооператор, обладатель двух «Оскаров». Снял последнее черно-белое кино, получившее статуэтку за операторскую работу.

Родился в 1959 году. С 1981 года живет в Америке. С 1982 года учился в Колумбийском колледже вместе с Мауро Фиоре. После окончания перевелся в Консерваторию института кинематографии Америки.

Его первая операторская работа в кино — «Мрачные сказки прерий». Первый и единственный фильм режиссера Уэйна Коу, снятый в 1990 году.

С 1993 года сотрудничает со Стивеном Спилбергом. Вместе они сняли два фильма, за которые Януш получил «Оскар» — «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана».

Примеры работ:

  • «Линкольн»;
  • «Мюнхен»;
  • «Терминал»;
  • «Приколисты»;
  • «Судья».

Роджер Дикинс

Роджер Дикинс

Один из самых известных операторов Голливуда. Первый кинооператор, получивший звание командора ордена Британской империи.

Родился в 1949 году в городе Торки, Великобритания. Обучался в Национальной школе кино и телевидения.

С 1975 года снимал документальные фильмы для английского телевидения. Иногда ему приходилось очень тяжело. Например, он девять месяцев провел в кругосветном путешествии на яхте и попал под минометный огонь в Эфиопии, когда там шла гражданская война.

Известность к Роджеру пришла после фильма «1984» режиссера Майкла Андерсона. С 1990 года работает в основном в США. После выхода черной комедии «Бартон Финк» начинает сотрудничество с режиссерами братьями Коэн . С 1995 года более десятка раз номинировался на премию «Оскар», но победить удалось только в 2018-м — за фантастический фильм «Бегущий по лезвию 2049».

Оператор фильмов:

  • «Фарго»;
  • «Бартон Финк»;
  • «Время»;
  • «Серьезный человек»;
  • «Большой Лебовски».

Джозеф Руттенберг и Леон Шамрой

Нельзя не вспомнить единственных обладателей четырех «Оскаров» за операторскую работу. Они получили свои награды в середине прошлого века. Часто номинировались в один год и становились соперниками.

Руттенберг побеждал в 1939 году (фильм — «Большой вальс»), в 1957-м («Кто-то там наверху любит меня») и в 1959-м («Жижи»).

Шамрой — в 1945 году («Вильсон»), в 1946-м («Бог ей судья») и в 1964-м («Клеопатра»).

А в 1943 году оба стали лауреатами. Джозеф — за черно-белую драму «Миссис Минивер», Леон — за цветной боевик «Черный лебедь».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.