Кинооператор — это одна из важнейших профессий в кинематографе, наряду с актером, режиссером и сценаристом. Только благодаря их слаженной работе может получиться качественный фильм. Ведь даже самую интересную историю никто не захочет смотреть, если снята она ужасно.
Чем он занимается
Кинооператор — это человек, управляющий съемочным аппаратом. Именно от него зависит, как будет выглядеть фильм. Он — художник, его краски — это кинокамера, а его картина — это изображение, которое будут показывать в кинотеатрах.
Это интересная, но непростая работа. Недостаточно просто включить камеру и начать снимать. Кинооператор должен следить за освещением, зачастую самостоятельно выставляя осветительные приборы. Иногда они занимают намного больше места, чем сам кадр.
Также оператору нужны крепкие нервы и хорошая физическая подготовка. Когда время поджимает, приходится работать по 12-14 часов в день, таскать тяжелое оборудование и следить за качеством каждого кадра. С таким режимом справится далеко не каждый.
Но съемка - не единственная забота кинооператора. Работа не заканчивается, даже когда была отснята последняя сцена. Ему предстоит принять участие в монтаже и создании спецэффектов. Он внимательно следит, чтобы не было утеряно ни 1 кадра, а изображение отвечало всем требованиям.
Операторская группа
Если у кинооператора есть под руководством группа людей, то его называют оператором-постановщиком — или главным оператором. Сейчас только любительские фильмы могут создаваться при участии только одного оператора.
В команду входят:
- Помощники (ассистенты). Их может быть несколько, они отвечают за технический контроль: количество снятых дублей и сцен. Всегда есть «ассистент на фокусе», который следит за точностью фокусировки.
- Дополнительные операторы — для многокамерной и комбинированной съемки. В отличие от главного оператора, их работа заканчивается после завершения съемки.
- Дольщик и кранмейстер. Первый следит за тележкой с камерой, а второй — за краном во время съемок с высоты.
История
Создатели профессии кинооператор — это, безусловно, братья Люмьер. В 1895 году в Париже был проведен первый платный киносеанс. Для проецирования изображения использовали кинетоскоп — улучшенную версию творения Томаса Эдисона. После чего они научили с ним работать других людей, что послужило толчком к развитию кинематографа и, как следствие, появлению профессии кинооператор.
«Оскар» за лучшую операторскую работу
Его вручают с 1929 года — то есть с самого создания кинопремии. Сначала награды присуждались отдельно за цветное и черно-белое кино. Так продолжалось до 1967 года, когда убрали разделение. И с того момента был только один черно-белый фильм, удостоившийся премии. Это «Список Шиндлера».
Лауреаты «Оскара» за лучшую операторскую работу
За время существования кинопремии «Оскар» за операторскую работу получили около 100 человек. Дальше пойдет речь о нескольких выдающихся кинооператорах:
- Эммануэль Любецки.
- Мауро Фиоре.
- Януш Каминский.
- Роджер Дикинс.
- Джозеф Руттенберг.
- Леон Шамрой.
Эммануэль Любецки
Один из лучших кинооператоров современности. Единственный, кто удостоился трех премий «Оскар» подряд.
Родился в 1964 году. Его мать и отец — оба кинопродюсеры. Это и определило его будущее. Окончил киношколу. В 1980-х начал работать в Мексике. Его первая работа в Америке — фильм «Двадцать баксов», снятый в 1993 году. Часто работал вместе со своим другом — режиссером Альфонсо Куароном. С ним он снял шесть фильмов.
В 2014, 2015 и 2016 годах был лауреатом премии «Оскар» за фильмы:
- «Гравитация» (2014) — технотриллер, в котором было всего 2 актера: Джордж Клуни и Сандра Буллок. Практически все было снято с помощью компьютера, а актеры находились в кубе, на стены которого выводили изображение космоса. Это последний фильм, снятый вместе с Альфонсо Куароном.
- «Бердмэн» (2015) — черная комедия с Майклом Китаном в главной роли. В некоторых сценах использовалась современная непрерывная съемка с помощью системы «Стэдикам». Благодаря проделанной работе, может показаться, что в фильме нет склеек, хотя на самом деле их более 100.
- «Выживший» (2016) — остросюжетный вестерн, за который Леонардо Ди Каприо, сыгравший главную роль, получил свою долгожданную статуэтку, а Любецки стал единственным оператором, получившим 3 «Оскара» подряд.
Примеры его фильмов:
- «Кот»;
- «Али»;
- «Древо жизни»;
- «Знакомьтесь, Джо Блэк»;
- «После прочтения сжечь».
Мауро Фиоре
Первый кинооператор, получивший «Оскар» за 3D-фильм.
Родился в 1964 году в коммуне Марци, Италия. В 1971 году переехал в США. В 1987 году вместе со своим однокурсником, двукратным обладателем «Оскара», Янушем Каминским отправляется в Голливуд.
Самая сложная и значимая работа для него как кинооператора — это фильм «Аватар». Съемки велись более года в Новой Зеландии. Была использована новая система захвата мимики: на голове у актера крепился шлем с маленькой камерой. Была впервые использована камера, с помощью которой можно было видеть виртуальные образы актеров во время реальной съемки. Такая колоссальная работа не осталась незамеченной, и фильм победил в трех номинациях, связанных с изображением.
Януш Каминский
Польский кинооператор, обладатель двух «Оскаров». Снял последнее черно-белое кино, получившее статуэтку за операторскую работу.
Родился в 1959 году. С 1981 года живет в Америке. С 1982 года учился в Колумбийском колледже вместе с Мауро Фиоре. После окончания перевелся в Консерваторию института кинематографии Америки.
Его первая операторская работа в кино — «Мрачные сказки прерий». Первый и единственный фильм режиссера Уэйна Коу, снятый в 1990 году.
С 1993 года сотрудничает со Стивеном Спилбергом. Вместе они сняли два фильма, за которые Януш получил «Оскар» — «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана».
Примеры работ:
- «Линкольн»;
- «Мюнхен»;
- «Терминал»;
- «Приколисты»;
- «Судья».
Роджер Дикинс
Один из самых известных операторов Голливуда. Первый кинооператор, получивший звание командора ордена Британской империи.
Родился в 1949 году в городе Торки, Великобритания. Обучался в Национальной школе кино и телевидения.
С 1975 года снимал документальные фильмы для английского телевидения. Иногда ему приходилось очень тяжело. Например, он девять месяцев провел в кругосветном путешествии на яхте и попал под минометный огонь в Эфиопии, когда там шла гражданская война.
Известность к Роджеру пришла после фильма «1984» режиссера Майкла Андерсона. С 1990 года работает в основном в США. После выхода черной комедии «Бартон Финк» начинает сотрудничество с режиссерами братьями Коэн . С 1995 года более десятка раз номинировался на премию «Оскар», но победить удалось только в 2018-м — за фантастический фильм «Бегущий по лезвию 2049».
Оператор фильмов:
- «Фарго»;
- «Бартон Финк»;
- «Время»;
- «Серьезный человек»;
- «Большой Лебовски».
Джозеф Руттенберг и Леон Шамрой
Нельзя не вспомнить единственных обладателей четырех «Оскаров» за операторскую работу. Они получили свои награды в середине прошлого века. Часто номинировались в один год и становились соперниками.
Руттенберг побеждал в 1939 году (фильм — «Большой вальс»), в 1957-м («Кто-то там наверху любит меня») и в 1959-м («Жижи»).
Шамрой — в 1945 году («Вильсон»), в 1946-м («Бог ей судья») и в 1964-м («Клеопатра»).
А в 1943 году оба стали лауреатами. Джозеф — за черно-белую драму «Миссис Минивер», Леон — за цветной боевик «Черный лебедь».