Кардинальная трансформация системы политико-административных, социально-экономических и нормативно-правовых отношений, произошедшая за последние десятилетия, привела к осознанию обществом важности социальной стабильности. На социальной структуре сказываются любые изменения, происходящие в содержании и характере взаимодействия социальных слоев и групп, в уровне, природе и масштабах неравенств, выборе устремлений, жизненных целей и предпочтений.
Социальная стабильность и стабильное общество
С общефилософской точки зрения, социальная стабильность представляет собой не только устойчивость конкретных сфер жизни общества, но и интегральное свойство общества, не являющееся суммой стабильности всех его сторон. Одновременно с этим стабильность подразумевает воспроизведение социальных процессов, структур и отношений в категориях целого общества. Упомянутое воспроизводство должно быть не бездумным повторением предыдущего, но его изменением.
Стабильное общество - развивающееся и одновременно устойчивое общество, характеризующееся отлаженными механизмами и процессами социальных изменений, сохраняющих его стабильность. Общество остается стабильным при условии не сохранения неизменности, а развития потенциала и проведение необходимых изменений в социуме. Противоречия и проблемы развития общества возникают только при условии его стабильности и разрешаются посредством эволюционных социальных изменений.
Социальная стабильность лежит в основе взаимодействия социальных групп, слоев, институтов и прочих единиц. Упомянутое взаимодействие проявляется как на макро, так и на микроуровне в человеческих отношениях, поведении и деятельности. Являясь интегральным явлением, она обеспечивается факторами и процессорами, одновременно выступающими в роли условий, предпосылок и средств.
Социокультурная среда
Основным фактором является социально-культурная среда, от которой зависит социализация индивида и его способность к усвоению общекультурных ценностей. Представления человека об окружающем мире и его месте в нем формируется на ее основе, она способствует созданию так называемой модели поведения на основе морально-нравственных ориентиров. Реформы общественной системы, проведенные в 1990-х годах в стране, не обошлись без сложностей изменения основных составляющих социокультурной среды, увеличения напряженности в социуме и углубления напряженности в нем, роста неопределенности.
Игнорирование перечисленных процессов может спровоцировать изменение социальной структуры, что может стать причиной гражданской революции. По этой причине изучение факторов, влияющих через призму социально-культурной среды на личность и социально значимые процессы, немаловажно.
Определение среды
Философы определяют социокультурную среду тремя компонентами:
- Мегасреда. Социальный мир, окружающий человека и определяющий социально-психологическую и духовную атмосферу эпохи.
- Макросреда. Страна и общество, к которым принадлежит индивидуум. Макро влияет на культуру и социальные условия через определенные факторы - социальные институты и средства массовой информации.
- Микросреда. Среда, представленная тремя основными группами - семьей, друзьями и учебно-трудовым коллективом. Каждая из групп различается по возрасту и когортным параметрам.
Изучение социокультурных проблем
Проблемы социокультурной среды изучаются в науке в нескольких направлениях - социологическом, социально-философском, этнологическом, социально-психологическом и многих других аспектах. Множественность определения "социально-культурная среда" объясняется именно этим.
- Под социально-культурной средой понимают совокупность общепринятых норм, ценностей, правил, законов, технологий и научной информации, которая имеется у социума и человека как части социума для эффективного взаимодействия с жизненной средой.
- Под этим термином также подразумевают явление, культурные и социальные процессы которого тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга.
- Под средой также понимают коммуникативно-информационный компонент, состоящий из художественных произведений и продукции масс-медиа.
- Термин социокультурной среды зачастую определяется как конкретное социальное пространство, закрепленное за каждым индивидом и позволяющее человеку вступать в культурные отношения с социумом.
По сути, формирование и развитие социокультурной среды происходит только в процессе взаимодействия разных людей и под влиянием культурных, социально-экономических и других факторов. Сама среда предоставляет условия, мотивирующие людей для свершения ежедневных действий. Логично, что она влияет на предпочтения, устремления и жизненную позицию, необходимые для самореализации и удовлетворения основных потребностей. В случае изменения вектора развития трансформации могут подвергнуться факторы и особенности социокультурной среды.
Факторы среды
Качественные изменения, произошедшие в социально-культурной среде за последние десятки лет, затронули не только содержание мотивационной направленности, но и структуру представлений индивидов и целых групп о ключевых аспектах жизни общества. Объясняется это тем, что социальные и культурные значения и смысл всех действий человека и его жизни обусловлены тремя типами факторов.
Во-первых, фактор социокультурной среды - материальные условия, от которых зависит, что люди могут делать для воплощения собственных целей, потребностей и интересов, и конкретные формы и границы человеческой самореализации в определенные исторические периоды. Во-вторых, - способы организации и регуляции социокультурной жизни, разработанные и устоявшиеся в результате общественной практики, среди которых - нормы, институты, эталоны действий, взаимодействий и поведения. Ни одна культура не будет функционировать без подобных социокультурных образований. В-третьих, это индивидуальные личностные характеристики, влияющие на возможности и склонности человека при выборе им дальнейшего жизненного пути в конкретных условиях.
Индивидуальное развитие
Состояние современной социокультурной среды во многом считается результатом процессов, проходящих в обществе, отражая в себе все конфликты и проблемы отдельно взятого социума. Одновременно с этим среда позволяет преодолеть перечисленные трудности.
На развитие личности влияют несколько факторов, один из которых - биологический. Он включает особенности и признаки, обусловленные генотипом. Соответственно, биологический фактор, как и признаки и особенности, с которыми человек родился на свет, изменить нельзя. Второй фактор затрагивает все то, что окружает индивидуума. Фактор окружающей среды позволяет развить потенциальные возможности, дарованные человеку биологическим фактором. Для личности в социокультурной среде важно, чтобы вокруг было окружение, способное изменить упомянутую среду.
В современной философии среда воспринимается как решающий, но отнюдь не единственный фактор, влияющий на индивидуальное развитие. Акцентируется в первую очередь взаимозависимая и пространственно-объемная связь индивида с окружающим его миром.
Социально-культурная среда и образование
Социокультурная образовательная среда в современной философии характеризуется как субстанция, обладающая определенными свойствами, способствующими взаимодействию разных объектов.
По мнению ученых, основные механизмы влияния среды заключаются в следующем:
- Среда формирует возможности для разных видов деятельности, самореализации и самопредъявления.
- Среда предоставляет возможность выбора и создает образцы для подражания.
- Для среды характерно выставление санкций за соответствие или несоответствие предъявленным ее требований. В контексте социокультурной среды их особенностями является то, что они не относятся к конкретному субъекту, а сами требования зачастую отличаются неопределенностью, что оказывает влияние на регуляцию человеческой деятельности.
Элементы среды
В социально-культурную среду входят три обязательных элемента: субъекты активной социокультурной деятельности, представленные социальными группами, институтами и индивидуумами; условия, возможности и факторы для ее воплощения; все этапы этого процесса.
Социально-культурную среду делят на макросреду и микросреду. В рамках первой работают факторы, институты и закономерности государственного масштаба; в рамках второй - деятельность небольших групп и личностей, входящих в них, в том числе и их социокультурное окружение.
Влияние на детей
В рамках социально-культурной среды функционируют различные инициативно-творческие образования. Немаловажную роль в них играют субкультуры, находящиеся в непрерывном взаимодействии с макросредой и формирующие самостоятельную основу для соединения с ней. Это позволяет активировать творческий потенциал каждого человека. По этой причине многие ученые считают, что развитие социокультурной среды, в частности - формирование социума, происходит под влиянием молодого поколения.
Субкультура способствует формированию и развитию ребенка. Для нее характерно сочетание направленности на социализацию и человеческий мир с утверждением и индивидуализацией неповторимого "Я". В этот период социокультурная среда детей становится зависима от общества сверстников.
Отношения, определяемые социально-культурной средой, состоят из огромного количества контактов с природой, социальным миром, областью искусств, взаимодействиями с ближайшим социальным окружением. Совокупность упомянутых отношений оказывает влияние на творческие способности ребенка посредством психолого-педагогических механизмов.
В процессе творчества и воспитания социокультурная среда влияет на личностные факторы, выступающие в качестве стимула для дальнейшего движения и развития человека.
Семья и социокультурная воспитательная среда
Формирование ребенка как личности происходит в семье - важнейшем воспитательном институте общества. В ней ребенок социализируется, формируется как личность и усваивает социокультурный опыт. Немаловажным фактором социального формирования является социокультурная среда семьи.
Социально-культурная среда семьи - культура образа жизни, отношений, взаимодействий и поведения, сложившаяся в семье. От нее зависит социально-педагогический потенциал среды, в которой растет ребенок, - возможности и их источники.
Характеристики семьи как среды
Для потенциала семьи как воспитательной среды характерны следующие явления:
- Уклад семьи, он же - установившийся порядок в семье. От него зависят отношения между членами семьи, нормы и правила поведения, микроклимат, социальное и духовное становление ребенка как личности.
- Микроклимат. Психологический фон, на котором воспитывается ребенок и проходит жизнь всей семьи.
- Условия жизни. Способствует удовлетворению духовных и жизненных потребностей человека.
- Культура семьи и ее роль в формировании чувства прекрасного, культуры личности.
- Педагогические знания родителей, используемые в воспитании детей.
- Культура поведения родителей, их отношения, выступающие примером подражания для ребенка.
- Семейные традиции, формирующие культуру и образ семьи.
- Культура отдыха, формирующая культура досуга растущего человека.
Функции социокультурного института семьи
Одновременно с этим семья выполняет социально-педагогические функции. К их числу причисляют:
- Репродуктивная. Заключается в продолжении рода.
- Социализация и ресоциализация. Получение и усвоение социального опыта и формирование на его основе личности индивидуума.
- Воспитательная.
- Хозяйственно-экономическая. Обеспечение и удовлетворение духовных и материальных ценностей всех членов семьи.
- Рекреативная. Материальная и моральная поддержка каждого из членов семьи.
- Коммуникативная. Общение в семье и подготовка ребенка на его основе к жизни в социуме.
Факторы воспитания
Воспитание ребенка в семье осуществляется под воздействием разных факторов. При рассмотрении семьи как одного из факторов учитываются процессы или явления, оказывающие непосредственное влияние на воспитательную деятельность родителей и социально-культурную среду семьи. Перспективы, трудности, успешность и проблемы в воспитании ребенка прогнозируются исходя из влияния социокультурной среды и ее отдельных факторов.