Искусство Древней Греции: «Дельфийский возничий»

Около 478 г. до н. э. Полизел, тиран города Гелы на Сицилии, заказал скульптуру, чтобы выразить свою благодарность богу Аполлону за победу его колесницы на Пифийских играх. Сейчас в музее в Дельфах эта бронзовая фигура считается одним из лучших сохранившихся образцов искусства классической Греции.

История скульптуры

«Дельфийский возничий» - одна из самых известных древнегреческих статуй и один из наиболее хорошо сохранившихся образцов классических бронзовых слепков. Считается прекрасным примером «строгого» стиля.

Она является одним из шедевров древнегреческого искусства и, вероятно, самым известным экспонатом в Археологическом музее города Дельфы. Эта статуя была обнаружена французскими археологами в 1896 году в храме Аполлона в Дельфах. Сегодня она выставлена в музее и фактически является последним экспонатом, который посетители видят во время экскурсии. «Дельфийский возничий» – единственная фигура, оставшаяся от большой скульптурной группы, состоявшей из колесницы, четырех лошадей и двух наездников.

Статуя была воздвигнута в Дельфах в 474 году до нашей эры, чтобы почтить победу команды на Пифийских играх, которые проходили там каждые 4 года в честь Пифийского Аполлона. Некоторые фрагменты лошадей были найдены рядом со статуей управляющего колесницей.

статуя "Дельфийский возничий"

Описание

Фигура возничего изображает очень молодого человека, о чем свидетельствуют его мягкие локоны. Он замер в момент победы, во время представления своей колесницы. На нем одежда, традиционная для возничих. В древние времена гонщиков на колесницах тщательно выбирали, ориентируясь на их небольшой вес и высокий рост. Его тело, черты и выражение лица говорят о силе и выносливости. Его поза скромна и на лице нет улыбки.

Культурное значение

Значимость статуи «Дельфийского возничего» отчасти обусловлена тем, что она ярко представляет переход от архаических образцов к классическим идеалам. Это иллюстрирует баланс между стилизованным геометрическим представлением и идеализированным реализмом, таким образом, запечатлевая тот момент в истории, когда западная цивилизация вырвалась вперед, чтобы определить свои собственные культурные основы, которые поддерживали ее в течение следующих нескольких тысячелетий.

Возничий, хотя он и победитель, изображен скромным; он полностью контролирует свои эмоции, несмотря на то что стоит перед толпой. Такая самодисциплина в классический период греческой истории считалась признаком цивилизованного человека и концепцией, которая пронизывает искусство этого времени. Способность сдерживать свои эмоции, особенно в самые сложные моменты, стала определять всю классическую эпоху греческого искусства и мысли.

голова дельфийского возничего

Особенности

Положение фигуры хорошо сбалансировано, и ее длинный хитон покрывает крепкое спортивное тело, опускаясь свободными параллельными складками в нижней части фигуры, которые аккуратно скручиваются на туловище. Геометрически выверенные складки хитона покрывают пропорциональное мускулистое тело, благодаря чему достигается редкая гармония между идеализмом и реализмом.

Лицо «Дельфийского возничего» не выражает никаких эмоций, которые может ожидать зритель, учитывая, что возничий изображен сразу после гонки. Он стоит и смотрит с естественной легкостью. Детально выполненные мягкие локоны влажных волос придают скульптуре ауру роскоши и идеализированного реализма.

Одежда возничего, ксистис, является типичным хитоном, который носили все управлявшие колесницами во время гонки. Он покрывает все его тело до лодыжек и крепится высоко на талии простым поясом. Два ремня, которые пересекают верхнюю часть его спины и обвивают плечи, также являются типичными для одежды гонщика на колесницах, они не давали ксистису надуваться от воздуха внутри хитона во время гонки.

Ноги выполнены очень реалистично и являются не просто основой для статуи. Их форма и положение придают легкость тяжелой бронзовой массе.

Дельфийский возничий, вид сзади

Степень сохранности

У фигуры «Дельфийского возничего» отсутствует только левая рука. В остальном же она очень хорошо сохранилась. Она является одной из немногих греческих бронзовых статуй, у которой сохранились инкрустированные ониксом глаза и медные детали ресниц и губ. Оголовье из серебра, возможно, было инкрустировано драгоценными камнями, которые были удалены. Левую руку, скорее всего, отделили еще до того, как статуя была захоронена. Эта скульптура выполнена в натуральную величину (высота фигуры составляет 180 см), является одним из лучших образцов классического бронзового литья и поражает великолепными деталями.

Дельфийский возничий, фрагмент

Иниос (человек, который держит поводья) был частью этой скульптурной композиции. От него сохранился только фрагмент руки. Кроме того, остались небольшие части лошадей и поводья.

На основе из известняка сохранилась надпись, гласящая, что статуя была заказана Полизалусом (Полизелом), который являлся тираном Гелы, в знак уважения к Аполлону за победу. Автор «Дельфийского возничего» остался неизвестен, но судя по некоторым характерным деталям, можно сказать, что ее отливали в Афинах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Здравствуйте, Виолетта. Я студент РГУ им Косыгина. Занимаюсь описанием костюма спортивного костюма. Вы дали очень детальное описание кситоса. Вы опирались на какие - то источники? Если возможно напишите на какие? С уважением Василиса.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.