Гастон Башляр – французский искусствовед и мыслитель, который всю свою жизнь посвятил изучению философских основ естественных наук. Истории известно очень мало персон, отличающихся такими разносторонними интересами, а потому сейчас следует уделить особое внимание как самому ученому, так и его трудам, ставшим, несомненно, огромным вкладом в науку.
Биография
Гастон Башляр родился в Бар-сюр-Обе 27 июня 1884 года. Его отец был ремесленником, жила семья небогато, но тем не менее сумела дать мальчику образование – с 1895-го по 1902-й он учился в местном колледже.
После его окончания юноша сразу начал работать. Целый год он преподавал в колледже Сезанна. Затем, с 1903-го по 1905-й, трудился в почтовом управлении города Ремирмон. А потом на год был отправлен проходить военную службу телеграфистом (Понт-а-Муссон, 12-й драгунский полк).
С 1907-го по 1913-й Гастон Башляр занимал должность комиссара почтового управления в одном из районов Парижа. Он даже хотел организовать конкурс инженеров почтовой связи в 1912 году, однако в этом деле потерпел неудачу. Но зато тогда же он стал лиценциатом в области математических наук.
Позже, 8 июля 2914 года, Гастон Башляр женился на Жанне Росси – молодой преподавательнице. И меньше чем через месяц после этого (2 августа) его мобилизовали на Первую мировую войну. В общей сложности он провел на фронте 38 месяцев. По возвращении Гастону Башляру была вручена боевая награда «Croix de Guerre».
Академическая деятельность
В конце осени 1918-го война закончилась. После этого Гастон Башляр целых 11 лет (вплоть до 1930-го) проработал в своем родном колледже Бар-сюр-Оба профессором физики и химии.
Все это время они с супругой жили в небольшой коммуне Вуаньи, в местной школе. Интересно, что тот путь, которым ученый добирался до Бар-сюр-Оба, на сегодняшний день местные жители именуют «дорогой Гастона Башляра».
В 1919 году, 18 октября, у пары родилась дочь Сюзанна. А в 1920-м, 20 июня, жена ученого умерла. С воспитанием мыслитель справился – Сюзанна пошла по его стопам, стала философом и историком.
Свою деятельность после смерти супруги Башляр не остановил. В 1920-м он стал лиценциатом в области философии, потратив на обучение всего один год. А в 1922-м получил степень агреже. Сразу после этого Гастон начал преподавать в своем колледже философию. Башляр, надо сказать, продолжил вести занятия по естественным наукам.
Дальнейшая деятельность
В 1927 году, 23 мая, Башляру была присвоена докторская степень в Сорбонне. Первое свое научное исследование он провел под руководством Леона Брюнсвика и Абеля Рэя, а итогом столь масштабной работы стал «Очерк о приблизительном познании».
Уже в октябре того же года Гастон Башляр начал преподавать философию в университете Дижона. Уже в 1930-м он обрел статус профессора. Работая в университете, философ крепко сдружился с Гастоном Рупнелем - историком-медиевистом.
В 1937-м философ стал кавалером Ордена Почетного легиона, но это не становится его последним достижением. В 1940-м он переводится в Сорбонн, где вплоть до 1954-го занимает должность главы кафедры истории и философии. А в 1951-м ему еще была присвоена офицерская степень пресловутого Ордена. В 1954 году Гастон Башляр получил звание почетного профессора Сорбонны.
Философские основы естественных наук
Это то, что являлось предметом интереса Башляра в течение всей жизни. Первые работы на данную тему начали появляться в период 1920-1930 годов.
Дебютным трудом стал пресловутый «Очерк о приблизительном познании». Затем появилась работа под названием «Новый научный дух», а потом еще «Заметки по психоанализу объективного познания».
Надо сказать, что даже в довоенных трудах прослеживается влияние Анри Бергсона, сочетаемое с научным конструктивизмом и психоанализом.
Следующие работы, написанные Башляром, носят названия «Прикладной рационализм» и «Рациональный материализм». Какие идеи изложил философ в этих трудах? Если вкратце, то в обеих работах он систематически анализировал философские проблемы естествознания. Также особое внимание ученый уделял основным понятиям современной науки и творческому аспекту.
Технонаука
Рассказывая о философии Башляра, необходимо оговориться, что понятие технонауки сформулировал именно он. На сегодняшний день данный термин широко используется в междисциплинарном сообществе исследований техники и науки. Именно это понятие обозначает имеющийся в данной сфере социальный и технологический контекст.
На что оно оказывает? На очевидный факт: научное знание не только исторически расположено и социально определено – оно подкреплено, а также увековечено не человеческими, материальными сетями.
Популяризирован данный термин был только в конце 70-х/начале 80-х. Распространил его Жильбер Оттуа, бельгийский философ. В наше время технонаука активно сопоставляется с другими междисциплинарными инновационными областями. К таковым относится технокритика, техноэтика и т.д.
Психоанализ стихий
Это, пожалуй, одно из наиболее интересных направлений французского философа. Ученый создал пятитомный труд, посвященный психоаналитическому значению, которое имеют для человека образы привычных «материальных стихий». Именно эта работа делает мыслителя не похожим на остальных.
А начало исследованию положил небольшой труд под названием «Психоанализ огня». Гастон Башляр написал его в 1938 году. Пусть работа и небольшая, но однозначно заслуживает отдельного внимания.
Смысл «Психоанализа огня»
Башляр призывает к вдумчивому, внимательному чтению этой книги с самой первой строчки. Ведь речь в ней идет о совершенно уникальной теме.
Эта книга – попытка изучить процесс объективного познания с точки зрения психоанализа, направленная на выявление между воображением и разумом некой коллизии. При чем тут огонь? При том, что он одинаково притягателен как для поэтической фантазии, так и для познающей мысли.
Однако камнем преткновения для разума огонь стал именно из-за поражения воображения. Башляр пытается донести до читателя такую мысль: чтобы освободиться от власти фантазий, мысль должна осознать истинный масштаб, в котором воображение на нее влияет.
Ученый не отрицает, что пути поэзии и науки противоположны. Но также он считает, что они могут взаимодополнять друг друга, соединяться. И в этом – задача философии. Именно благодаря уникальному, амбивалентному феномену стихии огня философский мир стал целостным и нереальным без баланса противоположных, взаимодополняющих начал.
Труд «Вода и грезы»
Эта работа последовала вслед за выше упомянутым «Психоанализом огня». Ее ученый написал в 1942 году.
Какую идею передает в книге «Вода и грезы» Гастон Башляр? Примерно ту же, что и в «Психоанализе огня». Ученый продолжает рассказывать о том, что воображение – это не способность выстраивать образы реальности (вопреки самой этимологии слова). По его мнению, это – умение созидать их. То есть воображение – способность видеть образы, которые превосходят реальность.
Уже в этой работе прослеживается другое понятие, которое определил Башляр – поэтика пространства. О нем будет рассказано позже. В книге «Вода и грезы» ученый говорит о том, что каждый поэтический образ имеет свой собственный динамизм, а также раскрывается в непосредственной онтологии.
Как говорил известный французский прозаик Жорж-Эммануэль Клансье, у Башляра удалось обнаружить, что воображение является чем-то большим, чем воля. И часто оно оказывается сильнее в психическом плане для человека, чем какой-либо жизненный порыв.
Труд «Земля и грезы воли»
Так называется четвертая часть пенталогии, созданной мыслителем. Книгу «Земля и грезы воли» Гастон Башляр также посвятил поэтике стихий. Однако данный труд также уникален. Ведь это первая часть дилогии, в которой говорится о такой стихии, как земля.
В книге рассказывается о творчестве тех писателей и поэтов, которые посвятили себя ей. Вниманием затрагивается деятельность Мелвилла и Гюйсманса в том числе. Интересно, что к поэтам земли французский философ отнес также Есенина, Блока, Андрея Белого.
Также в труде внимание уделено теме самопсихоанализа и урокам воображения стихии.
Книга «Грезы о воздухе»
Как уже было сказано ранее, Гастон Башляр уделил внимание каждой стихии. И «Грезы о воздухе» - это книга, представляющая еще одну частью пенталогии, которую он посвятил поэтике природных сил.
В ней французский мыслитель, как и в других трудах, на примере многочисленных литературных произведений анализирует действенность того, что сам именует материальным и динамическим воображением. Особое внимание уделено творчеству Ницше и Шелли. Их Башляр относит к стихии воздуха.
Книга «Поэтика пространства»
Башляр – поистине уникальный мыслитель. Ведь система всех его взглядов сформировалась под влиянием фундаментальных тем традиционной философии, но, тем не менее, он отбросил в сторону научные основы, возжелав изучить вопросы, связанные с поэтическим воображением.
Данный труд посвящен рассмотрению образов пространств, а также тому, какое место они занимают в литературе и искусстве, и как функционируют. Приводятся самые разные примеры – романы Виктора Гюго, эссеистика Бодлера, трактаты Ямвлиха, картины Ван Гога.
Работа Гастона Башляра «Поэтика пространства» по праву считается одним из наиболее лирических исследований, посвященных феномену дома. Это не просто «прогулка» от подвала и до чердака – это путешествие, демонстрирующее то, как восприятие жилья и прочих укрытий отражается на формировании наших мыслей, мечтаний и воспоминаний.
О новом рационализме
Автором данного феномена также является Башляр. Он считал, что необходимо усилить критику науки, дать начало новому рационализму. Философ отвергал теоретико-методологический догматизм, но не отрицал того, что имеют место понятия позитивизма, реализма, энергетизма и атомизма.
В чем заключается новый рационализм Башляра? Ученый делает акцент на том, что философия науки тяготеет к двум полюсам познания, к самым настоящим крайностям. В чем это проявляется? В том, что для философов она является изучением общих принципов. А для ученых – лишь частных результатов.
Но в итоге философией науки эти противоположности объединяются. И любые мысли (как непосредственные, так и общие) ограничиваются.
Философ подчеркивает, что мысли каждого человека должны исходить из синтеза опыта и разума. А для этого необходимо преодолеть ограничивающую неподвижность мышления. Примеры действенности данного подхода кругом: два человека, пытающиеся достичь взаимопонимания, изначально противоречат друг другу. Башляр уверяет, что истина – итог дискуссии, а не симпатии.
Также ученый не приемлет позитивистского феноменологизма. Он уверен, что разум не должен гипертрофировать полученный человеком опыт. Наоборот, он обязан «подняться» на более высокий уровень. Говоря иначе, непосредственное должно уступать сконструированному. В чем смысл данного изречения? В том, что наука проверяется, обучается и верифицируется на том, что она конструирует.
Кроме этого, Башляр отрицает мнение, согласно которому целью познания является постижение бытия в форме объекта. Этого действительно мало. Цель науки – выявление новых возможностей («А почему бы и нет?»), а не постижение данности («Как?», «Что?»). Ведь все действительно важное рождается вопреки. И именно это справедливо не только для мира деятельности, а еще и для мира мышления.
Если подытоживать, то одну из основных идей Гастона Башляра можно сформулировать так: «Всякая новая истина появляется вопреки очевидности. Абсолютно точно так же, как и любой новый опыт – вопреки очевидности старого».
Но вообще, Гастон Башляр много трудов посвятил изучению человеческого ума, феномена научной мысли, ее значению, искусству. И каждому человеку, интересующемуся такими темами, обязательно стоит ознакомиться с его трудами.
Вклад философа в науку
Сложно его переоценить. Философия науки Гастона Башляра была по достоинству оценена во всем мире. Стоит повториться, что в мире очень мало персон, обладающих такими разносторонними интересами, как он. То, как французский мыслитель интерпретирует творчество и поэтические тексты известных личностей, заметно повлияло на последующее развитие эпистемологии и непосредственно гуманитарных наук.
Нельзя не оговориться, что деятельность французского философа стала ориентиром для Ролана Барта, Жана Старобинского, Луи Альтюссера и Мишеля Фуко – видных исследователей искусства и науки.
Важно отметить, что все основные произведения Башляра уже переведены на русский язык. Хотя начался этот процесс только после перестройки.