Феномен государства занимает особое место в политической системе. Он придает последней устойчивость, целостность и ориентирует на социальную деятельность. Основные признаки государства заключаются в том, что оно исполняет исключительную роль в этой системе, совершает необходимый объем деятельности и управления, распоряжается ресурсами общества, а также выступает главным регулятором его жизни. Это фундаментальное средство, которое заключает в себя властные функции и помогает эту власть осуществлять. Оно воплощает в себе суверенитет, являясь его носителем.
Это понятие оформилось около трех или даже пяти тысячелетий тому назад, во времена древнего Шумера, Китая, Египта и крито-микенской цивилизации. Однако внятную теорию о том, что такое государство, его основные признаки, формы правления впервые создал Платон. Он также создал представление об идеальном типе управления обществом, которое описал как иерархию трех сословий – правителей-мудрецов, воинов и чиновников, а также крестьян и ремесленников. Философ указал и на то, что в государстве концентрируется весь комплекс экономических, политических, социальных и культурных интересов различных слоев общества, и оно должно искать и практиковать наилучшие способы разрешения противоречий между ними и улаживания конфликтов.
Таким образом, основные признаки государства, которое бы осуществляло справедливое управление, сформировались еще в античности. Прежде всего, это наличие в нем не только силы принуждения, но и права. Тогда же появились описания различных типов правления и типологизация их как правильных и неправильных. На эту тему высказывались почти все классики античности – от Аристотеля до Цицерона. Кроме того, в эту эпоху у некоторых римских юристов появились идеи о праве, которое принадлежит человеку только по факту его рождения, и о равенстве, проистекающем из этой теории. Теоретики римского права развили множество интересных и оказавшихся впоследствии нужных концепций – как, например, о государстве-республике как «народном деле», осуществляющем правопорядок и общение между субъектами права в определенных рамках.
В эпоху Возрождения вновь стали модны теории об идеале правления. Так, Николо Макиавелли, анализируя историю различных политических образований, попытался вычленить основные признаки государства, которое было бы идеальным. Одной из таких черт он считал предоставление всем гражданам возможности распоряжаться имуществом и обеспечение их личной безопасности. Однако, признавая важные и нужные функции государства, многие мыслители той эпохи высказывались о нем весьма критически, как, в частности, Томас Мор, который заявлял, что на самом деле это сговор богатых против бедных. Поскольку он долгое время был королевским канцлером, то, очевидно, знал, о чем говорил.
Однако только с XVII века мыслители начали вплотную подходить к понятию о том, что такое правовое государство. Его основные признаки впервые были описаны как отвечающие законам разума и справедливости. Так, Гуго Гроций полагал таким неотъемлемым свойством данной формы правления общественный договор, при заключении которого и на народ, и на правителей налагаются определенные обязанности. Это обеспечило бы, по мнению знаменитого юриста и создателя международного права, одновременно свободу личности и общественное согласие. Дидро конкретизировал понятие такого договора и объявил его главным источником власти как таковой. Тем самым был сформулирован тезис о суверенитете народа, который в наше время записан в конституциях большинства стран. При таком правлении - был уверен просветитель – можно обеспечить не только права, но и счастье большинства людей.
Описанные Дидро основные признаки государства, призванного утвердить власть народа и права личности, поддерживали Спиноза и Кант. Причем Спиноза предлагал ограничить способность государства распоряжаться жизнью и собственностью подданных рамками законов, а Кант уточнил, что при подобной форме правления не только власть может принуждать граждан исполнять требования права, но и сами люди должны обладать возможностью заставлять правителей подчиняться законам и следить за этим процессом. Джон Локк и Томас Гоббс добавляли к этому еще принцип главенства права (когда все, в том числе и власть имущие, должны нести равную ответственность) и распределения власти между разными ветвями, которые могут взаимно сдерживать друг друга и противостоять тирании и деспотизму.