Сюрреализм был первым литературным и художественным движением, которое серьезно ассоциировалось с кинематографом. Находящийся под сильным влиянием фрейдистской психологии, он стремился показать работу подсознания в реальной жизни. Стал известен благодаря изображению реальности, похожей на сон, сопоставлению людей и предметов в неестественных формах и абстракции мест и вещей.
Кино и сюрреализм
Франция оказалась родиной сюрреалистического кино из-за удачного сочетания легкого доступа к кинооборудованию, финансирования и множества заинтересованных артистов и зрителей. Участники сюрреалистического движения были одними из первых, кто оценил магию кино.
Фильмы жанра «сюрреализм» часто содержали намеки на «другой мир», были привлекательны для начинающих режиссеров и постановщиков. Сюрреалисты видели в кинематографе алхимические инструменты, которые обеспечивали преобразование реальности.
Немного истории
Поскольку кино продолжало развиваться в 1920 годах, многие сюрреалисты осознали, что пленочная камера может запечатлеть реальный мир таким сказочным способом, каким не могли их руки и кисти. Наложение, переэкспонирование, быстрое, замедленное и обратное движение, остановка, блики объектива, настраиваемая резкость и причудливые трюки с камерой могут превратить исходное изображение в нечто новое, необычное.
Использование сюрреализма в кино дало возможность творческим людям сформировать границы между фантазией и реальностью, особенно в пространстве и времени. Как у мечты, которую они хотели воплотить в жизнь, у фильма не было границ или правил. Луис Бунюэль сказал: «Похоже, фильм - невольная имитация сна».
Жанр
Критики спорят о том, представляет ли сюрреализм в кино особый жанр. Распознавание кинематографического жанра предполагает способность цитировать множество произведений, имеющих общие тематические, формальные и стилистические черты. Относиться к сюрреализму как к жанру - значит, подразумевать, что есть повторение элементов и узнаваемая «общая формула».
Некоторые специалисты утверждают, что фильмы сюрреалистов не могут составлять отдельный жанр. Хотя есть множество кинокартин, являющиеся истинным выражением движения, однако есть и другие - они просто содержат сюрреалистичные фрагменты. Вместо «сюрреалистического фильма» более точным термином для таких работ может быть «сюрреализм в фильме». Отсюда и споры по поводу обособления жанра.
«Чистый» сюрреализм: лучшие фильмы
- «Вступление» ( Entr'acte) - 22-минутный немой французский фильм, по сценарию Рене Клера и Фрэнсиса Пикабиа, режиссер Рене Клер, вышел 4 декабря 1924 года.
- «Морская ракушка и священнослужитель» - 31-минутный немой фильм, сценарий Антонин Арто, режиссер Жерман Дюлак, февраль 1928 года.
- «Андалузская собака» ( Un Chien Andalou) - 21-минутный немой французский фильм, сценарий написан Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем, режиссер Бунюэль, 1929 год.
- «Морская звезда» - 27-минутный немый французский фильм, сценарист и режиссер Мэн Рэй, 1929 год.
- «Золотой век» - 60-минутный французский фильм со звуком, сценарий написан Дали и Бунюэлем, режиссер Бунюэль, 1930 год.
- «Кровь поэта» - 50-минутный французский фильм, режиссер и сценарист Жан Кокто , 1931 год.
Наследники жанра
После «золотого» периода двадцатых-тридцатых годов говорить о сюрреализме в кино в чистом значении этого термина не приходится. Фильмы, которые каталогизируются как таковые, неоднородны и гибридны. Среди их создателей можно найти корифеев жанра или их наследников, обращающих внимание на бессознательное, сон, психику: Луис Бунюэль, Федерико Феллини, Дэвид Линч, Шуджи Тераяма, Терри Гиллиам, Рауль Руис, Алехандро Йодоровски.
Целые жанры, такие как фэнтези, могут отчасти относится к сюрреалистическим. Влияние этого направления также присутствует в мультипликационном кинематографе восточных стран. Джозеф Корнелл снимал сюрреалистические фильмы в Соединенных Штатах в конце 1930 годов. Антонин Арто, Филипп Супо и Роберт Деснос писали сценарии для таких картин. Сальвадор Дали разработал сцену сна для фильма Альфреда Хичкока «Зачарованный» (1945).
Это был один из первых американских фильмов, в которых психоанализ стал основным элементом истории. Хичкок хотел запечатлеть яркость снов, как никогда раньше, и почувствовал, что именно Дали сможет помочь ему это сделать. В 1946 году Дали и Уолт Дисней начали работу над фильмом «Судьба». Проект был окончательно завершен в 2003 году.
«Голова ластик» Дэвида Линча
Работы американского режиссера Дэвида Линча, такие как «Алфавит» (1968), «Бабушка» (1970), «Ампутант» (1974), «Голова ластик» (1977), «Синий бархат» (1986), «Матрос и Лула» (1990), «Потерянное шоссе» (1997) и «Малхолланд Драйв» (2001), «Потемневшая комната» (2002), «Внутренняя империя» (2007) и другие считаются сюрреалистическими.
«Голова ластик» - фильм 1977 года, культовый представитель жанра, исследующий мужскую паранойю. Действующие лица, включая и Генри, главного героя фильма, сталкиваются со множеством ужасающих препятствий, встречаясь с кем-то противоположного пола и размножаясь. Американский сюрреалистический черно-белый фильм ужасов - первый полнометражный фильм Линча, снятый после нескольких коротких работ. В главных ролях: Джек Нэнс, Шарлотта Стюарт, Джинн Бейтс, Джудит Анна Робертс, Лорел Рядом и Джек Фиск.
Этот фильм является полной загадкой. Кажется, он появился прямо из подсознания. Такие фильмы обычно не вдохновляют подражателей, но этот шедевр изменил направление сюрреализма. «Голова ластик» отметил ту отправную точку, за которой простираются черно-юмористические кошмары Терри Гиллиама, странные психозы братьев Коэнов, китч Гая Мэддина, странные ритуалы Питера Гринуэя и других.
До этого фильма сюрреализм был игрой образов. После Линча и «Головы ластика» сюрреализм стал психологическим ответом на странный вопрос или на повседневную жизнь. Линч перевел фокус от сопоставления образов на эмоциональные отношения между людьми и их средой.
Шедевр Падди Чаефского
«Другие ипостаси» - фильм 1980 года, грандиозный, интеллектуальный и стилистический. Он апокалиптичен в образах, и по своей природе является крошечной вехой, отмечающей начало конца сюрреализма в мейнстримном кинематографе, конца культуры хиппи и наркотиков, психоделического влияния в фильмах и начало конца коммерческого успеха фильмов Кена Рассела.
Этот фильм - экранизация научно-фантастического одноименного романа драматурга и сценариста Падди Чаефского. Это был единственный роман, который когда-либо написал Чаефский, а также его последний фильм. И книга, и кинолента основаны на исследованиях состояний Джона С. Лилли, проведенных в изоляционных резервуарах под воздействием психоактивных препаратов, таких как кетамин и ЛСД. Режиссер фильма Кен Рассели снялся в роли Уильяма Херта.
В нем также снимались: Блэр Браун (в роли Эмили Джессап), Чарльз Хайд и Боб Балабан. Этот фильм стал дебютом в кино актрисы Дрю Бэрримор. Музыка написанная классическим композитором Джоном Корильяно, была номинирована на премию «Оскар».