Фальконе Этьен: биография, личная жизнь и известные работы

Французский скульптор Этьен Морис Фальконе в истории искусства занимает особое место. В первую очередь он известен как автор памятника Петру Первому в Санкт-Петербурге – монумента, равных которому нет в мировой скульптуре. Фальконе был не только выдающимся художником, но и писателем-теоретиком. Этот человек обладал многогранным ярким дарованием и являлся мастером огромного диапазона. Творчество Этьена Мориса Фальконе протекало в атмосфере предреволюционных настроений и споров о новых путях развития искусства. О жизненном пути скульптора и его главных работах расскажем в статье.

Биография

Этьен Морис Фальконе появился на свет в Париже 1.12.1716. Его семья происходила из французской провинции Савойя, мать была дочерью сапожника, а отец - подмастерьем столяра. Как и у других детей из третьего сословия, у Этьена было нищее детство, с ранних лет приходилось зарабатывать себе на хлеб. Ничего удивительного, что в восемнадцать лет он едва умел писать и читать. Да и этому научился самостоятельно. Родители считали, что мастеровому парню требуется не так уж много знаний: главное, чтобы владел ремеслом, был честен и не забывал ходить в церковь по воскресеньям.

Впервые обращаться со скульптурным материалом Фальконе научился в мастерской своего дяди, который был мраморщиком. Будущий скульптор уже тогда имел ловкие руки и хорошо рисовал. Неизвестно, как бы дальше сложилась биография Этьена Фальконе, если бы однажды он не набрался смелости показать свои рисунки Жану-Луи Лемуану – известному в то время придворному скульптору-портретисту. Юноша взял первое попавшееся изображение и отправился в ателье.

Под крылом Лемуана

Позже в своих мемуарах Фальконе описывал первую встречу с Жаном-Луи. Когда он постучал в дверь, на пороге появился невысокий старик в рабочем халате, весь в гипсе и глине. Этьен, не говоря ни слова, протянул ему свой рисунок. Старик несколько минут рассматривал изображение, а затем спросил, есть ли у парня другие работы и давно ли он этим занимается.

портрет фальконе

В тот же день Этьен Фальконе был принят в ателье Лемуана помощником. У него имелись чудовищные пробелы в образовании, но была огромная любознательность и прекрасная память. Эти качества наряду с привычкой к самостоятельным суждениям и философскому осмыслению всего происходящего посодействовали тому, что впоследствии Фальконе превратился в одного из наиболее оригинальных мастеров искусства.

Однако тогда до этого еще было далеко. Жан-Луи учил юношу по старинке, давал как можно больше упражнений. Неделями и месяцами Этьен Фальконе копировал старинные гравюры, срисовывал древнеримские орнаменты, штудировал натуры, имитировал античные бюсты, головы и торсы. Вместе с Лемуаном молодой скульптор участвовал в украшении Версальского парка, и там впервые увидел произведения Пьера Пюже, выдающегося французского ваятеля.

Жан-Луи Лемуан до самой своей смерти оставался близким другом и учителем Фальконе, а тот, в свою очередь, навсегда сохранил к наставнику чувства уважения и благодарности.

Парижская академия

Почти всю жизнь Этьен Морис провел в Париже, и этот город стал для него школой художественного мастерства. Главным образом дарование Фальконе развивалось на почве национальной культуры. В 1744 г. в возрасте двадцати восьми лет он решил поступить в Парижскую академию художеств и для этого выполнил свое первое гипсовое произведение «Милон Кротонский».

В этой скульптуре Этьен Морис Фальконе отразил театральность и динамику, свойственную пластике барокко, но в то же время показал классицистическую ясность формы. Члены Академии и общественность восприняли работу холодно, но тем не менее его приняли в учебное заведение.

Спустя десять лет за перевод «Милона Кротонского» в мрамор Фальконе получил звание академика, которое давало ему ряд определенных привилегий: право на получение ежегодной пенсии и королевских заказов, предоставление бесплатной мастерской в Лувре, присвоение звания дворянина.

скульптор этьен фальконе

Работа на Севрской мануфактуре

С 1753 г. и на протяжении десяти последующих лет Этьен Морис принимал участие в реконструкции и украшении церкви Святого Роха. Одновременно с этим в 1757 г. он начал работать на Севрской фарфоровой мануфактуре в должности директора модельерной мастерской. Там скульптор познакомился с французским живописцем, декоратором и гравером Франсуа Буше. Сначала Фальконе делал модели по его рисункам, а затем стал работать самостоятельно. Именно в этот период он сумел выявить особенные художественные свойства французского фарфора и впоследствии их блестяще использовал.

Покровительницей мануфактуры была маркиза де Помпадур и для нее скульптор создал множество статуэток из бисквита, изображающих мифологических персонажей. Эти работы Этьена Мориса Фальконе сразу вошли в моду и вызвали восторг публики.

«Грозящий Амур»

В 1757 г. маркиза де Помпадур поручила ваятелю исполнить статую бога любви Амура для украшения будуара в ее парижском особняке. Античный миф о Купидоне был особо популярен во французском искусстве восемнадцатого века.

Этьен Фальконе изобразил Амура жизнерадостным шаловливым ребенком, от облика которого веет непосредственностью и искренней радостью. Он непринужденно сидит на облаке и, улыбаясь и как бы предостерегая или грозя, готовится вытащить губительную стрелу из колчана, чтобы пустить ее в намеченную жертву. Хитрый взгляд, мягкий наклон головы, приложенный к губам пальчик и лукавая улыбка - все придает живость композиции.

Грозящий Амур

Прелесть пухлого детского тела и естественную ребячью грацию скульптор передал скромными, но весьма выразительными средствами. Фальконе обработал мрамор так совершенно, что вьющиеся мягкие волосы и шелковистая кожа Амура воспринимаются как будто иллюзорно. С таким же мастерством ваятель изобразил крылья с нежными перышками за спиной ребенка и изогнутые лепестки лежащей у его ног розы.

Кажущаяся легкость и простота, с которой Этьен Морис решил композиционную задачу, говорят о его высоком профессионализме. Силой своего таланта Фальконе сделал из холодного мрамора пластическую форму, наполненную жизненным дыханием.

«Купальщица»

Не меньшего внимания и восхищения в салоне 1757 г. была удостоена статуя «Купальщица», изображающая нимфу, погрузившую свои ноги в воду. Это произведение Этьена Фальконе выполнено очень изящно, без малейшего намека на вульгарность.

Текучи и плавны линии фигуры девушки с маленькой грудью и покатыми плечами. Она стоит, опираясь о высокий пень, и, слегка придерживая у бедра легкую ткань, пробует кончиками пальцев ноги воду. За счет небольшого наклона головы красиво подчеркивается гибкая линия шеи купальщицы, а ее лицо сохраняет детскую округлость. Так, казалось бы, обычные черты девушки под резцом мастера становятся поэтически выразительными.

«Зима»

Истинным шедевром Фальконе явилась статуя «Зима», которую он начал в середине 1750-х гг. по заказу мадам де Помпадур и завершил в 1771-м. Скульптура изображает сидящую девушку, олицетворяющую зиму. Ее плавно спадающее одеяние, как снежный покров, прикрывает цветы у ног. Облик барышни полон мечтательной тихой грусти, воплощения юности, чистоты и какого-то особого женского обаяния. Аллюзией зимы выступают знаки зодиака, которые изображены по сторонам постамента, а также расколовшаяся от замерзшей воды чаша у ног девушки.

В статуе «Зима» Этьен Фальконе гениально сочетал черты стиля рококо, господствовавшего в то время, и свои реалистические устремления. Облик девушки передан выразительно и свободно, есть в нем и жизненность, и непосредственность. Благодаря богатой игре тени и света, а также уверенной и мягкой моделировке мрамора достигается иллюзия живой поверхности тела.

Впоследствии скульптор в своих работах еще не раз возвращался к образам обнаженных женщин и создал множество вариаций изображения женского тела, которые покоряли тонким восприятием природы и поэтичностью.

скульптура зима

Тенденции классицизма

В начале 1760-х гг. в творчестве Фальконе стал прослеживаться классицизм. Ваятель разрывался между запросами двора выполнять эстетические и элегантные работы и собственным желанием создавать нравоучительные серьезные скульптуры. Сначала черты классицизма были замечены в статуе «Нежная грусть». Они же были характерны для «Пигмалиона и Галатеи» - произведения, которое в салоне 1763 г. вызвало триумф.

В 1764 г. умерла маркиза де Помпадур, и Фальконе потерял своего основного заказчика и покровителя. В 1765-м Этьену исполнилось 49 лет, а он так и не был удовлетворен своим творчеством. Всю жизнь скульптор мечтал создать монументальное произведение, и вскоре ему это удалось.

«Медный всадник»

Этьен Морис Фальконе воплотил свою мечту не где-нибудь, а в России. По совету философа Дени Дидро, с которым ваятель подружился еще в 1750 г., императрица Екатерина Вторая предложила ему выполнить конный памятник Петру Первому в Петербурге. Первоначальный восковый эскиз скульптор сделал еще в Париже: герой на коне перескакивает через скалу, что символизирует преодоленные препятствия.

Фальконе хотел создать глубокую по замыслу композицию: не только памятник властителю, но и монумент всей Петровской эпохе; не только статую полководцу, но и образ человека, неразрывно связавшего судьбу с историей своего народа.

Работа над памятником Петру I

В октябре 1766 г. скульптор прибыл в Россию и приступил к работе над гипсовой моделью статуи. Вместе с Фальконе приехали его восемнадцатилетняя ученица Мари Анн Колло и резчик Фонтен. Ваятель думал, что покидает Францию на восемь лет – именно такой срок предусматривался договором с Екатериной для выполнения, отливки и установки «Медного всадника». Этьен Фальконе не сомневался, что уложится в срок. Однако обстоятельства сложились иначе.

этьен фальконе

Сначала все шло хорошо. Императрица утвердила и проект памятника, и лаконичную надпись на нем, сочиненную скульптором: «Петру Первому воздвигла Екатерина Вторая». Правда, правительница убрала слово «воздвигла» из надписи, сделав ее еще более простой.

Полтора года мастер самоотверженно трудился над моделью, уточняя детали композиции и скрупулезно рассчитывая соразмерность частей. Посадка, жесты, лицо всадника – все исполнялось с максимальной выразительностью. Фальконе жил лишь этой работой и вложил в нее все свои умения и весь жар своей души. Наконец наступил майский день 1770 г., когда гипсовая модель скульптуры была выставлена на всеобщее обозрение.

Отливка статуи Петра

Президент Академии художеств генерал-поручик Бецкой раскритиковал работу Этьена Фальконе и буквально извел ваятеля своими замечаниями. Причиной вражды послужило то, что Фальконе еще изначально отказался исполнить детально разработанный Бецким проект памятника.

В поисках поддержки мастер обратился к Екатерине, но она все меньше интересовалась ходом работ и все реже реагировала на его жалобы. Время шло, а к отливке статуи так и не приступали. К лету 1774 г. выяснилось, что Бенуа Эрсман, приглашенный в качестве литейщика, не способен справиться с поставленной Этьеном задачей, после чего он сам решил взяться отливать памятник. В возрасте 58 лет Фальконе сел за учебники и принялся штудировать описание работ по отливке конных статуй.

Затем вместе с помощником Емельяном Хайловым ваятель часами не выходил из мастерской. Первая отливка вышла не совсем удачной: в процессе работы пламя было слишком сильным и испепелило верх формы. Голова всадника пострадала, скульптор трижды ее переделывал, но никак не мог создать образ, соответствующий задуманному. Спасла ситуацию Мари Анн Колло: ученица блестяще выполнила то, что по каким-то причинам не получалось у ее учителя.

И вот настал день, когда работа была закончена. «Медного всадника» Этьена Мориса Фальконе, как впоследствии назовет скульптуру Пушкин, оставалось лишь укрепить на постаменте, который давно был подготовлен на Сенатской площади.

открытие памятника петру первому

Возвращение во Францию

Великий мастер не дождался установки статуи. Екатерина охладела к Фальконе, отношения с Бецким были испорчены, и далее оставаться в Петербурге он не мог. Этьен собрал чертежи и книги и после двенадцати лет нахождения в России вернулся на Родину. Отныне он больше не создавал скульптур, а всецело посвятил себя написанию трактатов по искусству.

Памятник Петру I был официально открыт на Сенатской площади 7.08.1782. Статуя царя, усмиряющего коня, на постаменте из цельного камня в виде волны выразительным силуэтом вырисовалась на фоне Петербурга и пришлась по душе людям. Впоследствии «Медный всадник» стал частицей города и одним из наиболее почитаемых его шедевров.

Фальконе на открытие не пригласили, правда, потом императрица отправила ему две медали, отчеканенные в честь такого события. Получив их, скульптор расплакался: он уже тогда понимал, что выполнил дело всей своей жизни.

Через полгода, в мае 1783-го, у Этьена Мориса Фальконе случился апоплексический удар, который привел к параличу. В последующие десять лет ваятель был прикован к постели. Уход за ним осуществляла Мари Анн Колло, которая к тому времени вышла замуж за сына скульптора Пьера Этьена Фальконе. 24.01.1791 в Париже оборвалась жизнь великого мастера.

медный всадник

У Фальконе была удивительная судьба. Приехал в Россию, создал гениальный памятник, уехал и умер. Сейчас во Франции он почти забыт. Зато в нашей стране этого скульптора будут помнить всегда, ведь его руками сотворен символ Российского государства. Всадник на коне. Человек, обуздавший стихию.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.