Отравляющие вещества кожно-нарывного действия – это в первую очередь обычный, перегнанный, азотистый типы иприта. К той же категории относится люизит. Сокращенно такие вещества обозначают аббревиатурой ОВ. Впервые в истории их начали использовать в Первую мировую. Наименование не показывает полную картину отравления. Сегодня принято именовать эффект контакта с такими соединениями кожно-резорбтивным. Нарывное действие – это особенность, присущая исключительно иприту.
Иприт
Это отравляющее вещество кожно-нарывного действия изучено больше и лучше, чем все остальные. Это обусловлено широтой использования отравляющего соединения в период Первой мировой. Ипритом активно пользовались и во время второго крупнейшего конфликта прошлого столетия. Этот газ применялся во время боевых действий итало-абиссинских сражений в 1936-м. В 1943-м японские войска воспользовались ипритом для борьбы с китайцами. Известно, что в середине 80-х прошлого века этот же газ был одним из средств борьбы в ирано-иракских боевых действиях.
Сернистый иприт
В науке это вещество известно как дихлордиэтилсульфид. В среде военных его знали под названием «горчичный газ». Такое отравляющее вещество кожно-нарывного действия или не имеет цвета, или окрашено в темный бурый. Второй вариант окраски присущ техническому продукту. Это маслянистая жидкость, которая с трудом растворяется в простой воде, подвержена щелочному разрушению, расщепляется под влиянием веществ, содержащих хлор. Контакт с таким веществом провоцирует многочисленные и различные по характеру поражения. В равной степени опасны и пары соединения, и капельная форма жидкости.
В случае вдыхания паров приводящая к летальному исходу порция составляет 1,5 мг/(мин*л). Влияние вещества на кожные покровы (концентрация порядка 0,002 единицы, трехчасовой временной промежуток) провоцирует эритему. Если концентрация повысится до 0,15 единицы, появятся пузырящиеся зоны. Зрительные органы раздражаются при содержании в пределах 0,005 единицы. Капельная жидкая форма провоцирует красноту кожных покровов, если на квадратный сантиметр площади попадает 0,01 мг вещества. При вдесятеро большей дозе появляется язва. Резорбтивный эффект выявляется, если на кожные покровы попадает 60–70 мг на каждый кило веса.
Влияние на человека: особенности
Хотя отравляющие вещества кожно-нарывного действия в военной практике использовались сравнительно долго и обширно, пока не удалось полностью изучить особенности токсического эффекта, механизмы его проявления. Это обусловлено повышенной сложностью влияния соединения на человека. Точно установлена принадлежность иприта к числу ядовитых веществ, способных универсально повредить все органы, части тела, внутренние системы. Точка прямого взаимодействия становится областью локализации деструктивных воспалительных очагов большой глубины. В отдаленных зонах патологические трансформации объясняются резорбтивным эффектом яда.
Эксперименты позволили установить способность ОВ провоцировать патологические эффекты цельными молекулами и продуктами трансформации, появляющимися в ходе влияния на органическое тело. Имеющие отравляющие качества продукты реакции – это ониевые метаболиты. Центр патогенеза, как считают ученые – способность яда алкилироватъ пурины, то есть элементы РНК, ДНК. Эти кислоты отвечают за накопление, наследование генетических данных. Они незаменимы для обменных процессов, отвечают за программирование генерирования белков клетками.
Биология и химия
Чтобы понять, каковы особенности действия иприта как отравляющего вещества нарывного действия, следует обратиться к биологии, знающей об особенностях ДНК. Эта молекула сформирована пирамидиновыми компонентами, пуринами. Цепочка зависит от белковых аминокислот. Всякий триплет – это своеобразный код, шифрующий одну кислоту. Ген – суммарный объем оснований, фиксирующий расположение друг за другом кислот в белковых элементах. Человеческие ДНК включают до 100 тысяч генов, накапливают данные о таком количестве цепочек. Геном сформирован ориентировочно 3*109 комплексами оснований. Все это хранится 23 хромосомами, имеющими двойную ДНК. Генерирование белка – один из ключевых моментов работы генома. Предварительно нужно считать информацию. За счет РНК-полимеразы в ядерных клетках генерируются матричные РНК. Такой процесс в биологии назвали транскрипцией.
Сернистый иприт, который относится к отравляющим веществам кожно-нарывного действия, алкалирует нуклеиновые молекулы из-за своей близости гуанину. Такое ОВ потенциально может нарушить белковый синтез на любом этапе цепочки, но более всего страдает фаза транскрипции. Гуанин связывается, пара из него и цитозина выпадает из процесса, кислоты деполимеризуются, концентрация их в тканях становится меньше. Понижается способность тканей к пролиферации, угнетаются кроветворная функция, иммуногенез, поскольку медленнее вырабатываются антитела. Нарушается клеточная хромосомная функциональность. Перечисленные процессы сходны протекающим под влиянием ионизирующего излучения. По этой причине эффект ОВ стали именовать радиомиметическим.
Химические тонкости
Как понятно из сказанного выше, к отравляющим веществам кожно-нарывного действия относится сернистый иприт. Это вещество опасно не только само по себе, но и за счет продуктов метаболизма. Появляющиеся в ходе реакций соединения могут алкилировать нуклеиновые молекулы. Ониевые вещества проникают в клетки, а это приводит к появлению перекисей. Начинается перекисное жировое окисление, внутри клетки наблюдается процесс, названный оксидантным взрывом. Его следствием становятся нарушения функциональности кислот, белков.
Выявлена способность иприта (отравляющего вещества кожного действия) влиять на ферментные молекулы. ОВ угнетает гексокиназу, а это негативно сказывается на фосфорилировании. Блокируется диаминоксидаза, способная исключать действие гистамина. Понижается действенность холинэстеразы. Несколько менее угнетены липаза, прочие ферментные вещества.
Клинические особенности
В характеристиках отравляющих веществ кожно-нарывного действия всегда особенное внимание уделяется нюансам клиники. Рассматриваемый яд – это такое ОВ, которому присущ очень многообразный эффект воздействия на организм. От влияния вещества страдают офтальмологические системы, кожные покровы, дыхательный тракт, пищеварительные органы. Наблюдается общее отравление организма. Использование ОВ в боевых условиях чаще приводит к поражению глаз. С немногим меньшей частотой фиксируются повреждения дыхательных органов. Пострадавшие с очагами на коже – это третья по численности группа. Есть несколько специфических закономерностей, свойственных поражению этим ОВ. Это позволяет идентифицировать применение иприта от использования прочих опасных для человека ядов.
Ключевая специфическая особенность названа немым контактом. Она означает, что субъективно персона никак не ощущает момент поражения. Из-за этого усложнена своевременная диагностика. Кроме того, первое время протекает скрытый период. Длительность зависит от количества использованного ОВ, агрегатного состояния, локализации повреждения, присущей субъекту восприимчивости. Чем доза выше, тем длительность латентного этапа меньше. Чем короче скрытый шаг, тем тяжелее поражения. Кратковременный латентный этап свойственен каплям, туману из иприта, для парообразного он несколько продолжительнее.
Нюансы поражения ипритом
Как можно узнать из характеристики отравляющего вещества кожно-нарывного действия, разным частям человеческого тела свойственна разная степень восприимчивости ОВ. Установленный в ходе наблюдений максимум присущ конъюнктивальной глазной оболочке. Кожные покровы заметно менее чувствительны к яду. По этой причине после влияния пара для глаз длительность латентного этапа минимальна, насчитывает около пяти часов, а для кожи варьируется – от двенадцати часов до непредсказуемо более продолжительного срока, но не более суток.
Исходя из вышесказанного, ясно, почему в случае поражения важно предельно срочно обратиться к доктору, а также видно, по какой причине это происходит нечасто. Обычно люди понимают, что нуждаются в медицинской помощи, когда латентная фаза завершается, появляются симптомы, указывающие на тяжелое состояние.
Среди признаков поражения отравляющим веществом кожно-нарывного действия – склонность к проникновению инфекционного агента. Это обусловлено ухудшением способности организма защищаться естественным путем, так как ОВ угнетает иммунную систему. По этой причине длительность лечения обратившегося не вовремя человека непредсказуемо увеличивается, а прогноз в целом достаточно плохой. Он особенно негативен, если пострадали зрительные, дыхательные органы. Репаративные процессы протекают очень вяло. Это свойственно всем случаям поражения. Пострадавшие участки, как показывает практика, заживают очень медленно.
Особенности развития
Если были выявлены признаки поражения отравляющими веществами кожно-нарывного действия, установлено воздействие рассматриваемого яда, персона обратилась в медицинский пункт и получила адекватное лечение, необходимо осознавать, что последствия случая распространяются на всю жизнь. С этого момента человек повышенно чувствителен к иприту. Возможно обострение процессов, протекающих в пораженных зонах, под влиянием внешних факторов, не имеющих какой-то специфической природы. В частности, возможно ухудшение из-за светового облучения, повышенной температуры или запыленности воздуха.
Известно несколько форм поражения. Среди всех есть наиболее типичные. Иприт – отравляющее вещество кожно-нарывного действия, которое очень часто приводит к сочетанному поражению, когда одновременно страдают зрительные, дыхательные системы, кожные покровы. Такое свойственно, если ОВ было в форме пара. Среди типовых клинических картин также выделяют изолированное поражение офтальмологической системы или только кожи.
Для каждой конкретной формы определяют уровень повреждения – легкий, умеренный, тяжелый. Последний характеризуется локальными, системными эффектами из-за резорбции яда.
Парообразный яд
В такой форме иприт (боевое отравляющее вещество кожно-нарывного действия) провоцирует комбинированные повреждения. Страдают глаза, дыхательная система, кожные покровы. Степень тяжести зависит от концентрированности пара и длительности нахождения в отравленной зоне. Человек, оказавшись в таком месте, не ощущает боли, не наблюдает кожных или иных раздражений, а обоняние вскоре притупляется. Пока не завершится латентный этап, никаких жалоб со стороны пострадавшего нет. Первые признаки заметны в работе глаз. Свет вызывает страх, активно выделяются слезы. Кажется, будто бы насыпали в глаза песок.
В некоторой степени глаз – биологический индикатор отравления. Осмотр показывает покраснение, отек конъюнктивы, выраженный достаточно слабо. Постепенно проявления ухудшаются, человек перестает быть боеспособным. Спустя 6–12 часов после отравления наблюдаются симптомы со стороны дыхательной системы – в носу царапает, саднит, слизистые сухие, в горле першит. Ощущается сильный насморк, больной кашляет, заметна афония. Осмотр показывает покраснение носовых оболочек, зева, отек дужек неба, покраснение и отек голосовых связок. Симптоматика постепенно утяжеляется.
Спустя 12 и более часов обусловленная влиянием отравляющего вещества кожно-нарывного действия клиника дополняется кожными поражениями. Появляется специфическая эритема. Самые чувствительные кожные зоны – те, где толщина рогового покрытия минимальна, есть много желез, а также места плотного прилегания, трения текстиля. Характерная локализация – уже достаточно яркая особенность, позволяющая правильно диагностировать отравление. Эритема не очень выражена, не отзывается болью, но кожа чешется, ощущения усиливаются, если нагреть участок. Зуд особенно беспокоит ночью.
Системный эффект
Если спросить знатока, какие отравляющие вещества обладают кожно-нарывным действием, наверняка он первым припомнит иприт. Известно, что это вещество может оказывать системный отравляющий эффект. Такое обусловлено резорбцией. Пострадавший жалуется, что у него болит голова, состояние в целом угнетено. Отравленного тошнит, рвет, температура повышается до субфебрильного уровня.
Нюансы и сила
Если повреждение легкое, симптоматика прогрессирует сравнительно медленно; глазные поражения, дерматит, ринофаринголарингит интенсивны ко вторым суткам. В среднем к 11-м суткам (с возможным отклонением на день в большую и меньшую сторону) симптоматика исчерпывается. Особенно характерны изменения состояния кожи. На третий день края эритемы – это застойное покраснение, расширяющееся в центр. К пятому дню наблюдается пигментация от края в центр, затем кожные зоны шелушатся.
При средней тяжести случая симптомы появляются раньше, развиваются быстрее. К началу второго дня наиболее выражены проявления отравления дыхательной системы, одновременно заметна комплексная интоксикация. Кашель достаточно сильный, за грудиной болит, выделяется мокрота с гноем, жар достигает 38 градусов, больной дышит жестко, сухо хрипит. Это состояние назвали трахеобронхитом на фоне отправления ипритом. Протекает долго, псевдомембранозно. Слизистая дыхательных систем инфильтрована лейкоцитами, фибрином, омертвела и поэтому отторгается. Процессы приводят к осложнениям. Чаще всего наблюдаются легочное воспаление или ателектазы. Некроз может провоцировать нагноение в легких. Меньше степень риска острого удушения из-за бронхиальной обтурации отслоившимися тканями.
Даже если осложнений нет, трахеобронхит длится порядка месяца. Последствием отравления будет ХОБЛ. Параллельно человек страдает кожными, глазными проявлениями воздействия ОВ – конъюнктивитом, дерматитом. Они обычно благополучно себя исчерпывают к десятому дню.
Тяжелый случай
В рамках курсов ОБЖ и обучения военных нередко попадаются билеты с вопросом типа «Назовите отравляющие вещества кожно-нарывного действия и опишите картину повреждений». Возможны тяжелые поражения из-за ОВ. В таком варианте латентный этап короткий. Сначала человек ощущает, словно в глаза насыпали песок, у него активно текут слезы, глаза болят, конъюнктива сильно и внезапно отекает. Персона боится света, случается блефароспазм. Ко второму дню видны отечность, покраснение глазных тканей, роговая оболочка мутнеет диффузно. Это указывает на кератоконъюнктивит. Уже к концу первого дня заметно поражение дыхательной системы. Мучает сильный кашель, звуки голоса слабеют, беспокоит насморк. Видны кожные очаги.
У людей и животных поражение отравляющим веществом кожно-нарывного действия в тяжелой форме приводит к скорому вторичному инфицированию. Глазные, ушные выделения – с включениями гноя, серозные. К началу третьих суток состояние становится хуже, выражена одышка, на коже – цианоз, кашель сильный, сопровождается отделяемой серозной мокротой, имеющей включения гноя. Нарушаются ритмичность и частота биения сердца. Сознание путается, человек замедлен. Прослушивание дыхательной системы показывает короткое перкуторное звучание. Больной дышит жестко, хрипы многочисленны. Жар достигает 39 градусов. Исследование крови показывает лейкоцитоз, анэозинофилию, лимфопению.
Развитие состояния
К третьему дню стойкое отравляющее вещество кожно-нарывного действия провоцирует пневмонию характерного типа. От ее течения зависит тяжесть состояния. Повреждения нисходят медленно. За первые сутки воспалительные очаги охватывают верхние зоны, на второй день – средние бронхи, к третьему дню – глубокие зоны дыхательной системы.
Параллельно наблюдаются специфические резорбтивные эффекты. Пострадавший заторможен, его сознание путается, человеку свойственны адинамия, пульсовая лабильность. Максимум смертей приходится на 7–10 дни после отравления. Причиной становится или слабость сердца, или бронхопневмония.
Можно ли уберечься?
Как выше было указано, наиболее активно ОВ использовались в военных конфликтах прошлого века. В те времена защиты от отравляющих веществ кожно-нарывного действия фактически не существовало. Сегодня принято говорить о двух типах: индивидуальной, коллективной. Первое предполагает ношение противогаза, использование специализированной одежды, созданной для этих целей. Коллективную защиту дают убежища, построенные в расчете на бомбардировки, если таковые могут обеспечить все необходимое для длительного пребывания.
Применение ОВ приводит к появлению зоны поражения. Кроме людей страдают земли, здания. Жители пораженной местности получают большой ущерб, при этом инфраструктура не страдает. Перед продолжением эксплуатации необходимо все обеззаразить.
Можно или нет?
Несколько раз за время существования нашей цивилизации на международном уровне определяли ограничения на использование ОВ. В 1898 в Гааге в рамках конференции приняли статью, которой наложили запрет на применение боеприпасов, предназначенных для отравления людей.
В 1925 в Женеве заключили новый договор, призванный определять военные правила, включая те, что касаются возможности прибегать к химическому оружию. Из новой договоренности следовала невозможность пользоваться ядовитыми газами и провоцирующими удушение. Тогда же запретили использование бактерий, способных отравлять человека. В 1993 приняли окончательный запрет, который и сегодня исполняется, причем этот факт повсеместно контролируется. В реальности он вступил в силу лишь в 1997 г.