Пересмотр основных принципов и приоритетных задач образования сегодня идет полным ходом. Требования новых стандартов и тенденции общественного развития делают необходимыми поиск и применение таких методик, которые позволят ребенку развивать как интеллектуальные, так и личностные способности. Однако современному учителю не всегда просто бывает выбрать действительно эффективные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Классификация методов обучения
Познавательный процесс должен быть максимально связан с активностью учащегося, его стремлением к новым знаниям и готовностью применять их на практике. На этой основе была разработана классификация методов обучения, которые сочетают активные действия ученика при усвоении информации, различные способы стимулирования интереса и контроля над процессом познания. Результат возможен при гармоничном сочетании методов организации учебно-познавательной деятельности. Выделяют три группы методов:
- Мотивация и стимулирования.
- Осуществление и реализация познавательной деятельности.
- Приемы контроля эффективности учебной и познавательной работы и самоконтроля.
Однозначно ответить на вопрос о том, как называется метод организации учебно-познавательной деятельности, довольно сложно. Ведь каждая из перечисленных групп в свою очередь включает целый ряд компонентов. Так, организация и процесс познавательной и учебной работы учащегося - это последовательность восприятия, осмысления, запоминания, передачи информации, а также ее практическое применение.
Понятие учебно-познавательной деятельности, порядок ее осуществления
В отечественной педагогике разработчиками психологической теории познавательной и учебной практики были В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин и другие известные исследователи. Каждый из них в своих трудах старался подробно ответить на вопрос, как называется метод организации учебно-познавательной деятельности и какие компоненты он в себя включает. До сих пор существует несколько трактовок данного понятия. Иногда его рассматривают как синоним процесса обучения как такового, в других ситуациях – как форму социальной активности, включающую познавательные и предметные действия.
Обучение – процесс познания окружающей действительности, управляемый педагогом. Именно позиция учителя обеспечивает усвоение новых знаний и навыков, развитие творческих способностей. Познавательная деятельность представляет собой сочетание теоретического мышления, практической деятельности и чувственного восприятия. Она осуществляется и в социально-бытовой жизни, и в рамках учебного процесса (решение исследовательских задач, экспериментирование и т. д.).
Обучение – не просто «передача» знаний. Это всегда двухсторонний процесс общения и взаимодействия, в который включены педагог и учащийся. И активность ребенка имеет при этом огромное значение. Компоненты учебной активности: стремление к самостоятельной практике, готовность сознательно выполнять задания, систематичность познавательного процесса, желание повысить свой уровень и приобрести новые знания.
Именно поэтому одна из важнейших задач педагогической деятельности – повышения такого рода активности учеников. В значительной мере этому способствуют разнообразие и гармоничность выбираемых методик, приемов и заданий, применяемых в учебном процессе.
Учебно-познавательные мотивы и действия
Эффективность применения метода организации учебно-познавательной деятельности обучающихся напрямую связана с уровнем и направленностью их мотивации.
Деятельности без мотива не бывает. Цель обучения, поставленная перед учащимся, должна быть трансформирована в мотивы учебной работы. Происходит это на основе ряда внутренних побуждений ребенка. Цель - это то, на что направлена деятельность. Мотив – то, ради чего эта деятельность в принципе осуществляется. Наличие сильного мотива активизирует познавательные и эмоциональные возможности. Роли и содержанию мотивов учебной деятельности свойственно меняться в зависимости от возраста обучающихся. Выделяют следующие группы мотивов:
- социальные (связаны с отношением ученика к окружающей его действительности);
- познавательные (отражают интерес к содержанию предмета, процессу познания как таковому).
Именно вторую категорию психологи считают наиболее действенной, если речь идет об обучении и познании.
Помимо мотивации, заметную роль в организации и осуществлении методов учебно-познавательной деятельности играет степень сформированности познавательных действий ученика. Состав таких действий довольно обширен:
- осознание значимости изучаемого вопроса, недостаточности имеющихся знаний для объяснения новых фактов;
- анализ и сопоставление изучаемых явлений и процессов;
- выдвижение гипотез;
- сбор материалов и их обобщение;
- формулировка выводов;
- использование полученных знаний в новых ситуациях.
Вербальные методы
Одной из значимых категорий среди методов организации учебно-познавательной деятельности остаются технологии вербального взаимодействия педагога и обучающихся. Наиболее распространенные формы: объяснение, беседа, рассказ, лекция.
Рассказ – методика повествовательного изложения изучаемого материала педагогом. Такое изложение обычно носит описательный характер. Метод широко используется на всех этапах обучения. Выделяют:
- Рассказ-вступление. Применяется для «включения» учащихся в обсуждение темы. Отличается краткостью, эмоциональностью изложения.
- Рассказ-изложение. Содержание темы раскрывается в четкой последовательности, по определенному плану, с выделением главного, приведением примеров.
- Рассказ-заключение. Его функция – резюмировать основные тезисы, обобщить сказанное.
В данном случае характеристики метода организации учебно-познавательной деятельности могут быть следующими:
- личностное вовлечение участников;
- тщательный подбор примеров, удержание внимания и поддержка соответствующего эмоционального настроя слушателей, резюмирование.
Часто рассказ сочетается с объяснением. Это изложение закономерностей, понятий, свойств процессов. Включает анализ, пояснение, доказательство, истолкование презентуемого материала. Эффективность метода зависит от четкости постановки задачи, определения сути проблемы, аргументации, раскрытия причинно-следственных связей, формулировок.
Лекция – продолжительное изложение объемного теоретического материала в сочетании со средствами активизации познавательной деятельности учащихся (составление опорных конспектов, схем и прочее). Чаще используется в старшей школе и вузах. Выделяют три основных типа:
- Лекция-беседа. Возможна, когда слушатели владеют определенной информацией по теме. Может чередоваться с проблемными вопросами и обсуждением.
- Традиционная лекция. Информация передается преподавателем в готовом виде для запоминания.
- Проблемная лекция. Изложение определенной практической или научной проблемы (история возникновения, направления и перспективы решения, прогнозы).
Интерактивный словесный метод – беседа. Педагог с помощью специально составленной последовательности вопросов настраивает учеников на изучение темы, побуждает к рассуждению, обобщению и систематизации сведений. Может быть индивидуальной, фронтальной или групповой. Также различают вводную (вступительную), сообщающую, закрепляющую и контрольно-коррекционную беседы.
Практические, наглядные, индуктивные и дедуктивные методы
Являются обязательным компонентом комплекса методов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
К категории наглядных методов относятся демонстрация и иллюстрация. Демонстрация связана с показом видеоматериалов, опытов, приборов, технических установок. Иллюстрация предполагает презентацию учащимся различных визуальных пособий (карты, плакаты, зарисовки и т. д.).
Практические методы – это лабораторные опыты, письменные упражнения, учебные практикумы, выполнение кейсов и заданий. Предусматривают использование приемов планирования, постановки задач, управления процессом выполнения, регулирования и контроля действий, анализа результатов. Применяются в комплексе с наглядными и словесными методами обучения.
Следующая категория методов непосредственно связана с основными процессами мышления. Речь идет о дедукции, индукции, анализе, синтезе, аналогии и т. д.
Индуктивный метод изучения (от частного к общему) эффективен, когда материал в большей степени носит фактический характер, опирается на конкретные данные. Ограниченность применения связана с довольно большими временными затратами при изучении нового материала.
Дедуктивный метод (от общего к частному) в большей степени способствует развитию абстрактного мышления. Его чаще используют при изучении теоретического материала, когда необходимо решить задачу на основе выявления конкретных следствий из общих положений.
Проблемно-поисковые методы и самостоятельная работа
Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся предусматривают создание условий для осмысления информации и ее логического усвоения. Именно поэтому выделяют приемы репродуктивной, проблемно-поисковой и самостоятельной деятельности учащихся.
Репродуктивные методы предполагают активное восприятие и усвоение сведений, сообщаемых учителем или другим источником учебной информации. Чаще применяются, когда материал изучается впервые, довольно сложен, носит информативный характер или содержит описание практических действий. Используются только в комплексе с прочими приемами учебной и познавательной практики, так как не способствуют формированию навыков исследовательской деятельности.
В большей степени к логическим методам организации учебно-познавательной деятельности относятся проблемно-поисковые технологии. В ходе применения педагог создает проблемную ситуацию (с помощью вопросов, нестандартных задач), организует коллективное обсуждение вариантов выхода из нее, формулирует проблемное задание. Учащиеся при этом самостоятельно размышляют, актуализируют имеющиеся знания, выявляют причины и следствия, стараются найти объяснение. Более творческий метод, однако имеет ряд ограничений в использовании. Требует больше времени при изучении учебного материала, малоэффективен при изучении совершенно новой темы и формировании практических навыков (лучше использовать непосредственный показ и работы по аналогии).
Самостоятельная работа выполняется учащимся как по собственной инициативе, так и по заданию педагога при опосредованном управлении процессом. Это может быть работа с учебной литературой или лабораторной установкой. При этом учащийся приобретает навыки планирования собственных действий, выбора методов работы, контроля.
Формирование учебно-познавательной деятельности
Говоря кратко о методах организации учебно-познавательной деятельности, необходимо ознакомиться с ее основными характеристиками. К числу таких характеристик исследователи относят:
- осознанность (насколько учащийся понимает мотив и цель деятельности, ее результаты);
- полноту (уровень владения учеником рядом действий, составляющих данный вид учебно-познавательной деятельности);
- автоматизм (способность интуитивно выбирать и выполнять учебные действия, необходимые в данной ситуации);
- быстроту (скорость выполнения заданий);
- универсальность (способность использовать конкретное умение в разных видах деятельности).
Комплекс данных характеристик позволяет определить уровень овладения учащимися методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Выделяют три основных уровня:
- репродуктивный (деятельность по образцу);
- эвристический (по самостоятельно выбранному варианту из предложенных);
- творческий (самостоятельно планирование и осуществление).
В процессе познавательно-учебной деятельности у детей на основе выполнения частных действий формируются обобщенные умения и навыки. Этот процесс включает несколько стадий:
- Формирование частных умений.
- Знакомство с научными основами деятельности и ее структурой.
- Формирование умения самостоятельно определять подходящую последовательность действий.
- Развитие навыков анализа проведенной работы.
Возрастные особенности формирования познавательно-учебных навыков
В учебной и познавательной практике участвуют обучающиеся всех возрастов. Однако каждый возрастной этап имеет свои особенности. Первая возрастная категория – старший дошкольный возраст и начальные классы. В это время учебно-познавательная деятельность является ведущей, формируются ее основные компоненты и мотивы. Именно в это время дети знакомятся с элементарными теоретическими знаниями и понятиями, учатся вести диалог, ориентироваться на выполнение учебных задач. Также формируются первоначальные навыки осуществления контроля учебно-познавательной деятельности.
На уровне основной школы познавательно-учебная практика перестает быть ведущим видом деятельности, но заметно усложняется. Ребята знакомятся с системными теоретическими и абстрактными понятиями. Происходит переход от коллективного решения учебных задач к индивидуальному. При этом отрабатываются и совершенствуются учебные и познавательные умения, в том числе готовность к самооценке и самоконтролю.
В старших классах и в студенческие годы учебно-познавательная деятельность с профессиональным уклоном выходит на первый план, приобретая исследовательский характер. Накопленные ранее знания активно используются при решении самостоятельно поставленных практических и исследовательских задач.
Учебно-познавательная деятельность студентов
Если речь идет об обучении в вузе, то специалисты определяют данный вид деятельности как целенаправленное, самостоятельно организованное решение учебных задач, формирующее систему познавательных и ценностных представлений. Среди методов организации учебно-познавательной деятельности студентов предпочтение отдается продуктивным и творческим, тогда как репродуктивные имеют на этом возрастном этапе второстепенное значение. При этом формируется индивидуальный стиль познавательной деятельности.
Студенты выполняют задания и планируют свою работу без непосредственного инструктажа педагога (он выполняет организаторские функции), проявляя познавательную активность. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности в этом возрасте позволяют пройти их основные уровни (от выполнения задания по образцу до исследовательской практики). При этом уровень сформированных в результате знаний и навыков напрямую зависит от индивидуальной познавательной активности учащегося.
Методы организации учебно-познавательной деятельности дошкольников
Ребенок познает окружающий мир, начиная со знакомства не с теорией, а с практикой. И эту особенность восприятия должен учитывать педагог при организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Огромное значение при этом имеет познавательный интерес ребенка, его способности и готовность усваивать новую информацию или приобретать какой-либо навык. Появлению такого интереса в немалой степени способствует соответствующая развивающая предметная среда в детском саду с выделением тематических зон.
Также среди условий успешного формирования навыков учебной деятельности детей выделяют:
- многообразие видов деятельности (экспериментирование, игра, моделирование) и их чередование;
- использование различных видов мотивации (познавательная, игровая, социальной) и оценки;
- использование различных средств и форм обучения.