В последние годы огромное количество автомобилистов стало интересоваться темой отрицательного развала колес на задней оси. В интернете ходят сотни слухов, что таким образом можно повысить управляемость. Сейчас часто рекламируют развальные пластины. Давайте посмотрим, так ли полезна эта регулировка для обычного автовладельца.
Общая информация
Прежде чем начать рассматривать плюсы и минусы отрицательного развала, стоит разобраться, что вообще представляет собой этот развал и каким он бывает. Этот небольшой ликбез будет полезен начинающим водителям.
Существует три вида развала колеса – это нулевой, отрицательный и положительный.
Теперь о каждом по отдельности. Когда развал нулевой, углы установки колеса полностью перпендикулярны поверхности или асфальту. Если верхняя часть шин автомобиля смотрит вовнутрь кузова, тогда это отрицательный развал. Если верхняя часть колеса направлена наружу, тогда установлен положительный угол.
При езде на автомобиле параметры развала-схождения постоянно сбиваются. На колеса оказываются серьезные нагрузки. Углы имеют свойства меняться. Зачастую в процессе эксплуатации становится заметно, что углы на передней оси и на задней не совпадают. Поэтому стоит чаще заезжать на СТО и делать регулировку углов на колесах двух осей. Делается это на специальных стендах развал-схождения.
Если настройки углов оптимальны, тогда автомобиль становится более маневренным и устойчивым на дороге. Даже если изменить развал всего на два градуса, то это может очень серьезно влиять на характеристики устойчивости. Также это повлияет и на срок службы резины.
Для чего нужен минусовой развал?
Может показаться, что он делается для стиля. Многие видели машины, подготовленные для дрифта или просто машины с маленьким клиренсом и колесами с развалом задней оси. Попробуем разобраться, зачем это делают с точки зрения физики.
Данный развал положительно влияет на управляемость автомобиля. Это дает возможность на сравнительно высокой скорости входить в повороты. Развал в минусе не дает задней оси уйти в занос.
У автомобиля имеется три типа поворачиваемости. Есть недостаточная, нейтральная, а также избыточная. Последняя в данном случае самая важная.
Избыточная поворачиваемость
Как она проявляется? Если первыми теряют сцепление колеса на задней оси, то это избыточная поворачиваемость. В данном случае у машины снесет заднюю ось. Возможен даже разворот. Заднеприводные авто очень склонны к этому, корректировать машину сложнее по сравнению с передним приводом. При соблюдении рекомендаций автомобиль безопасен, но на скользком покрытии избыток поворачиваемости чувствуется.
Методы борьбы с данным явлением
На передней оси настраивают положительный развал. При кренах увеличивается наклон колеса наружу. Подвеску настраивают на вертикальную жесткость.
Один из популярных методов борьбы с избытком поворачиваемости на задней оси – это как раз отрицательный развал задних колес.
Немного про дрифт
Для городской езды развал в минус на задней оси можно и не делать. Но если рассматривать автомобиль для дрифта, то здесь такой подход очень актуален. Это позволяет авто буквально вгрызаться в дорогу. Для дрифта значения минусового развала может быть в диапазоне от -0,5 до -5,5 градусов. Оптимальным считается развал в минус и для кольцевых гонок. На передней оси угол развал должен быть больше, чем на задней.
При входе в поворот на большой скорости, кузов авто сильно кренится. Именно в данный момент на колесо оказывается очень сильное воздействие. Оно может уйти в плюсовой развал. Это может спровоцировать срыв в занос.
Если угол развала составляет -2,0 или -2,5 градуса, тогда крены кузова не так сильно будут влиять на колесо, и машина войдет в поворот уверенно и легко. При этом скорость может быть достаточно высокой.
Stance-культура
Говоря о минусовом развале колес, нужно обязательно сказать и об этом течении. Это мода на машины с низкой подвеской и очень сильно заваленными колесами.
В эти авто, как дань стилю, устанавливают огромные широкие диски. При этом посадка автомобиля очень низкая. Диски должны быть такими большими, что могут даже не поместиться в колесную арку. Для этого и делают минусовой развал. Со стороны это выглядит эффектно, но снижается комфорт вождения.
Недостатки
Выше мы рассмотрели плюсы минусового развала колес. Теперь рассмотрим недостатки. Внутренняя часть покрышки будет подвергаться при такой настройке повышенному износу. Резкие разгоны и торможения будут не слишком эффективными, так как уменьшается площадь контакта колеса автомобиля с асфальтом. Если машина движется по плохой дороге, то ее может увести в сторону.
Самое неприятное – это быстрая скорость износа покрышек. Интенсивный износ будет даже тогда, когда шина установлена даже под отрицательным углом в -1 градус. Чем больше этот угол, тем быстрее износ покрышек. Гонщики могут себе позволить менять покрышки после каждого заезда. Для рядового автовладельца такая установка углов может быть убыточной. Особых преимуществ в городе водитель гражданского авто не получит.
Как меняют развал?
Прежде чем браться за изменение углов на автомобиле, необходимо узнать, а подходит ли для конкретной модели и марки такой развал и будет ли в норме параметры вертикальной и поперечной устойчивости автомобиля.
Теперь стоит перейти к тому, как сделать отрицательный развал. Для этого необходимо подобрать в магазинах пластины для установки углов колес. Сегодня они продаются под любое авто. При выборе пластин нужно учитывать желаемый угол. Выбор очень велик, а все детали разные. Алгоритм установки практически одинаковый для большинства авто.
Машину нужно поднять с помощью домкрата или подъемника. Затем снимают колесо, далее – барабанный или дисковый тормозной механизм вместе с колодками. После этого снимают ступицу. Затем остается только установить пластину по инструкции и все демонтированные ранее детали. Такие же манипуляции проделывают и с обратным колесом.
Процедура не представляет сложностей, но если навыков нет, можно поехать на стенд-развал схождения, проверить установленный угол, а затем попросить специалистов установить пластину на автомобиль.