Ошибкой будет считать, что христианские сподвижники, поражавшие окружающих своей стойкостью и чудесами, ушли в далекое прошлое. Святые 20 века - это реальные люди, а вовсе не мифы. За свои молитвы и страдания они получили уникальный дар пророчества и исцеления. Таких людей очень мало, некоторые из них жили до недавнего времени. О них мы и расскажем в этой статье.
Иоанн Кронштадтский
Это один из самых известных святых 20 века - священник Русской православной церкви, считается вдохновителем создания Союза русского народа. Духовный писатель и проповедник, который придерживался монархических и консервативных взглядов.
Иоанн Кронштадтский - православный святой 20 века. Он родился в 1829 году в Архангельской губернии. В житии указано, что его дед, как и все остальные предки, был священником на протяжении более чем трех веков.
В 1839 году Иоанна отдали в приходское училище в Архангельске. Поначалу он испытывал серьезные трудности, молясь по ночам, чтобы Господь одарил его разумом. Позже святой признавался, что в какой-то момент будто пелена спала с его глаз: в голове все просветлело, стало понятным и ясным.
В 1851-м Иоанн поступил в духовную академию в Петербурге. Он мечтал стать монахом и отправиться в качестве миссионера в Америку или Китай. Бога просил подсказать, какой путь ему избрать. Однажды послушник увидел себя за службой в каком-то неизвестном соборе.
На третьем курсе академии Иоанн обвенчался с дочерью протоирея Елизаветой Нессвицкой из Кронштадта. При этом жили они как брат и сестра по обоюдному согласию. В 1855 г. Иоанн стал выпускником академии.
Познав нужду с самого детства, в своей службе уделял особое внимание бедным и обездоленным.
После рукоположения был направлен в Кронштадт. Всероссийская известность к нему пришла в 1870-х годах, когда стало известно о его духовных дарованиях.
По просьбе великой княгини Александры Иосифовны в 1894 году прибыл к умирающему императору Александру III, а после присутствовал на коронации Николая II.
Образ жизни
Хорошо известен образ жизни Иоанна Кронштадтского, на который потом ориентировались многие. Его самого признавали одним из самых известных святых 19-20 века.
Он поднимался около 4 часов утра. Шел на службу в Кронштадтский собор, которая заканчивалась около полудня. После отправлялся с визитами к местным жителям и приезжим, приглашавшим его по той или иной нужде. В основном поступали просьбы молиться у постели больного.
Затем ехал в Петербург. Наносил частные визиты, посещал торжества и общественные мероприятия. В Кронштадт возвращался около полуночи.
Во время Великого Поста вместо поездок в Петербург принимал исповеди в Андреевском соборе. Желающих попасть к нему было так много, что нередко он исповедовал до начала утренней службы.
Спал мало, часто не питался должным образом, совершенно не имел личного времени. В таком режиме жил на протяжении десятилетий.
Канонизация
Иоанн Кронштадтский почитался как чудотворец, молитвенник и прозорливец. В 1880-е годы у него появилась группа фанатичных поклонников, которые почитали в нем воплотившегося Христа. Их расценивали как разновидность хлыстов, и Святейшим синодом они были признаны сектой. При этом сам Иоанн их осуждал.
Скончался в конце 1908 года в возрасте 79 лет. Впервые вопрос о канонизации этого православного святого 20 века был поднят в 1950 году в Русской зарубежной церкви.
Комиссия по канонизации подтвердила случаи чудотворений после его молитв. Однако причислять Иоанна Кронштадтского к лику святых сразу не стали, отложив решение до Поместного собора.
В результате Русская православная церковь заграницей объявила о его канонизации в 1964 году, а РПЦ - в 1990-м.
Иосиф Оптинский
Среди святых 20 века славятся легендарные старцы Оптиной пустыни. Один из них - священник Иосиф.
Он появился на свет в Харьковской губернии в 1837 году. В 11 лет остался круглым сиротой. Не имея средств к существованию, был вынужден работать в бакалейной лавке и трактире.
В 1861 году планировал отправиться в Киев, чтобы совершить паломничество, но сестра-монахиня посоветовала ему отправиться в Оптину пустынь. После беседы со старцем Амвросием остался в этой обители в Калужской губернии.
Служение
В житии святых 20 века достаточно подробно рассказывается об Иосифе Оптинском.
С 1891 года он вместе со старцем Анатолием был духовником Шамординской обители, когда умер преподобный Амвросий. Через два года духовничество был целиком передано ему после тяжелой болезни Анатолия. После смерти последнего стал скитоначальником.
Сам Иосиф Оптинский скончался в 1911 году. Канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви в 2000 г.
Матрона Московская
Есть и женщины среди русских святых 20 века. Матрона родилась в Тульской губернии в 1881 году. Согласно житию святой, росла в крестьянской семье. С рождения была незрячей, так как появилась на свет без глазных яблок.
Ее родители, которые были уже немолодыми, хотели оставить девочку в приюте. Решение мать изменила, когда ей приснился вещий сон. В нем слепая белая птица необыкновенной красоты села ей на грудь. После этого она решила оставить ребенка.
Уже с восьми лет Матрона была глубоко верующим человеком. Имела способность предсказывать будущее и исцелять больных. При этом ее состояние ухудшалось. В 17 лет у нее отнялись ноги.
Несмотря на инвалидность, в молодости Матрона путешествовала. С собой в паломничества ее брала дочь местного помещика Лидия Янькова.
По преданию, когда Матрона встретилась с Иоанном Кронштадтским, тот попросил прихожан расступиться, заявив, что идет его смена - восьмой столп России.
После Октябрьской революции Матрона с Яньковой остались фактически на улице. В 1925-м они прибыли в Москву, где временно останавливались у друзей и знакомых. При этом Матрона принципиально не общалась с братьями, которые тоже жили в городе, так как они перешли на сторону большевиков, поддерживали советскую власть.
В одной из книг об этой святой 20 века в России описывается встреча Матроны со Сталиным после того, как появилась угроза взятия немцами Москвы. Эта встреча изображена на знаменитой иконе "Матрона и Сталин". Однако никаких доказательств того, что они действительно виделись, не существует. Большинство исследователей считают, что вся история выдумана.
К тому же в житии Матроны описываются неоднократные эпизоды гонений на нее со стороны советской власти. Поэтому данная история выглядит еще менее правдоподобной. Примечательно, что Матроне каждый раз удавалось избежать ареста. А вот ее подруга Зинаида Жданова была осуждена. Ее признали виновной в организации церковно-монархической антисоветской группы.
В 40-е годы Матрона жила в Москве, принимая ежедневно до 40 человек. Она их исцеляла, давала советы, как поступать в тех или иных жизненных ситуациях, а по ночам усиленно молилась. Регулярно причащалась и исповедовалась. Хорошо известно, что уже при жизни ее почитали монахи из Троице-Сергиевой лавры.
Скончалась в 1952 году, согласно житию предсказала свою кончину за три дня. Ее могила на Даниловском кладбище стала местом массового паломничества.
Причисление к лику святых
О жизни Матроны в своей книге подробно рассказала Зинаида Жданова, которая прожила с ней 7 лет в одной комнате в Староконюшенном переулке, наблюдала за ее духовной деятельностью.
В 1993 году произведение было издано. При этом в нем излагалось много фактов, не укладывавшихся в христианскую догматику. Экспертная группа Синодальной комиссии составила канонический текст жития, убрав все недостоверные сведения, которые никак нельзя было подтвердить.
К лику святых 20 века была причислена в 1999 года на уровне Московской епархии. Через несколько лет состоялась общецерковная канонизация.
Архиепископ Иоанн
В списке святых 20 века обязательно упоминают епископа Русской православной церкви заграницей Иоанна. Это миссионер, который, как утверждают очевидцы, творил чудеса и предсказывал будущее.
Родился в Харьковской губернии в 1896 году. Глубокой религиозностью отличался с самого детства, постоянно был замечен за чтением жития святых. Но по настоянию родителей был вынужден получать военное образование, окончив в 1914 году кадетский корпус.
После этого он все же заявил о желании служить Богу. Поступил в духовную семинарию в Киеве. После Октябрьской революции поддержал Белое движение. Когда в Харькове стояла армия Деникина, служил в губернском суде.
Когда Белая армия отступила, выехал с семьей в Крым, а в 1920 году эвакуировался в Константинополь. Жил в Югославии. С 1934 г. служил в Китае, откуда был вынужден бежать после Второй мировой войны при приближении коммунистической армии к Шанхаю. Беженцев и русских эмигрантов из Поднебесной приютили на Филиппинах.
В 1950 году был назначен архиепископом Западно-Европейским. Значительную часть времени с тех пор проводил в Париже и его окрестностях. В то время его деятельность высоко оценивали даже католические священнослужители. Рассказывают, в Париже он был живым доказательством того, что святые и чудеса существуют и в наше время.
В начале 1960-х годов уехал в США. Скончался в Сиэтле в возрасте 70 лет.
Почитание
Впервые вопрос о почитании этого святого отца 20 века обсуждался в 1993 году. На следующий год был канонизирован Русской православной церковью заграницей, этот статус был подтвержден Московским патриархатом в 2008 г.
Считается небесным покровителем всех русских зарубежных кадетов.