Правильно организованная система электропроводки является важной технологической характеристикой рабочих условий в разных отраслях народного хозяйства и промышленности от мелкого сварочного производства до энергетических предприятий. От качества прокладки линий энергоснабжения зависит не только стабильность работы оборудования и коммуникаций, но и безопасность персонала. Организовать надежную и отвечающую техническим нормам проводку помогают шинопроводы, монтаж которых повышает конструкционные возможности при прокладке кабелей, а также обеспечивает высокую степень их физической защиты от внешних угроз.
Подготовка к монтажным работам
К моменту выполнения технических операций у исполнительной бригады должен быть на руках план работ с проектным решением, в котором описывается схема сборки и размещения оборудования. В частности, проектная документация включает:
- Чертежи сборочных узлов. Указывается тип соединения, характеристики крепежных материалов, способы компоновки и варианты усиления корпуса.
- Параметры оборудования. Поскольку конструкции шинопровода бывают разными, должен быть предварительно составлен план сопряжения частей корпуса с несущими поверхностями места установки. Например, модели со сплошной конструкцией могут крепиться прямо к стене по направляющим профилям, а некоторые перфорированные версии шинопровода монтируются и на подвесных рамах.
- Данные по требуемой физической силе, инструментам и механизмам для выполнения сборочных и установочных мероприятий.
Относительно подготовки компонентов шинопровода выполняются следующие операции:
- Проверка состояния деталей на предмет изъянов и дефектов.
- Проверка на соответствие характеристик оборудования проектным параметрам.
- Проверка комплектности.
- Доставка компонентов на место временного содержания перед сборкой или непосредственно на место выполнения монтажных работ.
В части непосредственной организации монтажного процесса производится подготовка рабочих мест, выполняется проверка инструмента и необходимых приспособлений на объекте.
Технология монтажа магистрального шинопровода
Наиболее сложный в плане установки тип конструкции, в которой размещаются силовые кабели, работающие под высоким напряжением. Например, в числе особенностей монтажа шинопроводов и токопроводов выше 1000В можно выделить необходимость выполнения соединений посредством сварки, подключение специальной техники для подъема сборочных блоков и подготовку опорных конструкций для удержания элементов канала.
Работы начинаются с компоновки секций в модульные блоки длиной от 9 до 12 м в среднем. Углы и узлы ответвлений на этом этапе выполняются контактной сваркой в среде аргона полуавтоматическими аппаратами. Сложность этой операции заключается в том, что данный тип сварки предъявляет жесткие требования к рабочей среде. Например, в помещениях с высоким классом пожароопасности и в запыленных зонах такой метод соединения исключается, поэтому сборку производят заранее на других площадках.
Болтовые зажимы при монтаже шинопровода на 1000 В и 1200 В используют при необходимости создания разъемных соединений. Фиксация обычно выполняется болтами формата М8 и М10 по направляющим швеллера, в котором изначально должны быть предусмотрены монтажные точки для интеграции метизов. Вместе с болтами устанавливаются пружинные шайбы и боковые металлические крышки.
Технология монтажа распределительного шинопровода
Предварительно монтируются опорные сооружения, которые в дальнейшем используются по принципу несущих конструкций. На следующем этапе выполняется та же компоновка секций с блоками посредством креплений.
При монтаже несущей инфраструктуры рекомендуется выдерживать расстояние между опорными сооружениями в 3-4 м, но не более. Причем высота должна варьироваться в пределах 2,5-5 м в зависимости от условий в помещении и особенностей конструкции самого провода.
Для стыковки используются винтовые крепления, которые замыкают полумуфты. На этапе сборки соединяющие зажимы должны быть в ослабленном состоянии, чтобы не деформировать конструкцию при выполнении навесного крепежа. В дальнейшем крепежное усилие приводится в оптимальное состояние с показателями зажима 200 Н или 21 кг. Также технология монтажа шинопроводов распределительного типа предусматривает выполнение контроля стыковки путем проверки посадки выступов. Полумуфты должны попадать в фиксирующие отверстия модульных секций. Конфигурация их размещения предварительно рассчитывается в монтажной схеме.
Несмотря на громоздкость конструкции распределительных каналов, они дают широкие возможности с точки зрения вариантов размещения. Жесткую фиксацию, в частности, можно выполнять к специально выстроенным опорам, колоннам или же к поверхностям стен. При небольшой массе допускается и подвешивание канала в пролетах.
Технология монтажа троллейного шинопровода
К особенностям проводящих каналов этого типа относится их способность к обеспечению движения подвесного электрооборудования, например станков, крановых агрегатов, роликовых механизмов и т. д. В сущности, это система монорельс на базе стальных жестких рам с каналами для размещения силовой электропроводки.
Установка производится с помощью подмостей или специальных подъемников на подготовленные крепежные конструкции. Должна быть организована система путей рельсы, в которой обеспечивается свободный проход целевого механизма по адресным контурам. В качестве несущей основы выступают двутавровые балки. Их монтируют к поверхностям потолка или стен, которые, в принципе, могут выносить большие нагрузки. В инструкциях по монтажу шинопровода этого типа указывается, что при фиксации минимальное расстояние между точками размещения кронштейнов должно составлять не более 3 м, если предполагается прямолинейная прокладка. На участках с поворотами или использованием криволинейных секций дистанция между крепежами должна составлять не более 1,5 м.
Особое внимание в ходе монтажа уделяется техническому оформлению обслуживающей механики наподобие кареток и роликов. Во-первых, линии их движения должны быть чистыми и гладкими – без выступов, заусенцев и прочих дефектов. Во-вторых, наружные нерабочие поверхности с коммуникациями привода и тыльной частью движимой механики дополнительно в процессе монтажа шинопровода закрываются комплектными крышками и муфтами, под которые также предварительно рассчитывается свободное место.
Подключение оборудования к трековому шинопроводу
Специальные модели шинопроводов с трековой системой соединений предназначены для установки приборов освещения. Они отличаются оптимизированной и компактной системой подвесов с переходами, за счет которых можно конструировать токопроводы любой формы и конфигурации. Установка и подключение трековых светильников на шинопроводе выполняются в следующей последовательности:
- Производится крепление основы провода путем установки шурупов в проделанные отверстия с захватом базовой панели или же с помощью подвесной скобы на тросах.
- Выполняется установка клеммной колодки, через которую в дальнейшем подключается трековый светильник.
- Если колодка не предусмотрена в конструкции, ее необходимо интегрировать с помощью специального модуля, подходящего по формату к стыковочной фурнитуре шинопровода.
- Подключение выполняется по стандартной схеме – в колодце откручиваются винты захвата, после чего вставляются жилы провода и крепеж приводится в прежнее состояние.
Подключив трековый светильник на шинопроводе в одной секции, можно прокладывать его линию по следующим блокам конструкции до места ввода в питающий трансформатор. Один центральный коннектор позволяет создавать разветвленные сети энергоснабжения светильников, распределенных по длинным рельсам провода. Также в большинстве трековых конструкций предусматривается возможность универсального наращивания длины канала, что выполняется посредством специальных соединителей.
Особенности монтажа открытых шинопроводов
Практически все типы шинопроводов выполняются в двух версиях – с открытой и закрытой системой контура. Первый вариант представляет собой облегченную конструкцию без внешней защиты. Такую оснастку рекомендуется применять в местах, где отсутствуют агрессивные среды внешнего воздействия.
Установка выполняется по упрощенной схеме – с помощью болтовых соединений, подвесных тросов или монтажных пластин к поверхностям коммуникационных шахт. Однако после монтажа открытых шинопроводов необходимо выполнить специальную изоляцию кабелей. К примеру, участки шины, где применяется открытая изоляция, должны закрываться асбестовым или похожим огнестойким материалом, который также предотвратит попадание искры в проводку. Внешние замыкающие крышки и панели в таких конструкциях не используются.
Особенности монтажа закрытых шинопроводов
Это полноформатные сборно-разборные модульные шахты, которые закрывают электрическую трассу со всех сторон. Такой вариант может использоваться в местах повышенных внешних нагрузок. Сама проводка на первом уровне изоляции закрывается многослойной оболочкой, предотвращающей риски механических воздействий и электромагнитного влияния. Снаружи монтируется металлический корпус, выполненный из алюминия или стального сплава. В качестве крепления для шинопроводов закрытого типа могут применяться усиленные монтажные конструкции с анкерной фиксацией. Тяжелые корпуса устанавливаются посредством кронштейнов на рамы и профильные монтажные компоненты. В качестве основы для крепления обычно используют поверхности капитальных сооружений, стен, потолков и перегородок. К эксплуатационным особенностям металлического закрытого короба можно отнести то, что он выступает заземляющим контуром, который может подключаться к основным каналам электротехнической защиты. В системах открытого типа эту функцию уже в составе шинопровода выполняют специальные металлические стержни.
Оборудование для сборки и установки шинопровода
Комплекс монтажных мероприятий предусматривает реализацию на первый взгляд типовых, но все же разноплановых технических операций. На каждом этапе выполнения работ применяется определенная группа инструментов и оборудования. В частности, используются следующие средства и приспособления:
- Ручной монтажный инструмент. Базовый набор инструментов, включающий отвертки, молотки, плоскогубцы и другие инструменты, которые потребуются в работе с крепежом в процессе сборки провода.
- Электроинструмент. Для создания отверстий, резки излишек шинопровода и серийного закручивания метизов потребуется дрель-шуруповерт, электролобзик, углошлифовальный аппарат, сварочное оборудование, перфоратор и т. д.
- Оборудование для установки конструкции. Это дополнительное оборудование для монтажа шинопровода, посредством которого может выполняться подъем и навесная фиксация конструкции. В этом качестве применяются траверсы, захваты, лебедочные механизмы, подъемники, крановые манипуляторы и т.д.
- Измерительные приборы. Данный инструмент используется для проверки состояния электротехнической инфраструктуры шинопровода. Речь идет о мультиметрах, тестерах, амперметрах и других приборах, замеряющих те или иные показатели проводки.
Техника безопасности при установке шинопровода
В процессе монтажа должны соблюдаться общие требования правил безопасности при выполнении электромонтажных работ, а также особые нормативы, относящиеся к наладочным мероприятиях в отношении токопроводящих модулей. В их числе следующие:
- Запрещено использовать конструкции шинопровода в качестве несущих элементов или подмостей.
- В момент установки на участке сборки и фиксации шинопровода запрещается находиться сторонним лицам, пока не будет завершено жесткое крепление.
- При организации технических условий для выполнения крепежных и соединительных операций на высоте нельзя применять устройства и приспособления, не предназначенные для страховочных целей.
- Специальные требования техники безопасности при монтаже шинопроводов предъявляются к сварочным работам. В частности, такие операции должны выполнять только монтажники, имеющие соответствующую квалификацию. В самом помещении, где выполняется сварка, должны быть изолированы легковоспламеняющиеся предметы и материалы.
Заключение
Монтаж коммуникаций с шинопроводами требует немалых технических, силовых и финансовых ресурсов. Тем не менее организация таких работ – дело хлопотное, но себя оправдывающее. Защищенная конструкция токопроводящих линий продлевает срок эксплуатации проводки и снижает риски при ее использовании в условиях опасных производств с агрессивными рабочими средами. Насколько будут обеспечены эти и другие положительные эффекты, зависит от качества произведенных работ. Поэтому сразу после их завершения производится всесторонняя проверка монтажа шинопровода, в ходе которой выявляется возможный брак и отклонения от проектных требований. В обязательном порядке проводится ревизия соединений, сварных швов, надежность общего крепления, характеристики изоляторов и т. д. После этого организуются испытательные работы с замером показателей электрической проводки и шинопровод вводится в эксплуатационный процесс.