Делегированное законодательство в России Конституцией не предусмотрено. На практике имеются исключения, парламент может передать полномочия законотворчества Правительству и Президенту. При условии, что возник пробел, который срочно нужно заполнить, основываясь на конституционные положения. Этот документ будет принадлежать к делегированному законодательству, его должны опубликовать официальные издания. Когда придет время, и Госдума примет закон по всем правилам, исчерпавший свои функции акт отменят.
Значение термина
Раскрыть значение словосочетания "делегированное законодательство" поможет перевод с латинского первого слова, которое означает уполномочивать делегатов или перепоручать что-то кому-то. Происходят определенные действия, результат которых фиксируют.
Подобные мероприятия показывают следующую картину. Ряд стран решили, что законотворчество - сложная процедура, громоздкая для парламента, на это тратится слишком много времени.
Выход из положения
В жизни случаются ситуации, требующие мгновенной реакции и принятия решения. Если Конституция позволяет узаконить делегированное законодательство, передать парламентские полномочия более оперативным госорганам, многие дела и решения по ним ускорятся. Парламент, конечно, не потеряет своей значимости, по-прежнему будет контролировать процесс продвижения законопроекта и его утверждения правительством.
Обычно такая схема используется при создании скорых законов, при этом передаваться могут и другие управленческие функции. В Италии решили, что Президент своими правомочиями может помиловать преступника или объявить амнистию. Впрочем, в мире настолько не стабильно общество, часто меняется государственный строй, что принимаются новые законы, от чего преобразуются правовые установки.
Легитимное право
Акты делегированного законодательства представляют собой особую форму их создания. Процесс происходит в правительстве одной из стран, на такие действия его уполномочил собственный парламент, отчего нормативные положения приобретают законную силу. Обычно исполнительная власть в государствах не имеет на это прав по своей компетенции, но палаты санкционируют такие действия и принятые документы становятся вполне законными.
Только доктринальный уровень не выработал единого мнения по данному вопросу. Правоведы рассматривают явления с разных ракурсов. Одни видят в актах результат выполненного указания государственным ведомством, полученный от законодателей.
Наделенные полномочиями должностные лица разрабатывают нормативный акт, необходимый для какой-то области в жизни общества, чтобы регламентировать отдельные положения в законе.
Ученые второй группы придают следующее значение делегированному законодательству:
- создаваться могут положения, если на издание имеется закон делегирования;
- субъект получил законодательные полномочия.
В этом случае акт создается с целью, чтобы конкретный орган, вместо законодательного, получил права на регулирование определенных общественных отношений и будет на законодательном уровне разрешать проблемы.
Рассмотрение в узком формате явления, по мнению авторов трудов данной сферы, больше соответствует и показывает, в чем суть и значение делегированного законодательства.
В разъяснении феномена по первому примеру палаты не передают своих законодательных полномочий ни одному из органов, они поручают выполнить задание по разработке нормативного акта в рамках компетенции ведомства исполнителя, дают ему срок и не наделяют документы законной силой.
В каких странах власть регламентирована?
Делегированное законодательство в зарубежных странах разделяет подобное явление на 2 способа реализации правовых функций:
- Парламент издает закон о возможной передаче прав на создание актов в течение конкретного периода.
- Полномочия только подразумеваются.
В основном подобная практика распространена в Конституциях:
- Испании.
- Португалии.
- Италии.
- Франции.
- Германии.
Конституция страны должна предусматривать и отразить пункт, что исполнительная власть может выполнять полномочия на создание актов.
Характерные свойства
Механизм работает следующим образом:
- в парламент поступает обращение от правительства разрешить им принять законодательный акт;
- палата рассматривает ходатайство, создает разрешающее положение с указанием сроков действия определенных актов на конкретные вопросы;
- регламенты принимаются, их наделяют законодательной силой.
Подобные акты работают с определенными признаками:
- делегированным характером, когда полномочия передаются;
- приравнены юридической силой к закону;
- регулируют взаимоотношения в обществе;
- распространение действий на конкретные предметы;
- издание срочное, действие ограничено определенным периодом.
Правительство контролирует депутатов, чтобы не было превышения полномочий. Если обнаружат нарушение, подают претензию в конституционный контроль.
Делегированное законодательство Великобритании
Англия отличается своим законотворчеством в сравнении с романо-германским типом. Великобритания отказалась от подзаконного издания положений исполнительными органами. В стране изначально отсутствовали акты, созданные для исполнения закона.
Государство придерживается традиций, которые передают парламентские полномочия, чтобы норматив был принят:
- королевой;
- правительством;
- министерством.
Особенно популярны сферы действия:
- здравоохранения;
- социального страхования;
- частичного судопроизводства.
К высшей форме данного законодательства принадлежит указ, изданный Советом от королевского имени.
Как функционирует институт?
В данном институте Великобритании присутствует передача части полномочных функций от парламента соответствующим органам с юридической силой, приравненной законодательному акту. При этом даны судебным инстанциям возможности влиять на положения, они могут отменить исполнительный акт. В Англии существует региональное или автономное создание законодательных положений, их разрабатывает местная власть, учреждения и организации:
- англиканская церковь;
- профсоюз;
- железнодорожные, строительные, газовые компании;
- юридические общества.
Эти документы принадлежат к локальным, их действие распространено на конкретной территории, им подчиняются члены той структуры, которая участвовала в принятии. Положения подзаконные и приближены к документации, которую издают правоприменительные органы.
Англиканские юристы оценили подобную законодательную ветвь, опять же со стороны скорости принятия или изменения постановлений. Они сокращают время, не прибегая к парламентским утверждениям. Следует учесть действительность таких законодательных актов, они не должны выходить за установленные для них рамки. В уголовных нормах существуют приписки, которые дают основание принимать решения судебному секретариату, предоставляют возможность поступать с актом в зависимости от ситуации.
Какой срок действуют полномочия?
Каждое действие в юриспруденции имеет свои ограничения. Законотворчество, при том делегированное, тоже существует определенный период и может в любой момент прекратиться по причине:
- срок, установленный в акте, истек – эти положения разработаны в Италии, Испании, Португалии;
- выявлена текстовая выработка, требуются срочные изменения – в Испании уполномочили на подобные действия правительство;
- произошла отставка главных в стране должностных лиц;
- распущен парламент;
- приняты законы, влияющие на делегирование.
Можно сделать заключение, что делегированное законодательство означает разные возможности для создания правовых актов. Многие демократические страны применяют форму, приемлемую для их государственного строя, учитывают конституционные запреты и разрешения. В России подобное явление существует и названо правоведами как указное право.