Руджеро Леонкавалло: биография, музыкальный стиль, лучшие сочинения

Руджеро Леонкавалло - знаменитый итальянский композитор, положивший начало жанру "веризм" в музыке. Он одним из первых сделал героями своих произведений обычных людей. Широкой публике известен главным образом как автор оперы "Паяцы".

Биография композитора

Леонкавалло родился 23 апреля 1857 года в итальянском Неаполе. Его отец возглавлял местный Трибунал, а мать происходила из артистической семьи. В восемь лет мальчик поступил в консерваторию Сан-Пьетро-а-Майела, которую окончил в шестнадцать. Его учителями были такие видные музыканты, как Сэррао, Росси и Чези.

Всерьез увлекшись филологией, будущий композитор получил степень доктора литературы в Болонском университете. Позже эти знания очень пригодились ему при сочинении либретто, которые он предпочитал писать сам.

Руджеро Леонкавалло преподавал пение в Италии и за ее пределами. Он получил большое признание публики как пианист-аккомпаниатор. До наших дней дошли аудиозаписи его выступлений с великим тенором Энрико Карузо. Вместе они объездили с концертами всю Европу. В 1877 году композитор встретился с Вагнером и под впечатлением от этого знакомства задумал свою первую оперу.

Леонкавалло на студии звукозаписи

В биографии Руджеро Леонкавалло были и головокружительный успех, и сокрушительные неудачи. Он служил музыкантом при египетском дворе, но после английской оккупации ему пришлось бежать во Францию, переодевшись арабом. В Марселе музыкант был вынужден перебиваться случайными заработками: играл в кафе, писал песни для кабаре и давал уроки пения.

Но через некоторое время Леонкавалло все же вернулся на родину. И там его ждал настоящий успех на оперной сцене.

Творчество до "Паяцев"

Под сильным влиянием Вагнера Леонкавалло пишет оперу "Чаттертон", не имевшую успеха. А затем берется за масштабную эпическую поэму "Сумерки" в трех частях. В этом произведении композитор обращается к эпохе Возрождения с ее титанами мысли, героическими драмами и страстями. Но издатель не принял его рукопись.

После этой неудачи Руджеро Леонкавалло пробует силы в новом для него музыкальном стиле - веризме. Как раз в то время, когда композитор возвращается из Франции в Италию, в театре с невероятным успехом идет опера Масканьи "Сельская честь". Она повествует о простых людях и их бурных страстях. Композитор был глубоко потрясен увиденным на сцене и задумал оперу, которая стала его лучшим творением.

Веризм в музыке

Веризм (с итальянского - правдивый, истинный) - направление в искусстве, возникшее в 90-е годы XIX века. Авторы брали сюжеты из жизни современников, обычных людей, и раскрывали их с большой искренностью и простотой. Оперы в этом стиле писались небольшими по размеру и нарочито театральными, с завязкой непосредственно перед катастрофой и кровавым финалом.

Музыка веристов была тоже простой и доступной. Для нее характерны небольшие ариозо с яркой, запоминающейся мелодией. В этом стиле написаны оперы Верди и "Кармен" Бизе. К нему же относятся и "Паяцы" Руджеро Леонкавалло.

История создания "Паяцев"

Сцена из оперы "Паяцы"

В основу сюжета легла трагическая история, произошедшая то время, когда Руджеро был еще ребенком. Много лет назад в суде, где работал его отец, рассматривалось дело артиста бродячего театра. Тот в порыве ревности убил свою жену на сцене во время представления.

Эта история глубоко потрясла Руджеро Леонкавалло, и он воплотил ее с драматизмом и лаконичностью, свойственными веризму. На создание музыки и либретто ушло всего пять месяцев. Премьера прошла в Милане с оглушительным успехом, и опера сразу же получила мировую известность. Леонкавалло отправился на гастроли как дирижер "Паяцев" по Европе и Америке.

Музыкальные и драматические особенности

Современная постановка оперы "Паяцы"

В опере Леонкавалло трагедия жизни и смерти разворачивается бурно и динамично - в течение одного дня. Композитор использует прием "сцена на сцене": одновременно с драмой героев идет представление бродячего балагана, контраст с которым придает особую остроту главному повествованию.

Леонкавалло наделяет всех персонажей яркими и запоминающимися музыкальными темами, которые раскрывают черты их характера. Сольные партии и дуэты эмоционально насыщены и искренни, что придает драматическим сценам особое правдоподобие.

Партии оркестра играют вспомогательную роль. Но композитор мастерски использовал его выразительные средства, чтобы передать атмосферу мирной итальянской деревни и веселой крестьянской ярмарки.

Последующее творчество

Фотография Леонкавалло

Опера Руджеро Леонкавалло "Паяцы" стала вершиной творческого пути композитора. Успех и народное признание воодушевили его, но последующие произведения не нашли такого бурного отклика у публики.

Среди остальных опер можно выделить "Богему", описывающую жизнь Латинского квартала, и "Зазу", которую сам автор очень любил. Леонкавалло создал оперу "Цыгане", вдохновленную поэмой А. Пушкина.

В конце жизни композитор загорелся идеей написания национальной драмы, суровой и трагической, которая была бы основана на народной музыке. Но от задуманной оперы "Буря" до нас дошли лишь наброски. Умер композитор 9 августа 1919 года.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.