В медицинской практике встречается много случаев, когда доктор сомневается в постановке диагноза или у больного имеется несколько заболеваний, выходящих за пределы компетенции лечащего врача. В подобных ситуациях проводится медицинский консилиум для выработки правильной тактики лечения. Но совещания по профессиональным вопросам организуются и специалистами других областей деятельности.
Организация консилиума врачей
Обсуждение текущих производственных проблем и перспектив развития учреждений и предприятий их руководством и специалистами проводятся регулярно.
Совещания специалистов — это обязательный элемент деятельности медицинских учреждений, действующий в рамках 48-й статьи ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 г. «Врачебная комиссия и консилиум врачей».
Заседание оформляется протоколом, который подшивается к документации больного. В нем указываются:
- состав, в том числе, и специалисты, участвующие дистанционно;
- причины проведения;
- информация о ходе заболевания и актуальном состоянии пациента;
- анализ проведенных медицинских исследований его здоровья;
- рекомендации и мнения членов консилиума (общие и частные, особые) по обсуждаемым вопросам.
Совещание созывается по решению врача, когда тот затрудняется в постановке диагноза, или чтобы решить вопрос о направлении пациента на специальное лечение и др. В состав совещания могут входить врачи одной или разных специальностей.
Совещания специалистов образовательных учреждений
Такая форма работы зарекомендовала себя как эффективная при условии ее правильной организации. Педагогический консилиум — это совещание членов педколлектива школы или дошкольного учреждения по вопросам оптимизации воспитательного процесса. Организуется по аналогии с медицинским.
Его инициатором может быть любой член коллектива образовательного учреждения, который считает необходимостью выработку общей стратегии воспитательного воздействия на конкретного ребенка, группу детей, проблемную семью или класс.
В состав педагогического консилиума в каждом конкретном случае включаются лица, которые могут оказать реальное влияние на личность воспитанника, его эмоциональное состояние, положение в семье и в школьном коллективе. Предварительно проводится изучение обстоятельств и факторов отклонений в его образе жизни и действиях в различных сферах.
На заседании его участники озвучивают свое видение сути, причин проблем и путей их разрешения: классный руководитель, учителя-предметники, школьный психолог, социальный педагог и медработник (если у ребенка имеются проблемы со здоровьем). После их обсуждения вносятся конкретные предложения и рекомендации всем участникам воспитательного процесса по преодолению негативных факторов, по организации единства их действий, а также устанавливаются сроки исполнения намеченных мероприятий.
По завершении намеченного плана действий снова проводится совещание, на котором анализируются результаты и эффективность проведенной работы, и принимается вывод о целесообразности дальнейшей работы с ребенком.
Что такое сПМПк
Это одна из форм работы с клиентами социально-реабилитационных учреждений. В число членов консилиума приказом вносятся специалисты, непосредственно занимающиеся воспитательной, образовательной, коррекционной работой. Могут приглашаться работники других организаций и учреждений, если возникают проблемы, требующие их профессиональной консультации (например, юристы).
В функции сПМПк входит разработка индивидуальных программ работы с несовершеннолетними и их семьями.Специалисты вносят в нее мероприятия в соответствии со своей профессиональной квалификацией с указанием срока, форм и целей реализации. Анализ результатов отражается в протоколах промежуточных и заключительного заседаний комиссии.
По окончании пребывания в учреждении в индивидуальную карту воспитанника вносятся рекомендации для специалистов по месту жительства: следует ли продолжить с ним и его семьей работу, в каком направлении и объеме, в каких формах.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)
В каждом учебном заведении, в детских садах имеются дети с затруднениями в обучении и социализации. Причины этого бывают явными и скрытыми, имеющими в своей основе стойкие нарушения психического либо физического состояния.
Содержание работы ПМПк в этих учреждениях— выявление таких детей, диагностирование причин отставания и организация им всемерной квалифицированной помощи при диагнозах, которые делают пребывание ребенка в обычной школе или в детсаду невозможным. Консилиум это обязан выявлять и подготавливать документы на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
Посредством специальных методик специалисты определяют и формулируют педагогический диагноз, каждый из них, в пределах своей компетенции, выявляет резервы, специфику и степень существующих у ребенка дефектов (речи, психики и пр.). Обобщив все результаты диагностики, специалисты совместно разрабатывают или выбирают индивидуальную программу его социализации и обучения. Продумываются и реализуются оптимальные обстоятельства жизни в учебном заведении, формулируются правила и советы родителям и учителям: как общаться, как и о чем разговаривать с таким ребенком, как реагировать на неадекватные поступки и пр.
Члены ПМПк наделены полномочиями контролировать выполнение всеми участниками коррекционно-реабилитационного процесса их рекомендаций. На консультации по вопросам, не входящим в их компетенцию, они могут приглашать других специалистов.
Правила и нормы деятельности
Многие родители испытывают потрясение, получив информацию о том, что их ребенок нуждается в индивидуальной программе развития. Для них консилиум — это пожизненный ему приговор, поскольку сами имеют смутное представление о функциях ПМПк.
Но основная обязанность консилиума — помощь ребенку группы риска, его родителям в построении оптимального маршрута его развития, потому что в переводе с латинского "consilium" обозначает "обсуждение, совещание", а не "приговор и принуждение".
Обязанности членов консилиума - это:
- соблюдать конфиденциальность, этические нормы профессиональной деятельности;
- доводить до сведения родителей достоверные данные о состоянии ребенка, содержании, хода и результатов работы с ним;
- в своих действиях руководствоваться законом.
Консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ "Об образовании", письмом МО РФ № 27/901-6 от 27.03.2000 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения", Уставом ОУ, Концепцией ОУ, Договором между ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, Договором между ПМПк и региональной психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК), Положением, разрабатываемым и утвержденным директором ОУ.
Родители имеют полное право отказаться от ПМПк или расторгнуть уже имеющийся договор на работу с семьей и ребенком, отвергнуть предложенную коррекционно-реабилитационную программу или аргументированно требовать внесения изменений в нее.