В ходе развития международных экономических отношений налаживаются соответствующие развитые виды хозяйственных связей. Особенно активно расширяются финансовые, валютные и кредитные принципы взаимодействия. Они имеют целый ряд специфических особенностей. Для регулирования отношений, возникающих в этой области, применяются нормы международного финансового права. О них пойдет речь далее.
Общее понятие
В середине 20 века развитие международного обмена привело к дифференциации, а также расширению сотрудничества между разными странами. Это проявлялось не только в экономической, но и культурной, политической и прочих областях. Что привело, в свою очередь, к необходимости расширения границ финансовых международных отношений.
В результате стали появляться специальные организации. Их участники, которыми являлись представители суверенных государств, принимали на себя обязательства в области финансов, валюты и кредитов. Они получают и предоставляют займы на макроуровне. Это, например, международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и прочие.
Отношения, которые возникают между участниками международной финансовой системы, могут быть следующих видов:
- Между международными партнерами, которые возникают в процессе передачи одним государством другому денег для пополнения официальных резервов валютного типа. Это предоставление валютных займов.
- Кредитные отношения, которые складываются при движении на макроэкономическом уровне некоторой стоимости на условиях дальнейшего ее возврата. В большинстве случаев предполагается также уплата процентов.
- Отношения, возникающие между государствами в процессе осуществления действий, направленных на поддержку курсового соотношения собственной валюты на нужном уровне. Также организовывается система денежных отношений между отдельными государствами.
- Сотрудничество в сфере налогов. Такие взаимоотношения возникают при проведении мероприятий в области урегулирования налогообложения.
Рассматривая понятие, источники и принципы международного финансового права, стоит отметить, что оно является частью экономического международного права.
Признаки, предмет и объект валютного права
В ходе международного валютного сотрудничества применяются соответствующие нормы международного финансового права. Это позволяет установить рамки для эффективного соотношения сил на макроуровне, эффективного использования имеющихся мировых ресурсов.
Предметом международного финансового права являются валютные, кредитные отношения, возникающие между партнерами из разных государств. Такое взаимодействие характеризуется определенными признаками:
- Характер отношений обязательно денежный.
- Во взаимодействие вступают исключительно суверенные государства или создаваемые ими организации.
- Отношения возникают во внешней деятельности государств.
Объектом подобного взаимодействия всегда выступают деньги. Также это могут быть финансовые обязательства. Такие связи возникают только в процессе внешней деятельности организации при выполнении глобальных задач и функций.
Отношения в области финансов, возникающие между государствами и их представителями (международные банки, организации и фонды, прочие участники), базируются на принципах уважения государственного суверенитета. Они обязательно являются межгосударственными, что выражается в заключении межгосударственных договоров, соглашений. Но их реализация отнесена к области компетенции внутригосударственных институтов финансового и кредитного типа.
Обязательства перед международной общественностью отражаются в национальных госбюджетах, балансах и прочих финансовых актах внутри страны.
Источники права
Международные финансовые отношения и их правовое регулирование производится на основе определенных источников права. В специальном смысле с юридической точки зрения к ним относятся внешняя форма правового выражения, которым, в частности, является правовой акт. Также источником может быть выражение права во внешней форме, которое применяется для регулирования международной деятельности в области финансов. При этом учитываются ее специфические особенности.
Значительное количество источников имеет договорное происхождение. Следует понимать, что не существует единых норм при реализации международного финансового права. Исключением являются только унифицированные договора и соглашения, которые стоят у истоков такого взаимодействия.
Также источниками являются любые формы проявления права внешнего характера, а также публичное сотрудничество, которое регулируется глобальными положениями в области финансовой деятельности.
Правовое регулирование осуществляется посредством следующих источников:
- Договора между иностранными партнерами.
- Акты внутреннего законодательства.
- Обычаями, общепринятыми нормами взаимодействия на глобальном уровне.
- Судебная и арбитражная практика.
- Прочие доктрины.
Они образуют сложную систему источников права, которым руководствуются при организации иностранного сотрудничества. Каждый ее элемент находится во взаимодействии.
Источники международного права имеют двойственный характер. Это могут быть договора, заключенные между разными странами, особые обычаи при взаимодействии с иностранными партнерами. Но это также и нормативные акты, изданные внутри государства, а также его судебная практика, обычаи финансового оборота и т. д. На внутреннем уровне определяются основные принципы взаимодействия с другими странами и партнерами.
Особенности системы
Организация международных финансовых отношений проводится в соответствии с некоторыми общепринятыми нормами. Структура этой системы включает в себя институты, субинституты. Часть из них совмещает свои функции с другими структурными единицами международного экономического права. При этом сотрудничество в области финансов неустанно развивается. Нормативный массив этой области взаимодействия растет.
Однако именно в этой отрасли права наблюдаются существенные пробелы, которые являются признаком некоторой незрелости, мягкости регулирования отношений между иностранными партнерами. Это объясняется наличием проблем внешней задолженности, недостаток регулирующих принципов, неэффективностью многосторонних механизмов и т. д.
Эта система находится в тесном взаимодействии с другими нормативными блоками. Существуют определенные закономерности при развитии отношений между иностранными партнерами. Прежде мягкие нормы права постепенно ужесточаются. Сотрудничество происходит на основе международных договоров. Одностороннее регулирование постепенно заменяется двусторонним или даже многосторонним. Это позволяет унифицировать процедуры в области валютного права. Метод наднационального регулирования применяется все больше.
Основными операторами международных отношений в области финансов являются банки. Они обслуживают соглашения и договора разных стран. Наиболее надежными при этом считаются швейцарские банки. Это финансовые посредники, которые работают как с внутренней, так и внешней валютой.
Стоит отметить, что правовое регулирование не поддерживает интересы всех стран в равной степени. Деятельность финансовых организаций, в том числе международных и швейцарских банков в большей степени обслуживает интересы западного мира. Ситуацию в некоторой степени изменил финансовый кризис, который произошел в 2008-2010 годах. После него обозначился сдвиг в сторону учета интересов стран иного цивилизованного типа. Прежде всего ситуация улучшилась для развивающихся стран. Но в целом финансовому праву на глобальном уровне еще далеко до получения статуса высокоморального и справедливого.
Система
Существующие институты международного финансового права образуют определенную систему. Они могут быть процессуальными или материальными, простыми и сложными. Некоторые институты целиком относятся к финансовому праву на уровне международных отношений, но бывают и смешанные формы.
Международное валютное право своим ядром имеет Международный валютный фонд. Его право по своей сути императивно и универсально в значительной своей части. В соответствии с основными принципами МВФ составляются существующие нормы, функционируют институты и субинституты. Они могут охватывать разное количество государств.
Вместе с правом МВФ функционируют и финансовые нормы ЕС. Они имеют множество точек соприкосновения. Порядок налаживания отношений между разными государствами обеспечивается преимущественно двусторонними договорами.
Структура международного финансового права включает в себя множество финансовых организаций. Они отличаются областью своего влияния, особенностями деятельности. Одной из них также является Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Это кредитная организация, созданная ООН. Он содействует развитию экономики стран, которые являются участниками международной торговли. Цель функционирования МБРР – это стабилизация мировой экономики, недопущение глубоких, длительных кризисов. Эта организация была учреждена одновременно с МВФ.
МБРР выдает долгосрочные кредиты развивающимся странам. Они обязательно предоставляют гарантию возврата средств. Кредит предоставляется только странам, которые являются участницами МВФ.
Стоит отметить, что все институты, входящие в структуру правового финансового регулирования, функционируют в соответствии с общими или особенными нормами. Эти части права охватывают либо все финансовые отношения на глобальном уровне, либо некоторые его аспекты.
Принципы
Развитие международного экономического сотрудничества базируется на особых принципах. Это общие нормы, которые обладают высокой юридической компетенции.
Их функции характеризуются системностью, позволяя играть организующую роль. Это позволяет поддерживать правопорядок. В области валютного взаимодействия применяются принципы, которые не противоречат международному праву. Каждый из них является отдельным институтом, который содержит нормы сотрудничества в области валютных отношений между странами.
Существует две категории принципов:
- Имеющие материальное содержание.
- Выполняющие функцию метода уравнения условий и сопоставления.
К первой категории относятся принципы, которые имеют обычную правовую или конвенционную природу:
- Суверенитет государства в области национальных финансов и систем с некоторыми исключениями.
- Свобода платежей, расчетов по внешней торговле.
- Равновесие платежных балансов.
- Свобода участия частных представителей на валютном рынке международного уровня, которое осуществляется в соответствии действующим в рамках государства законодательством.
- Выбор валютного курса, что осуществляется с нормами Международного Валютного Фонда.
- Запрет на применение девальвации (смена курса валют), которая применяется при ведении конкурентной борьбы.
- Свобода выбора систем для платежей и расчетов в двусторонних отношениях, которые не должны нанести ущерб глобальной финансовой системе.
- Погашение (возврат) внешних долгов государства.
- Льготное кредитование развивающихся государств.
- Совместные действия по предотвращению финансовых кризисов.
- Гарантии при высоких финансовых рисках.
- Финансовая помощь государствам при наступлении финансового кризиса.
- Список перечисленных принципов может быть расширен или скорректирован. В каждом из перечисленных пунктов имеются исключения.
Вторая категория принципов
Ко второй категории принципов международного финансового права относят специфические методы.
Такие принципы позволяют внедриться иностранцам в правовую среду другой страны. Они применяются с целью обеспечения равноправия в ходе осуществления внешних финансовых отношений. Основными принципами этой группы являются:
- Недискриминация. Нельзя освобождать представителей одного государства и накладывать на представителей иного государства двойное налогообложение. Принцип недискриминации применяется также при выдаче кредитных средств.
- Предоставление соответствующего режима той нации, к которой в данный момент оказывается наибольшее благоприятствование.
- Предоставление национального режима.
- Преференция.
- Взаимность.
Перечисленные принципы могут применяться в силу обычая или по договору. Они комбинируются в разных сочетаниях. Представленные принципы могут применяться к сферам правоотношений в широком или узком смысле. Они активно применяются в ходе построения взаимодействия при международных финансовых отношениях.
Факторы, влияющие на развитие МФП
В ходе выполнения соответствующими организациями, международными банками своих функций происходит постепенное развитие частного права. На этот процесс оказывают влияние определенные факторы. В современном мире их существует всего три типа:
- В процессе глобализации, повышения информационного обеспечения хозяйственных отношений значительное воздействие имеют обороты отдельных видов товаров, услуг или работ. Раньше они не играли приоритетную роль в мировом хозяйствовании. Сегодня же на МФП в значительной степени влияют информационные технологии, телекоммуникации, а также товары, на который определяется массовый спрос.
- Повышение значения международной миграции рабочей силы в области торговли, которая обусловлена социальными, политическими, национальными причинами. Также к этой категории факторов относится отсутствие в стране рынка занятости, возможности повышения образования.
- Проявление новых направлений в области научно-технического прогресса нуждается в активизации потребности в регулировании методами частного права. В этой области оно оказывается все более необходимым. Это позволяет избежать столкновения между отечественным и иностранным законодательством. В этом случае удается сформировать единую юридическую основу для плодотворного сотрудничества. При этом удается усилить права, интересы сторон в процессе гражданского обмена.
Взаимодействие в сфере налогообложения
Международное финансовое право применяется в разных сферах взаимодействия. Одним из самых интересных является вопрос налогообложения. Нормы в этой области финансов оговорены преимущественно в соответствующих договорах. Они могут быть зафиксированы и в иных источниках. Это, например, могут быть акты, проработанные соответствующими отделами международных организаций.
В сфере налогообложения сотрудничество между странами происходит по следующим направлениям:
- Определение главных принципов в области обложения налогами.
- Приведение к единому стандарту законодательства в этом направлении.
- Способствование предотвращению двойного налогообложения, а также предотвращение уклонения от внесения соответствующих платежей в бюджет.
- Процедура регулирования определенных правил, которые касаются офшоров и «налоговых убежищ» в соответствующих участках мира.
- Сотрудничество, обмен информацией и прочее содействие в борьбе с налоговыми правонарушениями.
Предотвращение двойного налогообложения
Многие страны заключают договора о предотвращении уклонения от уплаты налогов, а также двойной их уплаты в бюджет. В таком документе предусмотрен перечень территорий, на которые распространяется подобное постановление. Также определяется перечень налогов, которые не будут оплачиваться производителем дважды. Так, если резидент России владеет капиталом или получает доход, которые облагаются налогом в другой стране, эта сумма вычитается из общей суммы отчислений в отечественный бюджет. Но такая разница не может быть выше, чем сумма такого налога в нашей стране.