Фуд-фотография - довольно серьезная и крупная сфера в любительской и коммерческой среде съемок. Существует множество профессиональных мастеров в этом жанре, но стать им действительно не просто, так как фуд-съемки включают в себя огромное количество мелочей и правил, которые действительно могут влиять на нашу оценку этих кадров. Сегодня постараемся узнать о них побольше и понять, как красиво фотографировать еду.
Определение
Начнем с определения, как правильно называется, когда фотографируют еду. На сленге профессионалов наиболее правильно называть эту сферу food-жанром. В переводе на художественный язык это направление можно назвать - натюрмортом. Стать профессионалом в этой сфере достаточно сложно, необходимо знать многие правила композиции, правила компоновки кадра, а также сочетаемость цветов.
Пройдемся по технике
Для того чтобы красиво снять еду, вам, несомненно, необходима камера или смартфон с хорошей оптикой. Но здесь стоит понимать, что если вы хотите заниматься этим профессионально, то необходимо снимать хотя бы на зеркальную систему с матрицой "кроп" формата. При возможности используйте модели с полным кадром, так как они считаются более профессиональным решением, имеют больший динамический диапазон и в целом по всем параметрам чуть-чуть обходят камеры "кроп" формата.
Необходимые объективы
Что касается объективов. Снимать можно практически на любой объектив, но, опять-таки, это не всегда правильно. Так как фуд-жанр это практически подвид макро съемок, то можно сказать, что для этих целей лучше всего подойдут макро объективы. Чаще всего они имеют фокусное расстояние в 85-100 мм и значение диафрагмы около 2-2,8 Они идеально подходят для этих задач, имеют отличную резкость по краям и центру кадра, а также практически не искажают пространство, так как угол зрения объектива с фокусным расстоянием в 85 мм практически сопоставим с углом зрения человеческого глаза, поэтому можно сказать, что данные объективы просто передают картинку такой, какой ее видит человеческий глаз. При этом существуют как профессиональные модели, так и любительские.
Освещение
Помимо самой камеры и объектива в фуд-фотографии очень важно иметь хорошее освещение. Бывает несколько типов освещения: мягкий, рассеянный свет и жесткий. Они подходят для абсолютно разных целей, так как мягкий свет дает нам очень приятную и плавную картинку без лишних резких теней. Жесткий же свет больше сравним с солнечным светом, так как дает довольно резкие тени и в большинстве случаев не подходит для съемок еды. Чтобы получать правильный свет в любое время года, можно купить синхронизатор и пару вспышек с рассеивателями. Все, вы готовы к тому, чтобы делать крутые кадры, но если у вас все же нет достаточных средств для покупки необходимого студийного оборудования, можно использовать естественный источник освещения, то есть солнце. Можно поставить площадку перед окном и снимать. Но, так как мы знаем, что солнечный свет довольно жесткий, то нам необходим рассеиватель и еще некоторое оборудование. Подробнее о том, как фотографировать еду в домашних условиях, как создать домашнюю студию чуть позже. Пока изучим основы.
Приемы композиции
Итак, с техникой разобрались. Но давайте подумаем логически, вы когда-нибудь видели фотографию еды, где в кадре находится только главное блюдо? Вы не найдете такой кадр, где в центре композиции был бы только один объект. Замечали ли вы, что в каждом кадре добавлены какие-то зернышки, специи, травы, красивые столовые приборы, все это добавляет живости и натуральности кадру, нашему глазу есть на чем остановить свой взор, и это самое главное, здесь у нас нет красивого человека или природы, но кадр должен цеплять внимание зрителя, заставлять его вновь и вновь рассматривать его. Каждая мелочь будет помогать это сделать, потому что человеку будет интересно рассмотреть всю композицию.
Основа всего
Для того чтобы снять красивый снимок, необходим хороший фон. Зачем? Все это потому что весь смысл фуд-фотографии - придать объема кадру, сделать его более привлекательным и аппетитным, то есть чем больше фактурных вещей мы будем использовать, тем более объемным будет казаться наша композиция. В настоящее время мастера создания таких площадок умеют имитировать практически любые поверхности: бетон, дерево, штукатурку и другие материалы. Причем если присмотреться, то среди фактур фонов практически нет гладких и ровных структур, практически всегда это декоративная штукатурка или состаренное дерево. Такие поверхности бывают разных размеров и стоят не так много, чтобы на них экономить.
Цветовой круг
Но и здесь есть свои хитрости. Как вы, наверное, видели фотофоны бывают разных окрасок, и возникает вопрос, какую еду лучше фотографировать на бирюзовом фоне. Ответ на него можно найти в теории колористики. Существует такое приспособление, как цветовой круг. Он создан для людей, работающих с компоновкой одежды или предметов в кадре, чтобы они могли правильно подбирать правильные сочетания цветов.
На одной стороне круга располагается гид по смешению цветов, он показывает результат добавления одного колера к другому. На некоторых цветовых кругах на этой же стороне располагается шкала насыщенности, которая позволяет производить калибровку цвета, она показывает оттенки черного и белого колера, грубо говоря, градиент от черного к белому. На другой стороне цветового круга находится схема цветовых сочетаний. Что она показывает? С помощью этой схемы можно подобрать один, два или три дополнительных оттенка к одному основному. Первый способ - комплиментарное сочетание. Этот способ основывается на контрасте между двумя цветами, то есть по этому кругу выбираются два противоположных цвета, которые в одной композиции будут смотреться ярко и выразительно. Есть разделенно-комплиментарное сочетание, когда мы берем один основной и два дополнительных цвета, которые схожи по тону. Этот метод также основывается на цветовом контрасте, но здесь он не так выражен, как в первом методе. Есть также треугольное и прямоугольное сочетание, благодаря этим сочетаниям можно к основной гамме подобрать два или три дополнительных оттенка. Цветовой круг это один из самых важных приемов в любом жанре фотографии, а также является основным инструментов в колористике.
Home-студия
А теперь о том, как правильно фотографировать еду в домашних условиях без профессионального оборудования. Мы уже выяснили, что если у вас нет средств на покупку профессиональных осветительных приборов, то можно снимать и с помощью естественного освещения, но свет от него получается довольно жесткий для наших целей. Что же делать? Выход есть! В первую очередь, нам нужно смягчить поток света. Для этого можно использовать рассеиватель, который требует некоторых средств. Чаще всего рассеиватели стоят не дороже 3 000 рублей. Но если у вас совсем нет средств, можно пойти в канцелярский, творческий или художественный магазин и купить там следующие вещи: кальку, белый пенокартон и черный пенокартон, а также канцелярские зажимы. Для чего нам все это нужно? Во-первых, нам нужно из белого пенокартона вырезать что-то на подобие рамки. Внутреннюю часть выбрасывать не нужно! Она еще понадобится! Далее по размеру рамки вы вырезаете кусок кальки, и прикрепляете ее к этой импровизированной рамке с помощью канцелярских зажимов, вот и готов наш рассеиватель. Из внутренней части белого пенокартона мы получаем импровизированный отражатель, так как белый пенокартон прекрасно отражает свет. А черный лист пенокартона будет выступать в качестве так называемого черного "флага", он нужен для того, чтобы отсеивать лишний свет и делать фотографии в "темном ключе". Далее мы выставляем наш рассеиватель напротив окна, а отражателем заполняем тени, образовавшиеся с противоположной стороны. Вот и все, ваша домашняя студия готова.
Коммерческая сфера
С коммерческой сферой food-съемок дела обстоят немного тяжелее. Как фотографируют еду для рекламы? Для этого нужно иметь достаточно обширный арсенал оборудования, всевозможных вспышек, насадок и другого. Да, у вас может не быть профессионального оборудования, а всего лишь любительское, но вы в любом случае должны сначала изучить все приемы композиции, цветовых сочетаний, а также программы ретуши и обработки. Как фотографировать еду для меню? Обычно, при работе у человека не всегда есть возможность использовать естественное освещение, так как заведение может располагаться в подвальном или плохо освещенном месте. В таком случае у вас есть только один способ, при котором вы сможете отснять эту сессию - использование студийного, искусственного освещения, а здесь уже намного труднее создать мягкий свет, который бы не давал жесткие тени. Для его создания вам потребуется, как минимум, две вспышки с софтбоксами. Чаще всего такие съемки производят на нейтральных, однотонных тонах, чтобы в меню они смотрелись гармонично и не были пестрыми и разноцветными.
Подведем итоги
В целом, фуд-фото - это довольно специфичный жанр искусства, так как необходимо выбирать другое оборудование. Приемы композиции здесь играют самую большую роль в создании красивого кадра. Нужно знать, как правильно разложить каждое семечко или крошку, чтобы они гармонировали между собой и притягивали наш взгляд. Лучше всего начинать заниматься фуд-фотографией с домашних съемок, участвовать в специализированных конкурсах по этому жанру съемок. Навык приходит с опытом, экспериментируйте, пробуйте разные схемы света, снимайте разнообразные продукты, так как каждое блюдо требует определенного подхода. Надеемся, благодаря статье вам стало понятно, как фотографировать еду, вы узнали основные приемы, техники съемки, а также технические подробности. Все это поможет вам стать настоящим профессионалом в этой сфере искусства.