Период в музыке: строение периода, формы и виды

Период в музыке – это одна из самых простых форм композиции. В переводе означает «круг», «обход». Обычно включается в состав более масштабных форм, но иногда может иметь и отдельное, самостоятельное значение. Наиглавнейшая задача периода – выразить оконченное предложение (одну из тем) в произведении гомофонно-гармонического сложения.

Гомофонно-гармоническая фактура – один из способов изложения музыки, при котором один голос является мелодией, а другие лишь подчиняются ему (выполняют функцию аккомпанемента).

Виды периодов в музыке

Типы периодов.

Их существует очень много, но условно они делятся по определенным качествам:

1. По виду построения:

а) квадратные

  • число тактов составляет 8, 16 или 32;
  • периоды, которые делятся на 2 равных по длительности предложения.

б) неквадратные

  • расширенные (второе предложение увеличено);
  • сокращенные (второе предложение сокращено);
  • симметричные (две музыкальные мысли одинаковы по длительности, но не соответствуют нормам квадратности, например, количество тактов может составлять 6+6, 7+7 тактов).

в) периоды из трех музыкальных предложений; в качестве примера можно назвать прелюдию № 9, ми мажор Ф. Шопена; предложения составляют по 4 такта в каждом.

2. По тематизму:

а) повторный

б) точный; видоизмененный - также делится на две разновидности периода: варьированный (происходит изменение некоторых частей темы: ритма, мелодии, лада, фактуры изложения); при этом тему все равно можно узнать; пример – соната ре мажор, 1-я часть Й. Гайдна; в секвентном периоде особых изменений нет, просто тема проводится на другой высоте; пример периода в музыке: 2-я часть концерта ля минор Э. Грига.

в) неповторный; в таком периоде в музыке каждое предложение обладает своим уникальным материалом, а второе предложение продолжает тему; в качестве примера можно назвать 2-ю часть «Патетической сонаты» Л. Бетховена.

3. По тональному оформлению:

а) модулирующий; применяется исключительно как элемент крупных форм.

б) немодулирующий.

Построение

Одной из самых популярных разновидностей гармонического строения периода в музыке является модуляция, которая происходит во втором предложении. Чаще всего отклонение происходит в сторону доминанты, что делает форму периода более динамичной.

Музыкальный синтаксис – раздел знаний о строении музыкальной речи. Условно отдельные части произведения называют построениями. Эти элементы разделяются границами – цезурами. Вот ее признаки:

  • Использование долгой длительности.
  • Пауза.
  • Контраст.
  • Повтор.

Признаками законченности периода служат лад и метрическая основа.

Каденции в периоде.

Каденции

Одна из тем каждого периода в музыке определяется как основная. Таким образом, появляется период, в котором есть симметрия двух предложений, из которых он состоит. Обычно их начало идентично или похоже, но завершаются такие музыкальные мысли разной каденцией, причем во втором случае более завершенной.

Каденция – гармонический оборот, который завершает любое музыкальное построение.

Чаще всего происходит совместное использование половинной и полной каденций. Тогда в первом предложении мысль заканчивается доминантой, а во втором – тоникой. Такое соотношение – это простейшая автентическая последовательность. Благодаря ей период становится цельным и структурированным.

Иногда применяется другое сочетание каденций: полная совершенная и неполная совершенная. В редких случаях используется обратный порядок: совершенная – несовершенная, полная – неполная.

Кроме того, формы периодов в музыке иногда бывают с одинаковыми каденциями.

Метрическая основа

В периоде играет очень важную роль. Типичная метрическая основа для хоть и не абсолютного большинства жанров европейской музыки – квадратность. При ее использовании количество тактов в каждом периоде равняется степеням двойки: 4, 8, 16, 32.

Такой результат получается благодаря постоянной смене легких и тяжелых тактов (или наоборот). Таким образом, небольшие подгруппы образуют более масштабные – в 8, 16 и 32 такта.

Безусловно, помимо данной структуры, есть и другие, которые также встречаются в музыке разных стран. Период образуется, если отличия не выходят за рамки в каком-либо жанре и стиле. Признаками таких структур являются метрическое строение и гармонический склад.

Метрическая основа.

Метрическое строение

Рассмотрим его:

а) Квадратная симметрическая основа может быть изменена с помощью расширения второго предложения. Такой период называется расширенный, и он также весьма распространен. Его схема может выглядеть так: 4+6, 4+5, 4+7 и пр.

б) Кроме расширенного периода, встречаются неквадратные периоды, в которых второе предложение сокращено.

в) Существует и принципиально иной тип периода по метрической основе, в котором неквадратность появляется как свойство, характерное для данной музыки, а не как преодоление квадратности.

Интересно отметить, что такой вид периода характерен для русской классической музыки. Количество тактов при этом может варьироваться: 7+9, 5+5, 5+7.

В неквадратном периоде после завершающей каденции композитор может дополнить произведение одним или несколькими построениями, которые будут частью предыдущего периода, а не самостоятельными единицами.

Гармонический склад

Если одно предложение не повторяет первое, а содержит уникальный музыкальный материал, период называют неповторным (периодом единого строения). Объединяться они будут путем сопряжения каденций.

Очень часто период повторяется наряду с фактурными изменениями. Если они значительно влияют на гармонический склад, то музыкальное построение заканчивается в другой тональности. В таком случае возникает не период, а цельная структура сложного периода.

Сложный период.

Сложный период

Так называется сочетание двух простых музыкальных периодов.

Возникновение этой формы связано с европейской профессиональной музыкой, когда произошла в смену полифонического и гомофонно-гармонического стилей.

Сформировался сложный период в музыке в основном благодаря народным и бытовым танцам, песенно-танцевальным жанрам. Стремление к квадратному построению периода также взялось отсюда, ведь именно на его основе создается танцевальная музыка. И в целом для музыки западно-европейских стран (Италия, Франция, Австрия) характерно использование квадратности.

Русские композиторы.

Для русской же музыки, напротив, больше свойственна протяженность. Органическая неквадратность очень популярна в русской классике. Например, в творчестве С.В. Рахманинова и М.П. Мусоргского.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.