Строительству Северо-Европейского газопровода предшествовали долгие и трудные переговоры между всеми странами-участницами, государствами Балтии, Восточной Европы, Скандинавии. Прежде чем начать прокладывать по дну Балтийского моря трубу, требовалось урегулировать множество вопросов экономического, политического и экологического характера.
Причины начала строительства
Заинтересованность в строительстве нового газопровода, проходящего в обход традиционных маршрутов экспорта газа с Ямала и из Восточной Сибири, проявили несколько крупных европейских держав.
Одной из главных причин для строительства Северо-Европейского газопровода послужило желание стран-импортеров снизить зависимость от транзитных государств. Россия также была заинтересована в увеличении объемов экспорта природного газа и повышении стабильности во время транзита.
Одной из предпосылок для начала строительства послужили частые конфликты между газодобывающими компаниями России и Украиной, которую «Газпром» неоднократно обвинял в несанкционированном отборе газа из трубы и шантаже. Украинские власти регулярно грозились прекратить транзит газа в Европу в случае, если российская сторона не согласится на снижение цен.
Начало строительства
Строительство Северо-Европейского газопровода началось в 2010 году. В подготовке и реализации технически сложного проекта принимали участие Россия, Германия, Голландия, Франция. Однако полноценная реализация была невозможна без консультаций с другими странами балтийского региона. Эстония, Латвия, Литва и Польша предприняли ряд попыток отсрочить момент начала строительства трубопроводной системы.
Причина, по которой некоторые страны Балтии препятствовали процессу, состояла в том, что логистика Северо-Европейского газопровода изменяла существующий экономический ландшафт региона.
Позиция Финляндии
В свою очередь Финляндия выдвигала крайне жесткие экологические требования к проектам. Учитывая то, где находится Северо-Европейский газопровод, потребовался целый ряд серьезных экологических экспертиз.
После соблюдения всех необходимых формальностей Финляндия дала свое согласие на реализацию проекта. Одной из причин, по которой Финляндия согласилась на строительство экологически опасного газопровода, является то, что природный газ имеет самый низкий уровень выброса углекислоты, а значит, в конечном счете реализация проекта становится экологически оправданной.
Основные характеристики газопровода
С начала своего строительства проект предполагал ответвления в Калининградскую область, Финляндию, Швецию, Голландию и Великобританию. Общая протяженность газопровода составляет порядка 3000 км, однако сухопутная часть, расположенная на территории России, не превышает 897 км.
Основным поставщиком сырья для Северо-Европейского газопровода является Южно-Русское месторождение, которое находится в восточной части Ямало-Ненецкого автономного округа.
Хотя газопровод является частью сложной европейской системы транспортировки газа, основной его частью, получившей название «Северный поток», являются две трубы, проходящие по дну Балтийского моря. Это наиболее технически сложная часть системы.
Говоря о том, где находится Северо-Европейский газопровод, можно смело отметить, что начальная точка подводного маршрута размещена в бухте Портовая в Ленинградской области. Здесь расположена компрессорная станция, которая и закачивает природный газ в трубу.
Далее труба уходит под воду и показывается на суше лишь в немецком городке Грайфсвальде. Примечательно, что морской маршрут не проходит по территории какого-либо государства, так как проложен в нейтральных водах.
Уникальные особенности инфраструктуры
Реализовать столь амбициозный проект было непростым делом. Например, компрессорная станция «Портовая» считается уникальным в своем роде объектом мировой газовой инфраструктуры. Ее общая мощность равна 366 МВт.
Благодаря подобному показателю удается достигать давления 220 бар на входе. На выходе в Германии давление составляет уже 106 бар, но все еще остается достаточным для транспортировки сырья на сто километров. Таким образом, благодаря уникальному техническому решению в России на протяжении всего маршрута удается подавать газ в бескомпрессорном режиме.
Северо-Европейский газопровод, 2 нитки которого способны транспортировать 55 000 000 000 кубических метров газа в год, является самым протяженным подводным трубопроводом для газа на планете.
Береговая инфраструктура «Северного потока»
С технической точки зрения Северо-Европейский газопровод – это подводная часть большой петли на газопроводе "Ямал — Европа". Начало его находится в городе Грязовце Вологодской области. Именно оттуда в 2012 году был построен трубопровод в Выборг. Длина этого отрезка Северо-Европейского газопровода составила 917 км.
Для того чтобы обеспечить связь «Северного потока» с европейской газовой инфраструктурой, были построены две новых магистрали в Европе. В Германии построили OPAL, а газопровод NEL позволил транспортировать российский газ в Северо-Западную Европу.
Полноценное функционирование этого проекта было бы невозможно без обеспечения мощной ресурсной базы. Для того чтобы обеспечить бесперебойную наполняемость трубы, были разработаны два новых месторождения. Первое, Южно-Русское, расположено в районе города Уренгоя. Второе — на полуострове Ямал, оно называется Бованенковское.
Оба этих месторождения были связаны с общей российской системой транспортировки природного газа через строительство новой ветки "Бованенково — Ухта", длина которой составила 1100 км.
Исследования перед строительством
Подготовительные работы к строительству подводного участка начались в 1997 году. Были проведены сложные научные исследования, благодаря которым стало возможным определить будущее маршрута газопровода.
В 2000 году Евросоюз принял решение присвоить этому проекту статус Транс-Европейской сети. При этом уже на начальном этапе стоимость исследовательских работ составила 100 000 000 €.
Спустя еще пять лет на территории России начались работы по строительству сухопутных частей Северо-Европейского газопровода.
Экологическая безопасность и технические трудности
Как только европейские политики начали публично обсуждать возможный транспортный проект, существенное беспокойство высказали экологи. Помимо того, что регион Балтийского моря является крайне хрупким с экологической точки зрения, имеются еще и такие неожиданные сложности, как последствия Второй мировой войны. Как известно, на дне моря в большом количестве находятся затонувшие корабли с боеприпасами, противокорабельные мины, а также захоронения взрывчатки послевоенного времени.
Все эти факторы могли негативно сказаться как на строительстве газопровода, так и на последующей его эксплуатации. В случае непредвиденной детонации старых снарядов могла произойти утечка газа в море, что привело бы к грандиозной экологической катастрофе. Поэтому потребовалось большое количество времени на всестороннее исследование возможных рисков, чтобы их предотвратить.
Отдельно исследовались последствия строительства трубопровода на миграции рыбы. Однако в результате специалисты пришли к выводу, что долгосрочного влияния на численность и миграционные маршруты газопровод не окажет, и после завершения строительства морские обитатели смогут вернуться на привычное место.
Расширение проекта
Убедившись в безопасности и эффективности технологии прокладки труб по морскому дну на проекте «Северный поток», партнеры решили увеличить транспортную мощность проекта за счет прокладки 3 нитки Северо-Европейского газопровода, также известного, как «Северный поток-2».
Нет ничего удивительного в том, что проект, затрагивающий интересы многих стран региона, вызвал широкую общественную и политическую дискуссию. Вновь противниками проекта выступили страны Балтии, а также Польша.
Одним из главных подрядчиков проекта выступила петербургская компания ООО «Логистика Северо-Европейских Газопроводов», которая специализируется на строительстве и эксплуатации газопроводов в сложных условиях.
Новый проект прошел те же стадии согласования, что и первый. Вновь были учтены интересы всех заинтересованных стран региона в области экологии. Однако были применены и некоторые инновационные технологии, способствующие большей безопасности эксплуатации.
Стартовой точкой нового газопровода был выбран порт Усть-Луга на южном берегу Финского залива. Одновременно с началом строительства трубопровода началось возведение Балтийского СПГ, для которого также построили ответвление длинной в 360 км.
Технология укладки труб
Длина новой нитки газопровода составила 1200 км. Для ее строительства требовались более 200 000 труб, каждая из которых нуждалась в специальной обработке и защите от агрессивной среды Балтийского моря.
Укладкой труб на морское дно занимается автоматизированная платформа, скорость которой составляет порядка 3 км в сутки, то есть 1224 км могут быть уложены примерно за 14 месяцев. Подобная технология подразумевает автоматическую кладку готовых труб на дно с соединением их высокоточной сваркой. Поверх соединенных труб натягивают термоусадочные манжеты.
Однако прежде чем укладывать конструкцию на дно, ее необходимо подготовить. Еще на суше каждую трубу покрывают специальным антикоррозийным слоем, состоящим из эпоксидных смол, полиэтилена и железобетонной рубашки.
Критика проекта «Северный поток-2»
В то время как первый "Северный поток" подвергался критике главным образом из-за риска для экологии региона, вторая часть проекта критикуется за его бесперспективность в смысле экономической выгоды.
Хотя проектировщики заявляют о том, что газопровод окупится через восемь лет, многие экономисты критикуют эту позицию. В последнее время в мире наметилась тенденция к снижению цены на природный газ, а также уменьшился объем потребления этого топлива. Все это может привести к тому, что срок окупаемости проекта может растянуться до 30 лет и более.
Однако на это утверждение можно возразить тем, что срок окупаемости «Северного потока-1» составит не более 14 лет. Кроме того, хотя инвестиции в подобные проекты считаются рискованными, они могут также приносить и значительные дивиденды в случае успеха. И в ситуации с Северо-Европейским газопроводом, фото есть в статье, на риск пошел итальянский банк "Интеза Санпаоло".