Премьера одного из немногих советских фильмов, получивших престижную кинопремию "Оскар", состоялась в конце 1979 года. Сюжет фильма "Москва слезам не верит", лирической истории о том как три провинциальные девушки приехали покорять большой город, оказался близок многим кинозрителям. Картину для проката купили компании ста стран мира, только в Советском Союзе за год ее посмотрело около 90 миллионов человек.
История о дважды совравшей женщине
Первоначальный сценарий, который лег в основу картины, был написан Валентином Черных для конкурса на лучший фильм о Москве. Бытовая история о провинциальной девушке, которая приехала работать в столицу, называлась "Дважды солгавшая". Потому что ее история начиналась с того, что сначала она выдавала себя за коренную, обеспеченную москвичку перед молодым ухажером, а потом, когда уже работала директором текстильной фабрики, скрывала это от другого мужчины.
Будущего режиссера "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова сценарий не впечатлил. Во многом из-за негативного отзыва признанного мастера Яна Фрида, выдающегося советского сценариста и режиссера среди работ которого "Двенадцатая ночь", "Собака на сене", "Дон Сезар де Базан". Но с другой стороны, Меньшову была близка идея покорения столицы, преодоления трудностей адаптации к жизни в большом городе, поскольку он сам прошел такой же путь.
Работа над сценарием
Режиссер предложил Валентину Черных существенно переработать сценарий, но тот категорически отказался. Тогда за работу взялся сам Владимир Меньшов. Как он говорит, его очень привлекла сцена, где главная героиня заводит будильник и засыпает в слезах, а в следующем кадре просыпается уже через двадцать лет и будит взрослую дочь. Вначале даже посчитал, что пропустил несколько страниц. Но потом понял, что это такой сюжет с прыжком во времени и мысль заработала.
В результате сценарий увеличился с 60 до 90 страниц, появились новый герои и сюжетные линии. Например, истории опустившегося хоккеиста Гурина и сцены в клубе знакомств в фильме "Москва слезам не верит" 1979 года в первом варианте сценария не было. Также появился начинающий актер Иннокентий Смоктуновский. Меньшов для этого написал эпизод с посещением фестиваля французских фильмов, где героини картины с восторгом смотрели на советских кинозвезд. Тогда как у Черных они были у аргентинского посольства и просто смотрели, как съезжаются гости на дипломатический прием.
В первоначальном варианте директор фабрики и городской депутат Екатерина Тихомирова должна была вести прием избирателей, но режиссеру показалось это скучным. И начальница в фильме поехала в клуб знакомств, где директриса в исполнении Лии Ахеджаковой сватала ее за ответственного работника главка.
Главная героиня
На главную роль Кати Тихомировой приглашали Ирину Купченко, Жанну Болотову и Анастасию Вертинскую. Однако все они, прочитав сценарий, отказались. Производственная мелодрама их не заинтересовала. Маргарита Терехова предпочла сняться в "Трех мушкетерах". Наталья Сайко первые пробы прошла, но потом оказалось, что она плохо смотрится в кадре с Гошей (Алексей Баталов).
Веру Алентову в "Москве слезам не верит" ее муж, режиссер Владимир Меньшов, не рассматривал. Поскольку, по его мнению, она не подходила, кроме того была старше своей основной партнершей Ирины Муравьевой на семь лет. Однако на пробах актриса смотрелась убедительнее большинства других и очень органично выглядела в сценах с Гошей, любимым мужчиной главной героини. Меньшов, рассказывая, как снимали "Москва слезам не верит", всегда подчеркивает, что было очень тяжело работать с женой. Они постоянно говорили о съемках, спорили и скандалили. Очень давило то, что многие считали, будто роль Алентова получила как жена режиссера.
Другие женские роли
Для Ирины Муравьевой "Москва слезам не верит" стала одной из ее знаковых работ, благодаря которой ярко раскрылся талант актрисы. Она играет Людмилу, одну из трех подруг, приехавших по лимиту на работу в советскую столицу. Очень инициативную и деятельную, стремящуюся любой ценой закрепиться в Москве. Режиссер пригласил актрису после того, как случайно увидел ее в одном из телевизионных спектаклей.
Муравьева позже призналась, что просто разрыдалась, увидев впервые картину на монтажном столе. Людмила ей совсем не понравилась - грубая, невоспитанная, а иногда просто пошлая. Для нее это олицетворяло все, что она не любила в жизни и в людях. А вообще у ее героини был реальный прототип, знакомая сценариста - домработница, которая выдавала хозяина квартиры за своего дядю и тоже встречалась со спортсменом.
На роль третьей подруги, скромной девушки-маляра, пробовались многие известные советские актрисы, в том числе Галина Польских, Наталья Андрейченко, Людмила Зайцева и Нина Русланова. Однако, по мнению создателей фильма, лучше всех на пробах смотрелась Раиса Рязанова, которую позже и утвердил худсовет. С ней режиссер фильма познакомился в поездке по Сибири, где они выступали перед киносеансами. Создатели картины в статьях о том, как снималась "Москва слезам не верит", писали, что одни актрисы на них обиделись, не понимая, как им можно предлагать такие скромные роли, другие - потому что их не утвердили.
Интеллигентный рабочий
На главную мужскую роль, со слов Меньшова в интервью о том, как снималась "Москва слезам не верит", пробовались многие известные актеры. Он не утвердил таких звезд советского кино, как Виталий Соломин, Олег Ефремов, Вячеслав Тихонов. Режиссер даже подумывал о том, чтобы самому сыграть роль Гоши, но однажды увидел Баталова в картине "Дорогой мой человек", которая шла по телевидению. И сразу понял, кого нужно приглашать на роль рабочего- интеллигента. Однако тот долго не соглашался, поскольку был увлечен педагогической деятельностью во ВГИКе и давно уже не получал больших ролей. Кроме того, Алексею Баталову в "Москва слезам не верит" не нравилась и излишняя мелодраматичность, да и роль слесаря не вызывала восторга.
Некоторые сцены с Баталовым режиссер специально сделал более бытовыми. Гоша должен был по сценарию смотреть хоккейный матч, потягивая холодное пиво, а вместо этого взялся ремонтировать пылесос. А там, где должны были петь вместе с Колей песню "По Дону гуляет казак молодой", просто молча разделывает вяленую тараньку. Некоторые диалоги и сцены пришлось менять и по настоянию худсовета, например, убрали название авиакомпании "Эйр Франс" из их разговора о захвате самолета террористами.
Другие мужские роли
Актера Александра Фатюшкина сначала пробовали на роль Николая, мужа Тоси. Но ее решили отдать Борису Сморчкову, у которого всегда хорошо получались простые русские рабочие парни. После этого Фатюшкину была предложена роль спившегося хоккеиста Гурина. Актер позже говорил, рассказывая о том как снимали "Москва слезам не верит", что ему очень понравился его персонаж, и сильно жалел, что многие снятые кадры не вошли в окончательный вариант картины. Например эпизод, в котором хоккеист становится героем матча со шведской сборной в переполненном Дворце спорта "Лужники".
Но больше всего сожалел о сцене, которую изъяло из картины Госкино. Ближе к финалу все ключевые персонажи приезжают на дачу, три подруги сидят на завалинке и поют. В это время к ним подходит Гурин вместе с собутыльником и начинает препираться со своей бывшей женой Людмилой, прося трояк на выпивку. Ханыга кричит женщине, что он вырос на матчах ее мужа как личность, и возмущен тем, как она с ним разговаривает. Руководство советского кино тогда посчитало, что игрок сборной, даже бывший, не может так опуститься, раз обещал завязать, значит, так оно и есть.
Среди фамилий актеров "Москва слезам не верит" есть и Басов, который получил небольшую, но важную роль замначальника главка Антона. Для режиссера было очень важно, чтобы именно его герой сказал знаменитую впоследствии фразу: "В 40 лет жизнь только начинается". Остальное Меньшов придумал по ходу съемок, например, проблемы с желудком. Человек не вылезает из туалета, а все пытается познакомиться с девушками поближе. И зрителю становится понятно, что это за персонаж.
Москва 50-х
Перед создателями картины стояла сложная задача: необходимо было показать Москву 1950-х годов, когда происходят события первых эпизодов, а съемки проходили уже ближе к концу 1970-х. Места съемок фильма "Москва слезам не верит" должны были ассоциироваться у советских зрителей с послевоенными годами. Поэтому в кадры картины несколько раз попадают сталинские высотки, являющиеся знаковыми зданиями того периода.
Молодая Катя временно переезжает в квартиру своего родственника, профессора Тихомирова, находящуюся в таком доме. Ее веселая и шустрая подруга увязалась с ней, чтобы хоть немного пожить жизнью, о которой может только мечтать. Девушки входят в подъезд номер 1 на площади Восстания (сейчас Кудринская пл.), но дальше в фильме показывают фойе уже другой сталинской высотки, которая находится на Котельнической наб., 1/15.
Другим символом послевоенной эпохи в месте, где снимали "Москва слезам не верит", стало московское метро. Людмила знакомится с хоккеистом сборной Сергеем Гуриным, своим будущим мужем, на станции "Новослободская", которую замаскировали под станцию "Охотный ряд". Так называлась до переименования в 1958 года станция "Проспект Маркса".
Другие знаковые места
Фильм начинается с одной из самых красивых и популярных московских панорам- вида с Воробьевых гор. На кадрах метромост, проходящий через Москву-реку, и вдали Шаболовская телебашня, и строящееся еще тогда здание Российской академии наук, которое в "народе" называют «золотые мозги».
Многие улочки и здания, где снимали "Москва слезам не верит", легко узнаваемы многими зрителями. В том числе знаменитые интерьеры Библиотеки им. Ленина на Воздвиженка, 3/5, где Людмила пыталась познакомиться с состоявшимся ученым. И когда ее подруга спросила, собирается ли та смотреть, как читают, героиня Муравьевой ответила, что там есть еще и курилка. Ей же принадлежит и другая знаменитая фраза - она замечает Смоктуновскому: "Поздновато начинаете", когда тот представился как начинающий актер. В жизни он действительно начал довольно таки поздно сниматься в кино. Весь диалог происходит в Театре киноактера на ул. Воровского (сейчас Поварская), куда подруги пришли на фестиваль французского кино.
Производственные сцены в фильме "Москва слезам не верит" 1979 года снимали в цехах предприятия по производству химического волокна в Клину. Производство при съемках не останавливалось. Премьера картины состоялась в заводском клубе этого же подмосковного города.
Места, связанные с главными героями
Напротив дома номер 1, на знаменитой скамейке на Гоголевском бульваре, главная героиня в фильме появляется в двух эпизодах, когда встречается с отцом своего ребенка, телеоператором Рудольфом (Юрий Васильев). Первый раз, когда беременная девушка просит найти ей врача, чтобы сделать аборт. Поскольку молодой мужчина отказался на ней жениться, узнав, что она работница на заводе, а не дочь профессора Тихомирова. К счастью, по сценарию, дочка Александра (Наталья Вавилова) все-таки родилась. Во второй раз они сидят на этой скамейке, когда Екатерина, уже зрелая и успешная женщина, директор завода, а Рудольф, карьера которого не сложилась, просит ее позволить пообщаться с дочерью.
Екатерина просыпается уже 1970-х в своей квартире в одном из элитных домов на Мосфильмовской улице, построенных в 1972 году для высокопоставленных лиц. Коммунальная квартира, где жил Гоша, находилась в Лялином переулке, в одном из старых домов. В это время там шел капитальный ремонт с отселением. А драка Гоши с обидчиками Александры в подворотне, которая по сценарию проходит рядом, на самом деле снималась на Ленинградском шоссе, 7.
Судьба фильма
Принимал картину худсовет "Мосфильма", большинство членов которого посчитали ее дешевой мелодрамой, играющей на самых низменных чувствах кинозрителей. Только директор киностудии Сизов, как рассказывал Меньшов об истории создания фильма "Москва слезам не верит", сильно разозленный такими оценками, неожиданно поддержал фильм, сказав, что он получит много призов и будет пользоваться народной любовью. Но в частном разговоре с режиссером попросил вырезать слишком откровенные сцены. Меньшов уперся и не стал сокращать. Правда, к этому времени уже сильно урезали сцену встречи Кати с женатым любовником Владимиром (Олег Табаков) в его квартире. Судьбу картину решило то, что она очень понравилась Брежневу, который был просто в восторге.
Огромный кассовый успех фильма стал полной неожиданностью для кинематографических чиновников и критиков. Причем отличный финансовый результат был и в США, американцы купили картину и потом сами выдвинули ее на "Оскар". О получении престижной награды Владимир Меньшов узнал из телевизионных новостей. Только через восемь лет на церемонии премии "Ника" ему вручили статуэтку, которая хранилась в Госкино. Хотели только дать подержать "Оскар" и потом забрать назад, но Меньшов его не стал возвращать.