Кадастровый учет объектов недвижимости

Любой объект недвижимого имущества должен иметь свой кадастровый номер, и, соответственно, состоять на кадастровом учете. Это вызвано необходимостью подтверждения прав владельца на принадлежащее ему имущество. Поэтому, если вы рассматриваете возможность в скором времени приобретения недвижимости, необходимо изучить данный вопрос. Эта статья рассказывает о кадастровом учете недвижимости.

выдача документов

Что это такое?

Кадастровый учет объектов недвижимости - это специальная процедура, направленная на описание характеристик объекта недвижимости. Такое описание содержит определенный набор характеристик, присущих исключительно данному объекту. О выполнении собственником имущества этих обязательств свидетельствует наличие кадастрового паспорта. Чтобы не представлял собой объект недвижимости, постановка на государственный учет требуется практически для любого недвижимого имущества. Кадастровый паспорт можно оформить, обратившись в любую из нижеприведенных организаций:

  • Росреестр;
  • регистрационные палаты регионального типа;
  • МФЦ.

Что дает кадастровый паспорт?

Учет недвижимости в государственном кадастровом реестре является обязательным условием для совершения юридических действий с имуществом на законных основаниях. Владельцы недвижимости могут распоряжаться своим имуществом только в том случае, если эти объекты состоят на государственном учете. Только учтенная недвижимость может быть передана в дар, продана, разделена, арендована и т. д. В рамках федерального закона №141 оговорено условие, согласно которому любая приобретенная недвижимость обязательно требует регистрации.

Для какой недвижимости обязательно оформление кадастрового паспорта?

Основанием для постановки на данный учет является образование или создание нового объекта недвижимости, изменение его характеристик, а также прекращение его существования. В законе предусмотрена обязательная регистрация следующих объектов:

  1. Земельные участки: вновь созданные участки земли, ранее не состоявшие на государственном кадастровом учете, участки, полученные путем объединения или разделения уже учтенных участков.
  2. Построение нового здания.
  3. Объекты неоконченного строительства.
  4. Внесение значимых изменений на земельном участке или в помещении.
подача документов

Поставить на учет не получится территории и объекты, которые не могут быть приватизированы. К таким объектам относятся: заповедники; объекты лесного и водного хозяйства страны; земли, относящиеся к службам безопасности; территории, предназначенные для проведения испытаний военной техники и военных учений.

Кто оформляет документы?

Постановкой на кадастровый учет вправе заниматься:

  • Владелец имущества.
  • Съемщик (в случаях, когда срок аренды составляет от пяти лет и более).
  • Наследник имущества, имеющий право пожизненного наследования.

Заниматься постановкой на кадастровый учет указанные лица могут как самостоятельно, так и через своего законного представителя.

Часто собственники, которые приобрели имущество, требующее регистрации в государственном кадастре, задаются вопросом "Куда обращаться для оформления своих прав на недвижимое имущество?".

Для оформления всех документов обратиться следует в регистрационную палату. Обращение в Росреестр или кадастровую палату только затянет процедуру регистрации. Эти органы выполняют несколько иные функции. Только регистрационная палата вправе вносить и изменять данные о недвижимости в Единый государственный реестр.

Обязан ли застройщик проходить регистрацию имущества?

Если в дальнейшем застройщик не планирует распоряжаться имуществом, то на кадастровый учет он может его не ставить. Он это может сделать в любое другое время.

план дома

Если же сразу после завершения стройки застройщик намерен передать недвижимость для приобретения, то ему необходимо осуществить процедуру регистрации в кадастре для того, чтобы построенное имущество могло участвовать в гражданском обороте. Кроме того, для застройщика процедуру регистрации важно пройти перед тем, как объект будет передан управляющей организации или же перед продажей. Регистрировать вновь построенные объекты следует тогда, когда недвижимость полностью готова к использованию и эксплуатации.

Последствия приобретения неучтенной недвижимости

Сделка с объектом недвижимости, который не состоит на кадастровом учете, не может быть зарегистрирована. Только после регистрации в кадастре осуществление сделки становится возможным, а недвижимость может участвовать обороте. Поэтому следует внимательно отнестись к тому, какие документы застройщик предлагает вместе с недвижимостью.

Нередко застройщики пытаются продать подобные объекты, значительно снижая цену. Многих покупателей привлекает низкая цена, и они приобретают такую недвижимость. Проблемы возникают уже после покупки, когда собственник пытается зарегистрировать свое имущество.

измерение участка

Некоторые нюансы кадастрового учета недвижимости

В случае когда один объект недвижимости трансформируется в два или несколько объектов, кадастровый номер должен быть присвоен каждому из этих объектов. Снятие с кадастрового учета возможно в индивидуальном порядке. Поставить имущество на учет может только его собственник или его законный представитель.

выдача кадастрового паспорта

Регистрация земельных участков

Владельцам земельных участков необходимо пройти процедуру регистрации в ЕГРП. В ином случае право собственности на объект будет передано местным властям.

Законодательство в земельной сфере продолжает стремительно меняться. Правительство стремится свести к минимуму число неузаконенных участков, что приведет к росту налоговых отчислений в бюджет. Помимо регистрации земельных участков, планируется зафиксировать существующие их границы с внесением соответствующих поправок в государственный кадастр.

С 1 января 2018 года запрещено распоряжаться земельными участками, не прошедшими процедуру межевания. Такие участки не получится продать или подарить даже при наличии права собственности на них.

план участка

Оформить документы, обозначающие границы участка, обязаны и владельцы земли, прошедшие процедуру кадастрового учета земельных участков до 2008 года (когда процедура межевания не была обязательной). Только после выполнения процедуры межевания собственник участка получает кадастровую выписку.

По мнению аналитиков, большая часть участков, учтенных в кадастре, не имеют четких границ. Такая неопределенность отчасти вызвана упрощенной процедурой регистрации, утвержденной в так называемой дачной амнистии. Этот проект был разработан для упрощения регистрации земли. Воспользоваться положениями этого проекта смогли и собственники, не имевшие полного пакета правоустанавливающих документов, причем межевание земли при постановке на кадастровый учет по дачной амнистии не являлось обязательным.

По новому законодательству собственникам, зарегистрировавшим в кадастре свои участки по упрощенной системе, придется до конца 2018 года документально определить границы своих земельных наделов. В противном случае они рискуют лишиться прав на свои земли.

кадастровый учет

Кроме пункта об обязательном межевании с 2018 года появились и другие поправки в кадастре. Это прежде всего порядок оценки участков, на основании которой будет рассчитываться размер имущественного налога. Стоимость земель будет максимально приравнена к рыночной цене. Такие нововведения приведут к увеличению налоговых поступлений в бюджет. В случаях, когда собственник земельного участка не согласен с определенной для его участка кадастровой стоимостью и считает ее завышенной, ему придется оспаривать это через суд.

Постановка недвижимости на учет осуществляется на основе заявления лица, имеющего право регистрировать объект, а также прилагаемого к заявлению пакета документов.

Для постановки земельного надела на государственный учет потребуется подготовить следующие документы:

  • паспорт собственника;
  • документы, дающие право на регистрацию (например, договор купли-продажи земли, договор аренды или дарения и т. д.);
  • свидетельство о собственности;
  • план участка;
  • документы, подтверждающие прохождение процедуры межевания участка;
  • квитанцию об оплате пошлины.

После подачи документов объект будет поставлен на учет не позднее, чем через 3 календарные недели.

Заключение

Если учитывать вышеизложенную информацию, становится понятно, почему вопрос кадастрового учета объектов недвижимости настолько важен для собственника. В данной статье освещены ответы на вопросы, которые возникают у людей чаще всего при постановке на государственный учет своей недвижимости.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.