Многие родители стараются отдавать своих детей в гимназии и лицеи, считая, что вспомогательная школа походит только для «идиотов». Но как быть тем мамам и папам, в семье которых появился особый ребенок? К семи годам появляется серьезные проблемы, поэтому школа-интернат для некоторых становится единственным способом разрешения сложившейся ситуации.
Законодательная база
В Российской Федерации, согласно «Закону об образовании», каждому гражданину страны гарантировано право на получение качественного образования. Выбор учебного заведения, в котором ребенок будет получать ЗУН, могут делать родители.
ФЗ «Об образовании» касается и особенных детей. Вспомогательная школа — это учебное заведение, которое предназначено для особых детей. При выборе программы учитывается физическое состояние ребенка, берутся во внимание рекомендации доктора. При успешном прохождении начальной ступени в коррекционной школе родители могут записать малыша в обычное ОУ.
Разновидности
Вспомогательная школа в РФ имеет определенную классификацию. Рассмотрим виды таких учебных заведений:
- 1-го вида (предназначены для глухих детей);
- 2-го вида (для поздно оглохших и слабо слышащих малышей);
- 3-го вида (для детей с минимальным зрением и незрячих школьников);
- 4-го вида (для поздно ослепших и со слабым зрением);
- 5-го вида (для школьников со сложными нарушениями речи);
- 6-го вида (для малышей с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
- 7-го вида (при задержках психического развития);
- 8-го вида (для умственно отсталых детей).
Школы надомного обучения создаются для ребят, имеющих серьезные соматические заболевания. Школа-интернат санаторного вида предназначена для ослабленных ребят, а также для детей с разнообразными психоневрологическими болезнями.
Сложность выбора
Казалось бы, теоретически все ясно и понятно. Почему же мамы и папы ужасаются, если медиками и педагогами их ребенку предлагается вспомогательная школа? Некоторые готовы нанимать репетиторов с пятилетнего возраста, только бы оказаться в «обыкновенном» учебном заведении. Не все родители готовы смириться с тем, что у них растет особенный ребенок. Никто не хочет видеть сына или дочь в числе «отстающих», ведь «слабым» детям закрыта дорога в престижные учебные заведения. Многих такая перспектива пугает.
В основном школа для отстающих детей функционирует в виде интерната. Малыш живет там пять дней, а на выходные родители должны забирать его домой. Из-за серьезных проблем с психическим здоровьем, некоторые из таких детей опасны для общества, а потому их нельзя оставлять одних ни на минуту. Проблема заключается и в том, что в России мало специалистов, которые могут и хотят работать с «проблемными» учениками.
Как поступить
Некоторые родители соглашаются отдать малыша в коррекционный класс. Программа вспомогательной школы существенно проще, чем в обычных ОУ, поэтому больному малышу будет комфортнее. Ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, не сможет самостоятельно решать трудности, что будут появляться у него в процессе усвоения теоретических и практических умений и навыков. Вспомогательная школа помогает справляться с подобными вопросами, так как в ней работают узкие специалисты - дефектолог, психолог, олигофренопедагог.
Если родители настаивают, отдают малыша в обычную школу из-за насмешек одноклассников, у него может сформироваться ощущение неполноценности. К сожалению, детская жестокость, непринятие «особенных» детей — это основные причины суицида. Чтобы не потерять своего ребенка, мамы и папы должны серьезно и ответственно отнестись к словам психолога, доктора.
Последовательность действий
Предположим, что родители решили пройти комиссию, чтобы понять, насколько их малыш готов к обучению в обычной школе. Чем отличается вспомогательная школа? 1-е отделение предполагает детальную диагностику психологом особенностей интеллекта будущего первоклассника. По ее результатам психолог делает вывод о возможности освоения ребенком общеобразовательной программы, предлагаемой в рамках ФГОС второго поколения в российских школах.
Далее идет диагностика логопедом речевого развития. Проверяется фонематический слух, произношение звуков. По результатам обоих тестирований проводится консультация врача-психиатра. Параллельно с медицинским освидетельствованием воспитатель детского сада составляет на ребенка педагогическую характеристику.
На комиссии группа специалистов (детский психолог, психиатр, логопед) дают родителям рекомендации, предлагают (при необходимости) обучение в специальных коррекционных образовательных учреждениях. Представители ребенка имеют право согласиться (не согласиться) с советами.
Согласно российскому законодательству, без желания родителей нельзя зачислять ребенка в специализированный класс.
Особенности обучения в специальных ОУ
По каждому предмету создается специальное тематическое планирование. Вспомогательная школа работает по программам коррекции и развития речи (5-го вида):
- в 1-2-м классе проходят уроки правильного произношения;
- в классах от 7 до 12 человек;
- в первой половине дня проводятся уроки, вторая часть посвящается психологическим и логопедическим занятиям;
- нет уроков иностранного языка, так как особым детям трудно одновременно осваивать программы по двум языкам;
- проводится интегрированный курс «Окружающий мир и развитие речи»;
- обучение осуществляется на индивидуальном подходе к каждому ребенку.
В рамках общеобразовательной школы часто создают специальные коррекционные классы, в которых учатся ребята, имеющие нормальное интеллектуальное развитие, но проблемы с речью. После успешного прохождения программы начальной школы такими малышами их отправляют в обычные классы.
Обучение по коррекционной программе 7-го вида
По ней обучается особый ребенок, зачисленный в 1-й класс. Вспомогательная школа особое внимание уделяет дополнительному образованию. Помимо уроков, воспитанникам таких ОУ предлагаются кружки и секции спортивного, музыкального, художественного направлений.
Характерна и вариативность в обучении. В частности, на некоторые основные темы педагог уделяет больше часов, чтобы закрепить практические умения и навыки детей. Существует определенный стандарт, разработанный для коррекционных школ каждого типа. Выпускники таких учебных заведений должны соответствовать всем требованиям, указанных в ФГОС.
Спецшкола для детей с различными трудностями
Зачисляют в подобные образовательные учреждения детей, которые имеют проблемы с интеллектуальным и физическим развитием. По желанию родителей ребенок не может оказаться в коррекционной школе-интернате, если не было проведено специальной медико-психологической комиссии.
Только при соблюдении алгоритма, предполагающего предварительные диагностические исследования малыша психологом, психиатром, логопедом, вынесения рекомендательного вывода о направлении ребенка в специализированное учебное заведение, мамы и папы могут писать заявление о приеме своего малыша в спецшколу.
В том случае, если устраняются все проблемы, что были выявленны раннее специалистами, повторно собирается медико-психологическая комиссия. При вынесении ею положительного решения родители могут перевести школьника в обычное образовательное учреждение.
Практика свидетельствует о том, что такие ситуации встречаются достаточно часто. Именно поэтому психолог поясняет родителям, что обучение ребенка в коррекционной школе (на начальной ступени) вовсе не является приговором. Особому ребенку в спецшколе будет комфортно находиться, он сможет догнать сверстников по умственному развитию, а в некоторых случаях даже опередить их. Если специалисты рекомендуют ребенку какую-то конкретную программу, необходимо прислушаться к советам специалистов, чтобы своевременно помочь малышу справиться со сложностями в речи, проблемами в общении со своими сверстниками.