Субъект в философии — это некая единица, несущая в себе действия, сознание и познавательную деятельность, на которые она оказывает влияние, совершая какие-либо действия. Это может быть как один человек, так и группа лиц, вплоть до всего человечества в целом. Понятие субъекта в философии невозможно без некоторых определений.
Теория познания
Существует некая иерархия потребностей человека, где потребность в знаниях стоит далеко не на последнем месте. На протяжении всей истории человечества оно развивается, расширяя свои познания и границы. Технологии и умения человека сделали колоссальный скачок от изготовления орудий труда из камня и добычи огня до работы в интернете и создания "всемирной паутины".
Одним из главных субъектов истории в философии является общество. Его развитие рассматривается на данном этапе как переход от индустриального общества, основу которого составляло производство материальных благ, к информационному, основанному на производство знаний.
Яркая черта постиндустриального общества — постоянное увеличение ценности и способа получения знаний. Ежедневно человечество производит книги, создает информационные ресурсы, делает вклад в технический прогресс и науку, оцифровывает информацию.
В философии науки субъект познания является очень важным элементом. Науку о познании называют гносеологией.
Познание — это творческая деятельность человека, направленная на получение достоверной информации о мире.
С давних времен успех в получении знаний зависел, в первую очередь, от личной убежденности в собственной правоте. Люди отстаивали свои убеждения в тюрьмах и на эшафотах, до последнего не отказываясь от своего учения. Этот факт говорит о социальной природе познания: оно является отражением внутренней потребности общества, его убеждений и ценностей.
Виды деятельности, связанные с познанием
Процесс познания представляет собой совокупность определенных видов деятельности. Среди них такие процессы, как:
- Труд.
- Обучение.
- Общение.
- Игра.
Потребность в познании
Выражается в пытливости ума и попытках познать окружающий мир. Сюда же можно отнести духовные поиски, стремление познать неизведанное, объяснить непонятное.
Мотивы
Мотивы познания можно условно разделить на практические и условные. О практических мы говорим в том случае, если познание направлено на изучение какого-либо предмета с целью дальнейшего его продуктивного использования. Теоретические мотивы реализуются в тот момент, когда человек решает какую-либо запутанную задачу, получая от этого удовольствие.
Цель
Одной из целей познания выступает получение достоверных знаний об окружающем мире, предметах и явлениях. Но главная цель познания — получение истины, в которой полученные знания соответствуют действительности.
Средства
Методы познания могут быть разными: эмпирическими и теоретическими. В качестве основных выделяют наблюдение, измерение, анализ, сравнение, эксперимент и т. д.
Действия
Процесс познания состоит из последовательности определенных действий, разных для каждого метода и типа познания. Выбор того или иного действия зависит от множества факторов.
Результат
Результатом называют совокупность всех полученных знаний о предмете. Интересно, что не всегда то или иное открытие является результатом постановки конкретной цели. Иногда оно является следствием каких-то иных действий.
Оценка результата
Результат является удачным лишь в том случае, если он соответствует истине. Именно соотношение результата познания и фактов, известных ранее, или тех, что выяснятся в будущем, является показателем эффективности процесса познания.
Субъект познания
Субъект в философии — это, прежде всего, субъект познания, человек, наделенный сознанием, включенный в систему социокультурных связей, активность которого направлена на постижение тайн противопоставленного ему объекта.
Субъект познает себя через свои собственные открытия. Условно наше познание имеет два уровня: сознание и самосознание. Сознание дает нам понять, с чем конкретно мы имеем дело, что мы видим перед собой, описывает очевидные свойства предмета или события. Самосознание же описывает эмоции и оценочные суждения, связанные с этим предметом или явлением. Обе эти стороны сознания всегда идут бок о бок, но никогда не воспринимаются одинаково и в полную силу ввиду его узости. Иногда человек ясно видит какой-либо предмет, может описать его форму, консистенцию, цвет, размеры и т. д., а иногда он может более точно выразить лишь свои ощущения, касающиеся этого предмета.
Познание, как правило, начинается с ощущения человеком не самого себя, а окружающего мира, и эти ощущения напрямую связаны с телесным опытом. Изучая те или иные тела, мы, в первую очередь, выделяем те, что напрямую связанны с нами. В своем роде они представляются нам единственными, никогда не покидая нас, в отличие от других тел. Мы ощущаем все, что с этим телом происходит.
Так, например, контакт этого тела с чем-то посторонним ощущается нами не только визуально, но и на уровне чувств. Любые перемены, касаемо этого предмета, отражаются в нашей жизни приятными или неприятными нам событиями. Свои желания мы так же можем реализовать через эти тела. Желая приблизить к себе что-либо, мы приближаем это к телу, желая отдалить — отдаляем. В результате складывается ощущение, что мы — одно целое, все его действия — наши действия, его движения — наши движения, его ощущения — наши ощущения. Эта ступень самопознания учит нас отождествлять заботу о себе с заботой о своем теле.
Способность отвлечения развивается в нас чуть позже, постепенно. Постепенно мы учимся отделять умственный взор от образов, которые создает внешняя чувственная действительность, сосредотачивая свое внимание на явлениях своего внутреннего, духовного мира. На этом этапе мы находим в себе колоссальное разнообразие мыслей, чувств и желаний.
Таким образом, в философии сознания субъект — это нечто очевидное, он является сущностью человека и выражается в явлениях, непосредственно воспринимаемых человеком, но скрытых от посторонних взглядов. Он воспринимается как внешний объект, который порой являет сопротивление человеческой воле.
Концепции субъекта
Концепции субъекта в философии — это некие разновидности трактовки этого понятия. Их существует несколько. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Психологический (изолированный) субъект
Данная концепция полностью отождествляет субъект с человеческим индивидом, который осуществляет познавательный процесс. Эта концепция наиболее близка к современному реалистическому опыту и наиболее распространена в наши дни. Согласно ей, познающий — это лишь пассивный регистратор внешних воздействий, которые с той или иной степенью адекватности отражают объект. Такой подход не учитывает активный и конструктивный характер поведения субъекта — того, что последний способен не только отражать, но и формировать объект познания. Здесь очень важно понимать соотношения субъекта и объекта познания в философии.
Трансцендентальный субъект
Данная концепция говорит о существовании, так называемого инвариативного (познавательного) ядра в каждом индивидууме. Это ядро обеспечивает единство познания в разных эпохах и культурах. Выявление этого момента является очень важным этапом всей теоретико-познавательной деятельности. Впервые подобную трактовку субъекта в философии науки дал Иммануил Кант.
Коллективный субъект
Согласно данной концепции, субъект реализуется посредством совместных усилий многих индивидуальных психологических субъектов. Он достаточно автономен и не сводится к совокупности индивидуальных субъектов. Яркий пример подобного субъекта — научно-исследовательская группа, профессиональное сообщество и все человеческое общество в целом.
Объект философии
Проблема субъекта в философии не может быть полностью раскрыта без изучения понятия объекта.
Объект в философии — это некая категория, представленная окружающим миром, юниверсумом и всеми протекающими в нем процессами, и происходящими в нем явлениями. Они особенны тем, что на них направленна вся познавательная деятельность субъекта. В философии это понятие активно изучалось.
Как и в любой другой науке, в философии присутствует свой исследовательский объект, содержащий свой список соответствующих категорий. Понятия проблемы субъекта и объекта в философии весьма неоднозначны, конкретизировать их не представляется возможным, так как философия лишена математической точности, а ее границы весьма размыты.
Несмотря на это, все же возможно сформировать общие тезисы. Так, например, отмечается особая взаимосвязь объекта и предмета философии. Иногда эти понятия даже могут отождествлять между собой. Так, например, когда объектом философского учения является универсум, то есть окружающий мир, то философским предметом выступает человеческая деятельность, осуществляемая в этом мире, а также взаимоотношения человека с миром в самых различных формах.
Процесс научного познания является системным образованием. В качестве его основных элементов выделяют субъект и объект познания. Подводя итоги, можно дать общее определения основным понятиям, связанным с теорией познания.
Субъект познания несет в себе определенную деятельность, источник активности, направленной на предмет познания. Субъектом может быть отдельный индивид, социальная группа. Если субъектом является отдельная личность, то его ощущение собственного «Я» определяется всем культурным пространством, создававшимся человечеством на протяжении всей истории. Успешная познавательная деятельность субъекта возможна лишь в случае его активного участия в познавательном процессе.
Объект познания в чем-то можно противопоставить субъекту. Он может быть как материален, так и абстрактен.
Объектами познания могут быть так же и результаты познания: итоги экспериментов, умозаключения, наука и научные теории. В более широком смысле объектом познания становятся вещи, не зависящие от человека, которые он осваивает в ходе познания и какой-либо практической деятельности.
Понятия объекта и предмета существенно отличаются между собой, так как предмет — это лишь одна сторона объекта, на которую направленно внимание той или иной науки.