Доктрина финансовых ресурсов в нашем государстве в первый раз была введена в 1928 году, когда были определены цели развития СССР на период с 1928 по 1932 год.
На данный момент не существует единственного точного определения данного понятия, что связано с практическим разнообразием концепции. Существует огромное количество финансовых ресурсов коммерческих организаций и их составов, потому разные экономисты дают понятию разные определения.
Финансовые ресурсы - это все средства, которые компания (организация) обязана использовать в своей работе для того, чтобы поддерживать финансовую стабильность.
Понятие и характеристика
Чтобы понять, что такое финансовые ресурсы коммерческих организаций, необходимо найти разницу между определениями «финансовые ресурсы» и «капитал компании». Капитал является частью финресурсов в дополнение к собственному капиталу (деньги, УК) и заемному капиталу (кредиты, ссуды и т. д.).
В результате существования огромного перечня финансовых ресурсов можно отметить, что они отличаются широким диапазоном параметров по соотношению с прочими показателями итогов. Важнейшие из них:
- тесная связь всех компонентов финансовых ресурсов. Ни один элемент не может удовлетворить все возможности компании, потому предприятие пользуется не только собственным капиталом, но и привлекает дополнительные заемные средства;
- взаимозаменяемость всех компонентов ресурсов, что позволяет предприятию (учреждению) реализовывать свои планы;
- отсутствие постоянного дохода может заменить банковский кредит;
- финансовое воздействие. Финансовые ресурсы подвержены различным колебаниям, таким как инфляция и девальвация. Этот факт говорит о том, что подобные средства представлены почти всегда в денежной форме, в натуральной форме, ее эквиваленте, даже если у компании нет наличных средств, но есть кредиты и дебиторская задолженность.
Значимость финансовых ресурсов компании не может быть уменьшена, так как их доступность и рациональное внедрение обеспечивают наивысшую степень финансовой состоятельности, ликвидности организации и быстрого ее развития в будущем.
Основные виды
Кроме разнообразия источников финансовых ресурсов коммерческих организаций можно выделить критерии, согласно которым проводят типологизацию.
В зависимости от критериев привлекательности финресурсы подразделяют:
- короткого периода (менее 1 года);
- длительные (свыше 1 года);
- неограниченного периода.
Первые два типа связаны с заемными средствами, таким как кредит, а третий тип является собственным, к примеру, уставной капитал.
Существуют следующие виды финансовых ресурсов коммерческих организаций в зависимости от степени доступности:
- некоммерческие;
- с ограниченным доступом;
- с неограниченным доступом.
Некоммерческие ресурсы включают ресурсы некоммерческих компаний. У ограниченных ресурсов есть дополнительные требования для их получения и использования. Неограниченными ресурсами называются кредиты, банковские ссуды и проценты по ценным бумагам.
Источники
Главной предпосылкой возникновения разных видов финансовых ресурсов является обилие источников их формирования. Чтобы получить полную оценку вариантов этой финансовой концепции, необходимо понять, как получить и сформировать эти ресурсы. Среди источников финансовых ресурсов коммерческих организаций выделяют следующие виды:
- Собственные источники. К ним относят все виды капитала компании (добавочный, резервный и т. д.) и нераспределенный доход. Текущие обязанности также можно отнести к этому источнику средств.
- Привлеченные средства. Данный источник формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций может включать доходы от ценных бумаг и проценты по ним, а также акции, дополнительные взносы владельцев в целевой капитал, к примеру, платежи по акциям.
- Заемные средства. Данный источник самый разнообразный, так как новые источники создаются каждый год, чтобы получать средства, а потом возвращать часть из них долями. К заемным средствам относятся:
- кредит;
- ссуда;
- лизинг;
- бюджетные ассигнования.
Основы формирования
Для формирования финансовых ресурсов коммерческих организаций разрабатывается целая программа. Она направлена на укрепление финансового положения компании (учреждения) на рынке и распределение резервов.
Формирование финансовых ресурсов коммерческих организаций представим в виде этапов:
- создание требуемого количества;
- использование приобретенных сумм;
- повышение доходности бизнеса;
- разработка мер по понижению риска;
- разработка управления потоками денег;
- формирование итогов и укрепление позиций компании на рынке.
1 этап. Создание необходимого количества финансовых ресурсов
Для того, чтобы выполнить данный этап программы, нужно провести детальное изучение работы компании при расчете необходимого размера ресурсов, которые могли бы обеспечить все цели фирмы. Целями могут быть укрепление рынка, конкурентная борьба за покупателей либо расширение сектора продаж.
Необходимо всесторонне изучить источники средств с возможной оценкой привлекательности их применения. Иными словами, нужно составить перечень всех вероятных источников получения средств и избрать из них имеющий более привлекательные для компании условия.
В результате на данном этапе финансисты определяют номинальную сумму финансового ресурса и источник его создания: собственные средства либо заемные капиталы.
2 этап. Развитие использования приобретенных сумм финансовых ресурсов
Определив размер финансовых ресурсов, необходимо создать цели использования собранных средств. Цели должны всецело либо частично охватывать не только необходимости компании, но и реализовывать социальные планы среди сотрудников. Кроме того, на данном этапе уровень эффективности каждой цели рассчитывается после прибавления к ней ресурсов. В итоге компания может найти средства, которые будут пополнены, к примеру, за счет выручки от продаж.
3 этап. Повышение дохода бизнеса
После изучения и распределения денежных потоков необходимо провести мероприятия, которые направлены на повышение уровня постоянного дохода компании, а конкретно - уровень прибыльности и рентабельности.
Деятельность по повышению дохода связана с ростом финансового риска работы компании (учреждения). Это сопровождающая зависимость в экономике, потому следующим шагом будет регулирование финансового риска.
4 этап. Разработка мер по понижению риска
Риск чрезвычайно трудно оценить при условии роста доходности компании. Но если до использования выявленных денежных ресурсов финансисты будут действовать в соответствии с прогнозом расчета итогов бизнеса, то финансовый риск будет сведен к минимуму.
В итоге главным принципом реализации этого этапа программы является высококачественное изучение и преждевременное программирование порядка работы организации.
5 этап. Разработка мер по управлению потоками в организации
Данный этап является рычагом ограничения финансового риска. Он подразумевает синхронизацию поступлений и выбытия средств, что позволяет компании управлять денежной зависимостью от подрядных организаций и партнеров.
Почти все экономисты заявляют, что уменьшение остатка неиспользованных средств бизнеса содействует повышению постоянного дохода без роста финансового риска.
Этот подход создает двойственность денег в общем потоке финансовых ресурсов компании. С одной стороны (наличные), как и раньше, отвечают потребностям компании, с другой стороны, компании не могут распределять свои средства на определенную сумму.
6 этап. Формирование итогов и укрепление позиций компании на рынке
Данный этап состоит в разработке и использовании финансовых ресурсов. Учитывая все условия, можно прийти к выводу, что предприятие добьется положительных итогов от реализации программы с целью укрепления финансовой позиции компании (учреждения) на рынке.
Необходимо отметить, что завершающий этап, исходя из убеждений укрепления позиций компании на рынке, является первым шагом следующей программы, которая состоит в постоянном анализе и расчете финансовых средств фирмы.
Основы управления
Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций тесно связано с процессом управления ими.
Управление заключается в принятии различных решений относительно получения денежных средств, используемых в процессе деятельности компании и ее постоянного развития.
Целью процесса является максимизация его стоимости. Это означает, что каждое решение, принимаемое в компании, тесно связано с получением постоянной прибыли, улучшающей показатели фирмы. Подразделение, отвечающее за процесс, должно полностью контролировать уровень задолженности предприятия, своевременное выполнение обязательств компании, а также уровень и структуру активов за финансовый год. Это определяет эффективность принятой на предприятии стратегии и достижение поставленных целей, то есть получение прибыли.
Управление финансовыми ресурсами играет очень важную роль на каждом этапе развития предприятия и практически во всех сферах управления. Для ведения бизнеса предприятие должно иметь как физические, так и денежные ресурсы. К последним относятся финансовые ресурсы, включая остатки денежных средств на текущих и срочных счетах в кассе компании, а также краткосрочные ценные бумаги (чеки, векселя, казначейские векселя и т. д.). И материальные ресурсы, и финансовые ресурсы тесно взаимосвязаны. Потребность в финресурсах включает финансирование текущих операций, а также финансирование инвестиций, направленных на создание материальных ресурсов. Это, в свою очередь, способствует созданию готовой продукции, которая является источником притока денежных средств на предприятии. Приобретенные средства увеличивают ресурсы компании и используются в следующем цикле ее деятельности. Чтобы это произошло, необходимо должным образом контролировать время и интенсивность этих потоков.
Процесс управления включает два этапа:
- этап диагностики касается изучения отдельных областей финансовой экономики с помощью многочисленных методов финансового анализа. Эти исследования предназначены для выявления слабых и сильных сторон финансового положения компании;
- этап принятия решения включает текущие и долгосрочные решения, влияющие на финансовые явления на предприятии.
Управление финресурсами - это процесс, состоящий из ряда решений, направленных на получение средств, инвестирование их в ресурсы компании и обеспечение максимизации ее стоимости. Увеличение стоимости компании является результатом соответствующего уровня повышения рентабельности капитала, который компания имеет в своем распоряжении. Преимуществом является максимизация финансового профицита, но в то же время сохранение способности своевременно погашать обязательства. Это важный элемент в процессе управления финресурсами, поскольку взаимосвязь между влиянием и оттоком денежных средств на предприятии определяет его дальнейшее функционирование.
Основы использования
Финансовый менеджмент компании для обеспечения использования финансовых ресурсов коммерческой организации предпринимает такие действия, как:
- анализ экономических результатов компании и ситуации в ее среде. Это отправная точка в процессе принятия решений;
- планирование распределения потоков денег по времени, анализ притоков и оттоков, для обеспечения поддержания ликвидности компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
- планирование деятельности, направленной на снижение риска операций;
- оценка потребности в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления запланированных инвестиций, и попытка получить эти средства;
- планирование оптимальной структуры финансирования, которая позволит сократить расходы и максимизировать поступления;
- выделение полученных средств на наиболее эффективные и прибыльные проекты;
- планирование прибыли на акцию и подготовка предложений по ее распределению. Это важный момент для обеспечения правильного сотрудничества между владельцами;
- контроль и финансовое выполнение задач, предпринимаемых в компании.
Проблема выбора направления применения ресурсов актуальна для многих предприятий.
Основные направления использования финансовых ресурсов коммерческих организаций следующие:
- платежи государственным органам;
- инвестирование в капитальные затраты и вложения;
- образование фондов;
- социальные цели;
- распределение между собственниками;
- стимулирование сотрудников.
Заключение
Таким образом, финансовыми ресурсами коммерческой организации является совокупность абсолютно всех видов денежных средств компании, которые формируются в результате экономической деятельности фирмы. Среди основных источников выделяют собственные средства, привлеченные и заемные. Основным источником является получение дохода в виде выручки при реализации деятельности.