Различные виды планов: классификация и особенности

Планирование является одной из важнейших функций управления, обеспечивающей четкое представление о будущем организации и путях достижения намеченных целей. Эффективное планирование позволяет рационально использовать все виды ресурсов, своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды, добиваться поставленных целей с наименьшими затратами.

Функции и принципы планирования

Планирование деятельности фирмы — это процесс разработки и практической реализации мероприятий, определяющих будущее состояние фирмы. Планирование позволяет:

  • определить цели развития фирмы;
  • сбалансировать потребности фирмы и возможности их удовлетворения;
  • скоординировать усилия всех подразделений для достижения общих целей;
  • быстро реагировать на изменение обстановки.

Для того чтобы планирование могло эффективно выполнять указанные функции, необходимо строить его согласно следующим принципам:

  1. Принцип единства - обеспечение согласованности планов всех структурных подразделений и служб фирмы.
  2. Принцип непрерывности - оперативная корректировка планов по мере изменения внутренних и внешних условий.
  3. Принцип гибкости - возможность быстрой перестройки планов при изменении ситуации.
  4. Принцип точности - обоснованность плановых показателей и реальность их выполнения.

Классификация планов и этапы планирования

Всю совокупность разрабатываемых на фирме планов можно подразделить по различным признакам:

  • По времени действия планы делятся на: долгосрочные (5-20 лет); среднесрочные (3-5 лет); краткосрочные (до 1 года); текущие (до суток).
  • По сфере применения существует: межцеховое планирование; внутрицеховое планирование; бригадное планирование; индивидуальное.
  • По другим признакам выделяют планирование предварительное и окончательное, укрупненное и детализированное.

Процесс планирования включает несколько этапов:

  1. Анализ исходной информации о фирме и внешних условиях.
  2. Разработка целей и задач фирмы на плановый период.
  3. Определение стратегии и тактики функционирования фирмы.
  4. Разработка планов по основным направлениям деятельности.
  5. Составление сводных планов фирмы.
  6. Доведение планов до подразделений и конкретных исполнителей.

Формы планирования и виды планов

Формы планирования бывают административная, рыночная и индикативная.

Административная форма планирования характерна для государственных предприятий. В этом случае вышестоящий орган устанавливает плановые задания по объемам производства и другим показателям.

Рыночная форма планирования основана на анализе спроса и предложения. Она используется на частных предприятиях.

Индикативное планирование представляет собой государственное регулирование цен, налогов и других макроэкономических параметров.

Виды планов, разрабатываемых на предприятии:

  • технико-экономические планы;
  • оперативно-производственные планы;
  • бизнес-планы инвестиционных проектов.

Технико-экономическое планирование включает показатели объемов, затрат, прибыли и другие. Оперативно-производственное планирование детализирует производственный процесс. Бизнес-планирование оценивает целесообразность инвестиционных проектов.

Женщина-менеджер, размышляющая о планах

Уровни и системы планирования

По уровням управления различают виды планирования:

  • фирменное планирование (высший уровень);
  • цеховое планирование (средний уровень);
  • производственное (низший уровень).

По методам обоснования существуют системы:

  • централизованного планирования;
  • рыночного планирования;
  • индикативного.

Централизованное планирование характерно для госпредприятий, когда вышестоящий орган задает плановые показатели. Рыночное и индикативное планирование более характерны для частных фирм.

Стратегическое и оперативное планирование

Стратегическое планирование - это процесс выбора целей и путей развития организации на длительную перспективу с учетом внутренних возможностей предприятия и внешних условий.

Оперативное планирование решает текущие задачи и разрабатывает конкретные меры для реализации стратегического плана.

Отличия стратегического и оперативного планирования:

  • по длительности планового периода;
  • по степени неопределенности условий;
  • по методам планирования.

Технико-экономическое планирование

Технико-экономическое планирование включает разработку планов предприятия и его подразделений по основным технико-экономическим показателям.

Объектами технико-экономического планирования являются:

  • объем производства и продаж;
  • материальные и трудовые затраты;
  • прибыль и рентабельность и др.

Технико-экономические планы содержат как натуральные, так и стоимостные показатели деятельности предприятия.

Календарь с запланированными датами

Оперативно-производственное планирование

Задачей оперативно-производственного планирования является координация производственного процесса в пространстве и времени на всех его стадиях.

Основные этапы оперативно-производственного планирования:

  1. предварительные расчеты потребностей;
  2. разработка оперативных графиков и планов;
  3. корректировка планов по ходу производства.

Оценка эффективности оперативно-производственного планирования осуществляется по таким показателям как ритмичность работы, производительность труда, уровень запасов.

Оперативно-календарное планирование

Оперативно-календарное планирование устанавливает конкретные сроки выполнения операций технологического процесса с целью ритмичного выпуска продукции.

Объектами оперативно-календарного планирования являются этапы и операции производственного процесса.

Основные задачи оперативно-календарного планирования:

  • обеспечение согласованности всех звеньев производственного процесса;
  • создание равномерного графика загрузки мощностей;
  • выявление и своевременное устранение "узких мест".

Бизнес-планирование

Бизнес-планирование - это процесс разработки детального плана осуществления бизнес-проекта, включающий оценку текущего состояния, определение целей, задач, стратегии и тактики, порядка выполнения мероприятий.

Основные цели бизнес-планирования:

  • - оценка эффективности и рисков инвестиционных проектов;
  • - получение финансирования под реализацию проекта;
  • - координация и контроль выполнения намеченных мероприятий.

Структура бизнес-плана включает следующие основные разделы:

  1. Резюме проекта
  2. Описание продукта или услуги
  3. Анализ рынка и конкурентов
  4. План маркетинга
  5. Производственный план
  6. Организационный план
  7. Финансовый план
  8. Анализ рисков
  9. Приложения

Зарубежный опыт планирования

Существует классификация Р.Л. Акоффа, в соответствии с которой выделяют четыре типа планирования:

  • реактивное (ориентация на прошлый опыт);
  • инактивное (поддержание существующего положения);
  • преактивное (ориентация на будущие изменения);
  • интерактивное (проектирование будущего).

Реактивное планирование опирается на сложившиеся традиции и старые организационные формы.

Проактивное планирование предполагает непрерывные изменения в разных сферах деятельности предприятия с целью адаптации к будущим условиям.

Разработка планов на предприятии

Основными направлениями плановой работы на предприятии являются:

  • производственные планы;
  • планы материально-технического обеспечения;
  • планы по труду и заработной плате;
  • финансовые планы;
  • инвестиционные планы.

Реализация планов

Для успешной реализации разработанных планов необходим эффективный механизм их выполнения. Он включает:

  • доведение плановых показателей до конкретных исполнителей;
  • обеспечение необходимыми ресурсами и информационной поддержкой;
  • создание мотивации для качественного выполнения планов.

Важную роль играет контроль за ходом выполнения планов. По его результатам осуществляется корректировка и уточнение планов.

Эффективность планирования

К основным критериям эффективности планирования относятся:

  • степень достижения целей;
  • уровень выполнения плановых показателей;
  • затраты ресурсов на разработку и реализацию планов.

На отклонение фактических показателей от плановых могут влиять как объективные, так и субъективные факторы.

Повышение эффективности планирования может быть достигнуто за счет внедрения гибких методов, автоматизации расчетов, использования прогрессивного опыта.

Планирование в условиях неопределенности

Существуют разные виды неопределенности, с которыми сталкивается планирование:

  • неполнота информации;
  • случайные колебания показателей;
  • изменчивость внешних факторов.

Для учета неопределенности применяют сценарное планирование, метод гибких целей, моделирование и другие методы.

Перспективы развития планирования

Современные концепции планирования основаны на принципах всеобщего управления качеством, бережливого производства, инновационного развития.

Активно применяются компьютерные технологии планирования. Развивается стратегическое планирование с учетом глобализации рынков.

План производства и реализации продукции

План производства и реализации продукции является одним из ключевых разделов в системе планирования на предприятии. Он определяет основные целевые показатели выпуска и продаж товаров и услуг в натуральном и стоимостном выражении.

При разработке данного плана анализируются:

  • спрос и емкость рынка;
  • наличие необходимых производственных мощностей и ресурсов;
  • эффективность и конкурентоспособность выпускаемой продукции.

На основе этих данных определяется оптимальный объем и ассортимент выпуска, рассчитываются производственная программа и соответствующие финансово-экономические показатели ее реализации.

План материально-технического снабжения

Эффективное функционирование производства невозможно без своевременного и полного обеспечения всех его потребностей в материально-технических и энергетических ресурсах.

План материально-технического снабжения включает:

  • расчет потребности в сырье, материалах, комплектующих;
  • формирование производственных запасов;
  • графики поставок;
  • показатели затрат на закупки.

Реализация этого плана обеспечивает ритмичную работу производства по выпуску продукции в заданном объеме и номенклатуре.

План по труду и заработной плате

Планирование потребности предприятия в персонале и формирование фонда заработной платы осуществляется в рамках плана по труду и заработной плате.

Этот документ содержит:

  • расчет численности работников по категориям;
  • показатели производительности труда;
  • фонд заработной платы;
  • мероприятия по совершенствованию организации и оплаты труда.

Реализация мероприятий данного раздела способствует росту эффективности использования трудовых ресурсов предприятия.

Финансовый план

Финансовый план консолидирует все затраты и результаты деятельности предприятия, отражая их в виде основных финансово-экономических показателей.

Он включает данные о доходах, расходах, прибыли предприятия, потребности в оборотных средствах, платежах в бюджет, получении и возврате кредитов. На его основе оценивается финансовое состояние предприятия и возможность выполнения всех запланированных бизнес-процессов и платежных обязательств.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.